Каждый ребенок, рождаясь, является уникальным, неповторимым. У каждого есть свои особенности, таланты. Каждый человек стремится к знаниям, стремится «найти себя», старается раскрыть свой творческий потенциал.
Кто же такой одаренный ребенок? Почему мы решаем, какого называть одаренным ребенком?
В.А.Сухамлинский говорил такие замечательные слова: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Сухомлинский говорит нам «холить и лелеять. А кто же должен этим заниматься, чтобы «росточек вырос и дал обильный плод»? На наш взгляд в раскрытии его творческих способностей способствует образовательное пространство, в котором он находится.
Исходя из эмпирических наблюдений, одаренный ребенок проходит образовательный маршрут, который в большей или меньшей мере отличается от образовательного маршрута среднестатистического ученика.(4)
Одаренность в первую очередь связана с творческой и креативной составляющей. В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренный ребенок более гибок в воспитании окружающего, у него наиболее развиты все интеллектуальные качества личности: логика, память, мышление, а так же природные задатки (музыка, спорт и т. п.)
При работе с одаренными детьми нужно учитывать множество условий. Главной трудностью при работе с одаренными детьми является их общение с педагогами и со сверстниками. Это вызвано тем, что одаренные дети сильно отрываются от сверстников в развитии и общение с ними им просто не интересно. Что касаемо педагогов, то их так же пугает нестандартность, оригинальность мышления таких детей. И часть одаренных детей оказываются «неодобряемые» и «нежеланные». Журба Н.Н. в своей статье затрагивает тему роли классного руководителя в поддержке одаренный детей. Она предлагает нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога. (3)
В связи с этим так же необходимо выстраивать обучение таких детей по индивидуальном образовательному маршруту (4)
Т.Н. Гущина в своей работе включает в себя отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности, применение психолого – педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно- воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития.(4)
В среде ДОУ необходимо создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка. То есть необходимо выявить одаренных детей, провести просветительские работы на тему взаимодействия с одаренными детьми, далее необходимо создать все условия для их развития, и для контроля всего сопровождения необходимо проводить диагностику успешности развития одаренного ребенка на разных этапах обучения.
Обучение в НПО (СПО) предполагает обучение, при котором обучающемуся предоставляется возможность заниматься тем, что ему интересно, развиваться, расти в этой области.
Практика учреждений НПО (СПО) показывает, что наиболее эффективный в работе с одаренными детьми достигается путем индивидуального образовательного маршрута, о чем мы говорили до этого и проектной деятельностью.
Проект в образовательных организациях — это спланированная образовательная деятельность сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Эта тема исследуется и изучается совместно, в кооперации. При этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени.
Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, основанную на исследованиях (например, образование как социальный, основанный на сотрудничестве процесс) и ставит во главу угла профессионализм педагогов. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. (из книги инета)
Проектная деятельность помогает учащимся найти себя, раскрыть все свои таланты и способности. Показать их окружающим.
Таким образом, современные формы работы с одаренными детьми создают условия для выявления одаренных обучающихся, их самореализации, самосовершенствования, успешного продвижения в выбранной сфере деятельности, далее – профессии.
Нужно понимать, что наше будущее строиться на таких интеллектуалах, одаренных детях. Необходимо понимать это. И как было сказано в начале, нам необходимо суметь «вырастить маленький росточек» и он обязательно «даст свои плоды».
Библиографический список
- А.И. Савенков Разработка практико – ориентированной образовательной модели – «Одаренный ребенок в массовой школе»
- Жаппуева Л. Х. Особенности организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми / Л. Х. Жаппуева, А. Р. Закуреев // Инновации в образовании. – 2011. – № 4. – С. 124-134.
- Журба Н. Н. Функции и роль классных руководителей по социально – педагогической поддержке одаренного ребенка.
- Л. В. Байбородова Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно – методическое пособие. /под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Депертамент образования Ярославской области, 2011. – 291 с.
- Райхерт-Гаршхаммер, Ева Проектная методика для педагогов дошкольных организаций. Профессиональные стандарты и практические советы / Ева Райхерт-Гаршхаммер ; [пер. с нем. С.А. Жезлова]. — М.: Издательство «На- циональное образование», 2015. — 128 с. — (Серия «Вдохновение»).
Количество просмотров публикации: Please wait