УДК 37.025

ПУТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мухортова Ксения Эркиновна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
студентка

Аннотация
В статье рассматриваются подходы ученых к изучению творческого потенциала младшего школьника, сущность и структура данного понятия, а также описаны пути актуализации творческого потенциала в процессе проектной деятельности.

Ключевые слова: младший школьник, Проект, проектная деятельность, самореализация, Способности, творческая личность, творческий потенциал, творчество


THE WAY OF ACTUALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Muhortova Ksenija Jerkinovna
Solom-Aleichem Priamursky State University
student

Abstract
The article discusses the approaches of scientists to the study of creative potential of younger schoolboys, the nature and structure of this concept, and also describes the way of actualization of creative potential in project activities.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мухортова К.Э. Пути актуализации творческого потенциала младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/01/7642 (дата обращения: 29.10.2023).

Ориентируясь на современные требования, система образования уделяет внимание воспитанию человека, который обладает творческой активностью, вариативным мышлением, развитым желанием созидать, и ориентированностью к самореализации. В связи с данным положением возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию творческих качеств личности младшего школьника на основе учета его индивидуальности.

Стремление младшего школьника к творчеству, потребность в культуре, духовной деятельности зарождаются и развиваются постепенно, в процессе личностного становления [3].

Творческий потенциал личности как основа творческой самореализации личности в будущем актуализируется, когда формируются черты характера человека и его психологические особенности.

Творчество является неотъемлемым спутником детского мира ребенка. «Детское творчество направлено на то, чтобы научить ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их, и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский) [2]. Мыслительный процесс и творчество составляют неразделимое целое. Эмоциональность, активность, интерес – это важные компонентами творческой деятельности в процессе обучения в начальной школе.

Ученые, занимающиеся исследованием творчества, (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, А.И. Савенков, Е.В. Ткаченко и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Рождается человек уже с предопределенными особенностями, уникальными способностями, тяготением к некоторым талантам и видам деятельности. Творческий потенциал личности есть в каждом человеке, но не все пытаются в течение всей жизни его развивать [4].

Творческий потенциал человека развивается за счет  обогащения его эмоциональной сферы, становления индивидуальности, формирования нестандартного мышления. Творческий акт – это реализация индивидуальных особенностей и уникальных способностей человека [5].

Творческий потенциал представляет собой творческие ресурсы личности, её психические возможности и способности, резервы креативности, личностную энергию, а также продуктивные механизмы самоактуализации. Кроме того, творческий потенциал личности наделен большой информационностью, его понятие показывает внутреннюю целостность человека, а обладание таким видом потенциала обеспечивает высокий уровень успешности деятельности [1].

Творческое начало в сознании человека порождает воображение и фантазию. Данные процессы проявляются в стремлении идти вперед и совершенствоваться, желании к саморазвитию. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, активизации бессознательного и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно пробудить гениальность в человеке.

По мнению ученых, творческая личность является воплощением сочетания личностно-деловых качеств, что говорит о ее креативности. Е.С. Громов и В.А. Маляко выделяют следующие признаки креативности: оригинальность; эвристичность; фантазию, активность; концентрированность; четкость; чувствительность [4].

Ряд ученых (В.И. Андреев, М.И. Махмутов, В.П. Ушачев) выделяют следующие характеристики творчества как вида человеческой деятельности:

а) наличие противоречий, проблемных ситуаций или задач, требующих неординарного подхода;

б) проявление социальной и личной значимости и прогрессивности;

в) наличие объективных социальных и материальных предпосылок;

г) наличие личностных качеств, знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности, что является субъективными предпосылками для творческого процесса;

д) результат и процесс отличаются новизной и оригинальностью [5].

А.Т. Шумилина и М.И. Махмутова рассматривают два признака в специфике творчества: первый – «преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мыслительных»; второй – новизна и оригинальность [3]. В данном случае ученые подразумевают новизну продуктов деятельности, необычность приемов и средств, используемых в деятельности. Творчество оригинально в главном: «оно является антиподом подражанию, копированию, шаблонной деятельности, работе по готовому образцу, по правилу, по алгоритму».

Данную особенность творчества подчеркивают не только отечественные, но и зарубежные исследователи. Например, А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г.А. Саймон рассматривают творчество как вид «деятельности, направленной на решение специальных задач, который отличается новизной, нетрадиционностью», причем имеются в виду любые психологически трудные творческие задачи практического, научного или художественного типа [1]. Эти же ученые рассматривают в своих учениях процессуальную сторону творчества. Они выделяют ряд условий, при которых процесс является творческим:

  1. новизна и ценность – качества, которыми  должен обладать продукт мыслительной деятельности;
  2. новизна (преобразование или отказ от ранее принятых идей) – характерный признак мыслительного процесса;
  3. сильная мотивация и устойчивость – отличительные особенности мыслительного процесса, протекающего либо в течение значительного периода времени (постепенно или с перерывами), либо с большой интенсивностью;
  4. первоначально поставленная проблема смутна и плохо определена, так что требуется ее переформулирование.

Решая одну из задач федерального государственного образовательного стандарта начального образования – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, определили предмет нашего исследования – актуализация творческого потенциала младшего школьника.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы разработали педагогический проект «Карта добра», реализация которого направлена на создание условий для актуализации творческого потенциала учащихся 4-ого класса в процессе проектной деятельности (Таблица 1.).

Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, который направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений. Данная деятельность ориентирована на развитие творческих способностей и логического мышления ребенка, а также объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Таблица 1. Содержание проекта «Карта добра»

Метод

Содержание

Создание карты добра на стене классной аудитории Коллективу учащихся совместно  с учителем предстоит обозначить старт, маршрут карты, наполнение «остановок» и финиш.
Опрос на тему «Добро в современном мире» Опрос является стартом карты добра. Учащиеся совместно с учителем разрабатывают проект опроса. Ребята опрашивают своих сверстников, выявляют их отношение к окружающим людям, животным. Данный метод выступает условием исследовательской деятельности учащихся.
Акции «Помоги бабуле», «Для братьев наших меньших», «Ладони добра»,

Флеш-моб «Поделись добротой»

Данные мероприятия являются «остановками» карты. После проведения каждого мероприятия учащиеся оформляют отчет на карте (фото, впечатления на стикерах, рисунки)
Конкурс сказок «Поиски Добряшки» Данный конкурс направлен на осмысление учащимися личностного качества «доброта», на понимание необходимости проявлять доброе отношение и нахождение путей, способствующих повысить уровень доброты, который проявляется в совершении добрых поступков.
Создание кодекса доброты Учащиеся ставят перед собой цель создать такой кодекс, который будет интересен и полезен их сверстникам и более младшим школьникам. Для этого продумывают содержание заветных страниц.

Например,

  1. «Из века в век добро живет» (поиск фольклорных произведений о добре
  2. Истории добра (поиск интересных историй о совершении добрых поступков)
  3. «Пожелайка» –  разработка напутственного слова от выдуманного героя Пожелайки.
Квест-игра «Объединяем добротой» Участие школьников совместно с родителями в игре, где проявляя свое творчество, проектируют модель доброго человека.
Научно-практическая конференция  «Актуально ли быть Добрым?» После того, как учащиеся провели опрос, воплотили в жизнь вместе с учителем акции, флешмобы и придумали сказки, переходят на стадию финиша – готовят доклады в рамках проведенного исследования

Таким образом, разработанный нами педагогический проект всецело направлен на систематическую работу по актуализации творческого потенциала младших школьников. Проектная деятельность является эффективным средством актуализации творческого потенциала, раскрывая скрытые способности ребенка, развивая его воображение и мышление.


Библиографический список
  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества/В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.– 238 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – 92 с.
  3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М., 1992.
  4. Серёжникова Р.К. , Смачная О.Ю. Актуализация творческого потенциала личности как результат субъектной активности студента-будущего педагога// Профессиональное образование в современном мире. Всероссийский научный журнал. – №1 (16) 2015. – С.193-203.
  5. Серёжникова Р.К., Компетентностно-деятельностный подход в профессионально-педагогическом образовании // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. –№3.–Москва, 2015. – С.127-133.


Все статьи автора «Мухортова Ксения Эркиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: