УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ

Летягина Светлана Константиновна
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии и прикладной социологии

Аннотация
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей совладающего поведения в ситуации переживания неопределенности профессионального статуса у банковских работников дистанционной формы занятости. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что для банковских работников характерно использование копинг-поведения, ориентированного на решение задачи. Данная стратегия связаны с такими личностными особенностями, как страстность, находчивость, оптимизм, адаптивность, уверенность.

Ключевые слова: дистанционная занятость., копинг – стратегия, совладающее поведение, толерантность к неопределенности


PECULIARITIES OF COPING BEHAVIOR AMONG BANKERS REMOTE FORMS OF EMPLOYMENT

Letyagina Svetlana Constantinovna
Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin
PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Psychology and Applied Social Sciences

Abstract
This article presents the results of empirical research of features of coping in a situation experience the professional status of uncertainty in bank employees remote forms of employment. As a result of the analysis the author concludes that characterized by the use of coping behavior-based solution to the problem for the bank employees. This strategy is linked to personal characteristics such as passion, resourcefulness, optimism, adaptability, confidence.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Летягина С.К. Особенности совладающего поведения у банковских работников дистанционной формы занятости // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7708 (дата обращения: 31.10.2023).

Современное российское общество претерпевает значительные изменения. Все в большей степени ему становится присуща идеология индивидуализма, а также свобода и ответственность личности [1,с.5]. Существование общества в условиях модернизации во всех областях экономики, современной информационной революции, технологической и управленческой трансформации труда и занятости привело к активной реструктуризации рабочих мест. Наблюдается тенденция все большей дифференциации профессиональных категорий, детерминированных пространственно-временной дистанцией, как между отдельными структурными подразделениями, так и психологической дистанции между группами и отдельными работниками, выполняющими различные трудовые задачи, резко отличающиеся по содержанию и месту в трудовом процессе.

Однако всякие изменения влекут за собой определенные последствия. Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Ценности, присущие  индивидуализму, независимости, мотивации достижения ведут к продолжительному и усиливающемуся кризису отчуждения. Как следствие множество людей испытывают такие чувства, как потерянность и неопределенность своего будущего [2,с.104].Особенно актуальной проблема неопределенности жизненного и профессионального статуса видится нам применительно к категории работников дистанционной формы занятости. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой личностью эффективных стратегий преодоления стрессовых ситуаций, связанных с неопределенностью.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей совладающего поведения в ситуации переживания  неопределенности профессионального статуса у банковских работников дистанционной формы занятости.

Гипотеза исследования: используемые сотрудниками банка копинг-стратегии в ситуации переживания неопределенности профессионального статуса связаны с их личностными особенностями.

  1. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптация Т.А. Крюковой).
  2. Методика диагностики личностной готовности к переменам (Родник,    Хезер,    Голд,    Хал,    перевод    и    адаптация Н.А. Бажановой и Г.Л. Бардиер).

В данном исследовании принимали участие работники банков в количестве 50 человек, в возрасте от 24 до 55 лет, из них 35 женщин и мужчин.

Обратимся к анализу полученных результатов исследования.

Для банковских работников, переживающих состояние неопределенности профессионального статуса, характерно использование копинг-поведения, ориентированного на решение задачи. Данная стратегия является конструктивной, поскольку позволяет сотрудникам в проблемных и стрессовых обстоятельствах достаточно быстро и эффективно ориентироваться ситуации и принимать эффективные решения.

Наряду со стратегией решения задачи сотрудники также используют копинг-стратегии, ориентированные на эмоции и избегание. Это означает, что в некоторых обстоятельствах у них имеется склонность к погружению в эмоциональные переживания беспомощности и невозможности решения проблемы. Реже всего сотрудники банка применяют копинг-поведение, направленное на социальное отвлечение. Они не имеют выраженного стремления контактировать с другими людьми в трудных жизненных ситуациях, тем самым снимая напряжение.

Характеризуя личностные особенности сотрудников, можно заключить, что им наиболее свойственны страстность, которая проявляется в энергичности, неутомимости, повышенном жизненном тонусе, и  находчивость. Личность, у которой активированы данные ресурсы, способна изменяться, создавать условия для удовлетворения личных потребностей в достижении целей. Наряду с этим, такие личностные факторы, как уверенность в себе, адаптивность, оптимизм, смелость, толерантность к двусмысленности развиты у сотрудников банка в недостаточной степени.

Корреляционный анализ позволил нам сделать следующие выводы. Чем ярче и сильнее у банковских работников  выражены страстность, находчивость, оптимизм, адаптивность, уверенность, тем чаще они используют в ситуации неопределенности копинг-стратегию, направленную на решение задачи.

Таблица 1 – Статистически значимые взаимосвязи личностной готовности к переменам с копинг-стратегий 

Корреляционные связи

r

Шкала Страстность связана с

1

Решение задачи

0,37**

2

Избегание

0,36*

3

Социальное отвлечение

0,42**

Шкала Находчивость связана с

1

Решение задачи

0,47***

2

Избегание

0,46***

3

Социальное отвлечение

0,29*

Шкала Оптимизм связана с

1

Решение задачи

0,34*

Шкала Адаптивность связана с

1

Решение задачи

0,36*

Шкала Уверенность связана с

1

Решение задачи

0,31*

Примечание: * – р≥0,05

** – р≥0,01

*** -  р≥0,001

Одновременно с этим, находчивые и энергичные сотрудники банка применяют противоположную копинг-стратегию – избегание. Данный факт можно объяснить тем, что человек может осознавать, что в некоторых ситуациях он ничего не может изменить. И поэтому целесообразнее будет уйти от решения проблемы, нежели впустую потратить силы и проиграть. Также банковские работники, характеризующиеся страстностью и находчивостью, используют стратегию социального отвлечения, выражающуюся в стремлении найти эмоциональную поддержку в лице близких им людей. И наоборот, быстро утомляющиеся и обладающие слабым жизненным тонусом сотрудники чаще замыкаются в себе и избегают общения с коллегами и друзьями.

Чем больше у банковских работников выражена такая личностная черта, как находчивость, тем чаще они применяют в затруднительных ситуациях копинг-стратегии, ориентированные на решение задачи и избегание. Это объясняется тем, что находчивые люди в ситуациях непродолжительного стресса могут использовать данную стратегию как эффективную, заранее подумав о негативных последствиях. Помимо прочего, сотрудники, обладающие таким личностным качеством как находчивость, используют социальное отвлечение как фактор решения проблем.

Стратегии, направленные на решение задачи, в целом, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых – совладание с отношением индивида к проблеме, а также с избеганием проблемы. Но, по мнению ряда исследователей,  применение одновременно нескольких способов совладания является более эффективным, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на стрессовую ситуацию.

Таким образом, можно заключить, что совладающее поведение подразумевает под собой наличие у каждого человека своего индивидуального способа совладания со стрессовой ситуацией. Зависит этот способ от множества факторов, к которым можем отнести значимость данной затруднительной ситуации в жизни человека, его личностные ресурсы, влияние среды и множество других факторов, которые оказывают влияние на поведение человека.


Библиографический список
  1. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: монография / Л.И. Дементий. М.: Информ-Знание, 2005. 188 с.
  2. Правдина, Л.Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов н/Д, 2004.  233 с.


Все статьи автора «Летягина Светлана Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: