Проблема исследования эмоциональной стороны жизни подростков, специфики структуры их ценностных ориентаций не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий.
Понятие ценностных ориентаций возникло в социально-психологической науке на границе двух концепций – социальной философии и теории установок, разрабатываемой в психологической науке. Термин «Ценностные ориентации» был введен в науку американским социологом Толкоттом Парсонсом. Особым вкладом в развитие понятия ценностных ориентаций научная общественность обязана двум социологам, представителям гуманистической социологии, Флориану Знанецкому и Уильяму Томасу, которые рассматривали ценности в контексте социально-психологического понятия установок. В качестве ценностей авторы определяли любые предметы, могущие обладать определенным значимым, для представителей социальных групп, содержанием; при этом под установками понимались субъективные ориентации личностей в отношении социальных ценностей.
На сегодняшний день, в социологической науке, а также в социально-психологической, можно обнаружить хорошую теоретическую проработанность проблемы ценностных ориентаций, их формирования и трансформации. При этом, одними из самых ярких работ, по нашему субъективному представлению, можно назвать работы Милтона Рокича, Шалома Шварца, Виктора Франкла, Дмитрия Леонтьева и других. Обобщенное представление о ценностях и ценностных ориентациях позволяет представить их как систему, определяющую содержательный аспект направленности личности, составляющей основу ее отношения к действительности, к окружающим людям, к себе, мировоззренческую позицию и мотивационную активность. Ценностные ориентации личности лежат в основе развития личности, ее формирования и становления, именно они определяют мотивационные установки личности и направление деятельности.
Уже в старшем школьном возрасте ценностные ориентации себя обнаруживают, их можно исследовать. Изучением ценностных ориентаций у детей подросткового и юношеского возрастов, в нашей стране, занимался российский социолог Франц Шереги, интересные исследования, в этом направлении, представлены в работах Михаила Горшкова, Анатолия Мудрика и многих других.
Ценностно-смысловая сфера школьника в период обучения в старших классах «…представляет собой сложное системное образование, не статичное в силу возрастных особенностей, в которое включены определенные иерархические структуры, укоренившиеся в сознании индивида и оказывающие влияние на него, как внутренние нормы поведения и оценки, и как строители жизненных перспектив молодых людей» [1].
Существует несколько классификаций ценностных ориентаций, одной из наиболее распространенных можно считать классификацию М. Рокича, в которой было предложено делить все ценности на инструментальные и терминальные. В современном российском обществе можно наблюдать ситуацию, когда на первый план выдвигаются материальные ценности, которые определяют выстраивание межличностных отношений, социальных ориентиров и пр. В 2007 году было организовано и проведено исследование под патронатом Фонда им. Питрима Сорокина. Результаты, которые были получены, позволили выстроить иерархию доминирующих ценностей российской молодежи [2]:
-
Материальное благополучие.
-
Ценность «Я» (индивидуализм).
-
Карьера (самореализация).
-
Семья.
-
Стабильность.
-
Свобода.
-
Уважение к старшим.
-
Вера в Бога.
-
Патриотизм.
-
Долг и честь.
Так же, в данном исследовании, было установлено, что в России значительная часть ценностей занята антиценностями, среди которых также была выстроена иерархия [2]:
-
Культ денег.
-
Безразличие и индивидуализм.
-
Вседозволенность.
-
Циничный прагматизм, культ карьеры.
-
Крах семьи.
-
Социальное иждивенчество.
-
Сексуальная распущенность.
-
Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.
-
Коррупция.
-
Ксенофобия
Приходится с грустью констатировать, что духовные ценности теряют свою весомость, ориентирами для подрастающего поколения являются власть, деньги, карьеризм.
Давая характеристику молодежному сознанию и системы ценностей современного россиянина, социологи отмечают следующие особенности [3, с. 190]:
-
Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов.
-
Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами.
-
Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными.
-
Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов.
-
Внеинституциональная культурная самореализация.
-
Отсутствие этнокультурной самоидентификации
«Ценностные ориентации выступают как интегральный показатель направленности личности. Они являются ориентиром личности, определяющим направленность выбора варианта поведения в социальной среде. Это реагирование на среду (ситуацию) избирательно и, по убеждению личности, в свойственном ей и полезном для нее направлении» [4, с. 432].
