Одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед государством, в настоящее время, является выбор метода устойчивого экономического развития социальной сферы, и его непосредственная реализация. Залогом развития страны в социально-экономическом плане, является высокая эффективность работы государственных институтов. Поэтому, применение различных методов программного управления является одним из стратегически важных элементов повышения эффективности деятельности государственных институтов.
В Российской Федерации уделяется большое внимание категориям населения, нуждающимся в социальной защите государства. К таким категориям относится и многодетная семья. Напомним, что многодетной семьей считается семья, в которой трое и более детей, находящихся на иждивении у своих родителей (опекунов и т.д.). [1]
Президент Российской Федерации отметил, что «крепкая, благополучная, многодетная семья – вот вокруг чего следует объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественного просвещения и культуры”.
В утвержденной распоряжением правительства РФ от 25 августа 2014 года Концепции «государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается следующее: «решением проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, остается в центре внимания государства и побуждает к поиску новых способов их решения». Таким образом, основными приоритетами успешного развития страны необходимы стать укрепление семьи как основа государства и формирование условий, при которых семья будет чувствовать уверенность в будущем.[2]
Для достижения отмеченных в Конвенции пунктов государственной поддержки семьи, понадобится обратить внимание на все законодательные акты, касающиеся поддержки всех категорий семей в России и выявить существующие пробелы.
Все предшествующие изменения, а также происходящие в настоящее время, показывают, что развитие общества напрямую зависит от состояния социальной сферы, которая выступает в качестве важнейшего критерия общественного прогресса. Функционирование общественной системы, частью которой является социальная работа, невозможно без организации и управления происходящими в этой системе процессами.
Для достижения определенных целей широко используется программно-целевой подход, с помощью которого определяются и реализуются различные программы, которые решают важные проблемы государственного развития. Если говорить о применении данного подхода в социальной работе с многодетными семьями, то можно отметить, что он реализуется в виде конкретных программ, направленных на решение различного рода проблем, присущих многодетным семьям: материально-бытовые, проблема трудоустройства родителей, жилищные, психолого-педагогические, медицинские и др.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня программно-целевое управление выступает в качестве одного из ключевых инструментов менеджмента. Если говорить о нем как об организационной системе, то выделяются две подсистемы: управление процессом разработки программы и, непосредственное, процесс ее реализации.
Целевая программа как согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, главным образом направлена на решение комплекса приоритетных социальных, экономических, демографических и иных задач, для которых характерны специфические условия. Иными словами, эти программы представляют собой важнейший инструмент реализации структурной политики государства, прямым образом воздействуя на его социально-экономическое развитие, что, в конечном счете, решает наиболее важные задачи, стоящие перед государством.
Если говорить о многодетных семьях, то наиболее острой проблемой выступает жилищный вопрос. Жилищные условия, чаще всего, не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. В среднем семьи с детьми имеют худшие жилищные условия, чем семьи без детей.
Для решения вышеуказанной проблемы приведем пример действующей на сегодняшний день Федеральной программы, ставшей важной вехой в жилищной политике России. Согласно программе «Жилище» на 2015-2020 гг., различные категории семей имеют возможность приобрести недвижимость при финансовой поддержке государства. Эта программа рассчитана на людей, которые обладают правом получения субсидии, позволяющей улучшить жилищные условия. К тому же, проект программы предполагает, помимо улучшения жизнедеятельности граждан, стимулировать процент рождаемости, что очень актуально для нашей страны. Что же касается многодетных семей по данной программе, то они могут рассчитывать на помощь в 1 млн.руб. Остальная часть долга погашается посредством кредита либо взносами из личных сбережений. [3]
Таким образом, программно-целевой подход позволяет разрабатывать и реализовывать различного рода программы, эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
[1] Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. /Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН. 2010. – 176 с.
Библиографический список
- Антонов А.И. Социология семьи /под общ. ред. А.И. Антонова. – М.: Академический проект,2011. – 640 с.
- Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. /Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН. 2010. – 176 с.
- Моисеев В.В. Социальная политика России: монография/ В.В. Моисеев. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 348 с.
- Концепция государственной семейной политики в Российской федерации на период до 2025 года от 25 августа 2014 г. № 1618-р. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/media/files/MyVeIiu5Nu8.pdf
- Постановление от 25 августа 2015 г. № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/media/files/VSKxxJUxREERXnt309filqQhQadimS0K.pdf
- Моисеев В. В. Социальная политика России/В.В. Моисеев. – М.:Директ – Медиа.2014. – 348 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biblioclub.ru