Цели:
- Развитие социальных навыков.
- Развитие психических процессов.
Задачи:
- Содействие развитию понимания других людей и самих себя.
- Формировать у детей позитивное восприятие окружающих.
- Развивать воображение.
- Развивать внимание (устойчивость в условиях коллективной деятельности).
Оборудование:
Печатные буквы алфавита, разные варианты изображения солнца (рисунок, аппликация), бумага формата А-2, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Вводная часть.
Создаем радостное настроение. Дети встают в круг, делают глубокий вдох и очень медленный, чуть слышный выдох (2-3 раза). После этого проводится игра «вещи, дарящие радость». Детям (и учителям тоже) нужны внутренние отдушины, чтобы обретать новые силы и новую энергию. Эта игра предоставляет прекрасную возможность для привнесения в класс щепотки оптимизма.
Инструкция: «Вспомни о тех вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестке розы, возможно – уютное тепло твоей постели, возможно – освежающий прыжок в прохладу реки в жаркий день… Припомни свои чувства в мгновения счастья (1 минута). Хочет ли кто-нибудь из вас рассказать о том, что их вещей, дарящих радость, он выбрал на этот раз?»
Ребенку дается возможность описать свои ассоциации и затем предлагается всей группе детей представить себе описываемый предмет как можно более наглядно. В результате рассказчик станет ближе и понятнее остальным детям.
Основная часть.
Дети занимают свои места за партой.
Задание 1. «Печатная машинка».
На доске записывается фраза: «При солнышке тепло, при матери добро». Детям раздаются карточки с буквами алфавита. Учащихся просят по очереди хлопать в ладоши, когда в тексте (что на доске) встречается буква алфавита, изображение которой дано ученику на карточке. Нужно хлопать в ладоши всем вместе, если встречаются знаки препинания.
Задание 2. «Ладонь, полная солнца».
На доске появляются изображения солнца. Дети сидят за партой вдвоем. Каждая пара обучающихся получает один лист бумаги (формат А-2) и цветные карандаши. Детям предлагается совместно нарисовать солнце, а затем по очереди каждый кладет на бумагу свою ладошку, а сосед(ка) обводит и закрашивает ладошку напарника так, чтобы она была красивой (не заходить за контуры, чтобы не было пробелов).
Когда совместный рисунок будет готов, попросить детей представить себе, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем. Это могут быть дружба, смех, любовь и т.п. Можно провести обсуждение этого вопроса. Во время работы звучит музыкальное сопровождение (например, оркестровые композиции под управлением Джеймса Ласта).
Заключительная часть.
Дети встают в круг. Подведение итогов занятия: «Приветливо посмотрим друг на друга. По очереди каждый протянет свою руку в середину круга и поделится со всеми своими чувствами по поводу урока, ответив на вопросы: «Что понравилось? Чему научился? Как ты себя чувствуешь?» Следует избегать определений «хорошо», «нормально». Обратить внимание детей на важность передачи собственных эмоциональных ощущений.
Библиографический список
- Мухаметова Р.М. Психология. Занятия с детьми 1-2 классов. Изд-во «Учитель-АСТ», Волгоград, 2004г.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: «Генезис», 2003г.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 2. М.: «Генезис», 1998г.