«Преобладающие ценностные установки в обществе могут составлять основную характеристику культуры. Эти ценностные установки выражают понятия о том, что хорошо и желательно. Обширный комплекс значений, убеждений, обычаев, символов, норм и ценностей, которые превалируют у людей в обществе, – это проявления лежащей в их основе культуры. Культура не локализована в умах и действиях отдельных людей. Скорее, она вне индивида. Она связана с прессингом, которому подвержен индивид в силу того, что живет в определенной социальной системе» [5, с. 38].
«Кардинальная смена общественной системы и произошедшие в последние годы в нашей стране изменения привели к необходимости проведения переоценки значимости целого ряда фундаментальных ценностей… В этой связи особое значение приобретает процесс формирования системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности» [6, с. 99].
С целью изучения эмоционально-ценностных аспектов отношения старшеклассников к миру и себе, Центром диагностики и консультирования было проведено исследование, в котором приняли участие 478 учащихся 8-ых и 10-ых классов всех общеобразовательных школ города. Анкетирование проводилось в мае 2015 года.
Инструментом исследования послужила анкета, состоящая из 24 вопросов, направленных на оценку эмоционально-ценностного компонента отношения старшеклассников к различным сторонам их жизни: перспективам личностно-профессиональной самореализации, взаимодействия с различными социальными институтами (системой образования, учреждения культуры и спорта, СМИ и др.), взаимоотношениями со сверстниками и значимыми взрослыми
Данная анкета была использована в 2012 году при проведении сетевого анкетирования «Семейные ценности», что позволяет провести сравнительный анализ результатов, полученных с интервалом в три года и оценить основные тенденции в формировании отношения старшеклассников к различным аспектам собственной жизни.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Терминальные ценности старшеклассников, их рейтинг
Терминальные (базовые) ценности являются важнейшим регулятором активности, поведения и деятельности человека. Они придают жизни человека определенный смысл и направленность и отвечают на вопрос «Ради чего человек живет». Неслучайно их называют мировоззренческим ядром личности.
В старшем школьном возрасте происходит интенсивное становление ценностно-смысловой сферы, как вершинного регулятора активности человека.
Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, является самым важным в жизни?» Варианты ответов представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Оценка значимости для старшеклассников различных терминальных ценностей
Варианты ответов |
2012 (%) |
2015 (%) |
Иметь крепкую семью, детей |
61,1 |
54,2 |
Иметь хороших друзей, интересный круг общения |
47,3 |
45,8 |
Быть счастливым в любви, в личной жизни |
59,4 |
44,8 |
Возможность реализовать свои способности |
42,5 |
39,5 |
Иметь интересную работу |
44,3 |
36,6 |
Быть самостоятельным, независимым |
37,2 |
31,8 |
Быть материально обеспеченным |
40,3 |
30,8 |
Быть полезным людям |
31,2 |
24,7 |
Быть полезным своей Родине |
22,0 |
23,0 |
Быть признанным окружающими |
25,3 |
12,3 |
Другое |
9,1 |
4,0 |
В рейтинге ценностей 1 место занимает ценность «Крепкая семья». Несмотря на то, что число старшеклассников, считающих семью самой главной ценностью, в процентном соотношении несколько снизилось, тем не менее, первое рейтинговое место сохранилось. Интересно и то что, наиболее высокие рейтинговые позиции заняли ценности связанные с человеческими взаимоотношениями – дружбы, доверия, любви.
На наш взгляд, это очень благоприятная тенденция, поскольку наблюдающаяся в последние годы интенсивная виртуализация общения нередко вызывает уплощение эмоциональных связей людей и, по оценкам специалистов, может приводить к снижению ценности непосредственных человеческих контактов. По данным нашего исследования наблюдается противоположная тенденция – к повышению ценности таких контактов. Следующими по значимости за ценностями общения идут ценности самореализации: «Иметь интересную работу», «Реализовать свои способности». Далее – ценности автономии и независимости.
Как и в 2012 году, в настоящее время последние рейтинговые места занимают ценности служения. При этом следует заметить, что на фоне снижения по всем ценностям (от 3,5% до 15%) отмечается рост только по одной шкале – «Быть полезным своей Родине» (рост составил всего 1%).
Примечательно и то, что достаточно сильно понизился процент старшеклассников, для которых важно «быть признанным окружающими», в результате чего ценность самоутверждения оказалась на последнем рейтинговом месте.
В целом, по всем выборам, сделанным респондентами, заметно, что в 2015 году по каждой ценности количество выборов оказалось несколько ниже, что свидетельствует о том, что в 2012 году старшеклассники выбирали большее количество ценностей, их выбор был более разнонаправленным. На рисунке 1 в графической форме представлена динамика представлений старшеклассников о значимости различных жизненных ценностей.
Рисунок 1. Динамика представлений старшеклассников о значимости различных жизненных ценностей
Жизненные приоритеты старшеклассников
В сфере жизненных приоритетов старшеклассников наблюдаются следующие тенденции.
На 10,5% снизилось число старшеклассников, считающих жизненным приоритетом получение образования и овладение профессией, при этом повысилось число респондентов, выбравших приоритет устройства на работу и обретения материальной обеспеченности (на 6 %) и приоритет создания семьи и рождения детей на (6,7 %).
Ответы старшеклассников на вопрос «Что для Вас на сегодняшний день является жизненным приоритетом?» представлены в Таблице 2.
Таблица 2 – Жизненные приоритеты старшеклассников
Варианты ответа |
% |
|
Получение образования и овладение профессией |
69 |
58,4 |
Устройство на работу и обретение материальной независимости и обеспеченности |
12 |
18,0 |
Создание семьи и рождение детей |
10 |
16,7 |
Я пока об этом не думаю |
8 |
12,3 |
Рисунок 2 . Динамика жизненных приоритетов у старшеклассников
Представления старшеклассников о собственном будущем
Важным смысловым регулятором активности человека, наряду с актуальными мотивами, представлениями, отношениями является его представление о будущем. В подростковом и юношеском возрасте происходит активное формирование смысловой перспективы жизни человека и одним из показателей благополучного формирования этой сферы является субъективная реалистичность жизненных планов.
Оценка старшеклассниками перспектив реализации жизненных планов
88,5% опрошенных старшеклассников позитивно оценивают перспективы реализации собственных жизненных планов 2,3% – негативно,11,7% затруднились в оценке. Именно для группы старшеклассников, затруднившихся в оценке, характерен выбор чувства растерянности.
В Таблице 3 представлены ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, сможете ли Вы в будущем реализовать свои жизненные планы?»
Таблица 3 – Оценка перспектив реализации жизненных планов
Варианты ответа |
2012 |
2015 |
Скорее всего, смогу |
53 |
66,1 |
Безусловно, смогу |
30 |
22,4 |
Скорее, не смогу |
2 |
1,3 |
Не смогу, точно |
0 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
11,7 |
Рис. 3. Динамика оценки реалистичности перспектив реализации жизненных планов
Когнитивная оценка перспектив реализации жизненных планов, как правило, сопровождается интенсивными эмоциональными переживаниями. С целью изучения эмоционального компонента отношения к собственному будущему, респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Размышляя о своем будущем, какое чувство вы чаще всего испытываете?». Анализ результатов показывает, что возросло число старшеклассников, испытывающих позитивно окрашенные чувства, такие как надежда, уверенность и спокойствие (число респондентов, выбравших одно из чувств данной группы, увеличилось на 12,2%).
Число респондентов, испытывающих негативно окрашенные чувства, такие как раздражение, растерянность, безразличие увеличилось незначительно – на 0,4%. При этом число учащихся, испытывающих раздражение, увеличилось на 1,7%, а число учащихся испытывающих безразличие, снизилось на 1,5%. Следует заметить, что число старшеклассников, испытывающих растерянность при размышлении о своем будущем, остается достаточно высоким и составляет 14%.
Сравнение результатов 2012 и 2015 годов показывает также, что наблюдается снижение числа старшеклассников, затруднившихся в описании собственных чувств. Данный факт можно интерпретировать как повышение уровня осознанности чувств у старшеклассников.
В Таблице 4 представлены ответы старшеклассников на вопрос: «Размышляя о своем будущем, какое чувство вы чаще всего испытываете?»
Таблица 4 – Эмоциональные состояния старшеклассников, возникающие в процессе размышлений о собственном будущем
Варианты ответа |
2012 |
2015 |
Надежду |
37 |
41 |
Уверенность |
23 |
23,8 |
Спокойствие |
10 |
17,4 |
Растерянность |
14 |
14,2 |
Раздражение |
1 |
2,7 |
Безразличие |
4 |
2,5 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
0 |
Рисунок 4. Динамика эмоциональных состояний у старшеклассников
Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников
Важнейшей задачей старшего школьного возраста является профессионально-личностное самоопределение.
Представления старшеклассников о некоторых аспектах, характеризующих процесс профессионального самоопределения были изучены в ходе анкетирования.
Результаты изучения профессиональных предпочтений старшеклассников
По сравнению с 2012 и 2015 годом, в профессиональных предпочтениях старшеклассников произошли изменения.
Существенно расширился список профессий (в 2012 году – 26 специальностей, в 2014 – 58, в 2015 – 72 профессии). 10 наиболее популярных профессий представлен в Таблице 5.
Таблица 5 – Наиболее популярные профессии
Рейтинг |
Профессия |
Чел |
% |
1 | Врач (стоматолог, гинеколог, патологоанатом, анестезиолог, спортивный врач) |
41 |
8,5 |
2 | Инженер (технолог, строитель, механик, конструктор) |
22 |
4,6 |
3 | Военный (разведка) |
21 |
4,6 |
4 | Полиция, ФСБ |
16 |
3,3 |
5 | МЧС |
15 |
3,3 |
6 | Предприниматель (гостиничный, ресторанный бизнес) |
12 |
2,5 |
7 | Программист |
12 |
2,5 |
8 | Юрист, следователь, адвокат, прокурор |
11 |
2,5 |
9 | Учитель (воспитатель) |
10 |
2,1 |
10 | Психолог |
9 |
2,1 |
В 2014 году наиболее популярными являлись профессии: инженер (13,9%) , медицинский работник (9,4%), менеджер (7,4%), программист (5,5%), юрист (5,2%), педагог (4,5%). В 2012 году первые места в рейтинге занимали профессии: программист (10%), инженер (8,5%), врач (4,8%), экономист (4,8%), менеджер (3,6%), профессия педагога находилась на одном из последних мест.
В 2015 году на 1 место по популярности выходит профессия врача, второе место занимает профессия инженера (почти в 2 раза меньшее количество старшеклассников делают выбор в пользу этой профессии), а третью, четвертую и пятую позицию занимают профессии, связанные с работой в силовых структурах. Существенно понизились в рейтинге места таких профессий, как менеджер и экономист.
Таким образом, список наиболее популярных профессий изменился довольно значительно, при этом заметно повысился рейтинг профессий, востребованных в силовых структурах.
По-прежнему важнейшими мотивами выбора профессии являются высокий уровень оплаты труда, престижность, возможность реализации своего потенциала. Вместе с тем снизилось число ответов, подчеркивающих ориентацию на социальные и материальные преимущества профессионального выбора, увеличилось число ответов, подчеркивающих значимость содержания и процесса профессиональной деятельности.
Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом на 8,6% снизилось число учащихся, у которых нет осознанных профессиональных предпочтений, в 2015 году оно составило 10,2%.
Полученные данные подтверждают, что для старшеклассников актуальным является вопрос самореализации, поиск себя в различных видах деятельности. Для старшеклассника важным вопросом является вопрос профессионального самоопределения, исходя из которого будет осуществлен выбор будущего образовательного учреждения – колледжа или вуза, определение профиля подготовки, исходя из личных интересов и профессиональных предпочтений. Вопрос самореализации является одним из главных в старшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте человек решает важнейшую жизненную задачу «Кем быть», в которой кроется важнейший аспект будущей социальной самореализации.
В данном исследовании был проведен сравнительный анализ динамики ценностных ориентаций старшеклассников. Полученные результаты могут послужить опорой для организации работы со старшеклассниками в области формирования ценностей, ориентиров будущей жизнедеятельности, профессиональной ориентации – при составлении спецкурсов, организации программ личностного развития, а также в рамках воспитательной работы и психологического сопровождения старшеклассников.
Библиографический список
-
Гончарова Т.Н., Пожиткина Н.В. Исследование терминальных ценностей и жизненных приоритетов в юношеском возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15321 (дата обращения: 20.05.2016).
-
Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования [Электронный ресурс]. URL: http://keepslide.com/no_category/58929 (дата обращения: 18.05.2016).
-
Кузнецова В.Н. Социология молодежи. Учебник. – М. : Гардарики, 2007.
-
Мылтасова О.В. Особенности ценностных ориентаций студентов разных форм обучения // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 432-437.
-
Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 37–67.
-
Мылтасова О.В. Особенности ценностных ориентаций у студентов дневной формы обучения в зависимости от успешности обучения // Международная научная школа психологии и педагогики. Новосибирск, 2014. № 4. С. 98-102.
Количество просмотров публикации: Please wait