УДК 377.5

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Кюльян Армен Мигранович
Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация
В статье актуализируется тема стратегии развития государственной образовательной политики в России. Подается ретроспективный анализ основных документов, выявляются проблемы затрудняющие реализацию государственной политики в сфере среднего образования.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, реформирование, система образования, среднее образование


REALIZATION OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF SECONDARY EDUCATION: AN ANALYSIS OF THE ACTUAL PROBLEMS

Kyulyan Armen Migranovich
Moscow state university of psychology and education

Abstract
In the article theme development strategy of the state educational policy in Russia is actualizes. The retrospective analysis of the main documents is served, the problems complicating realization of state policy in the sphere of secondary education are defined.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кюльян А.М. Реализация государственной политики в сфере среднего образования: анализ актуальных проблем // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7712 (дата обращения: 27.10.2023).

Образование имеет значительное влияние на все стороны жизни и деятельности страны, социума, человеческой цивилизации в целом. В условиях современной научно-технической и информационной революции образование функционирует как сложный социально-экономический организм, играет важную роль в прогрессе человечества. Оно является одной из важных отраслей трудовой и познавательной жизнедеятельности.

Состояние среднего образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, среднее образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. С другой стороны, расширение сферы образования и изменения его статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, что свидетельствует о кризисных явлениях в сфере государственного управления в среднем образовании.

Сегодня проблема реформирования образования требует особого внимания. Государственная политика в области среднего образования является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики. Все, что происходит в обществе, природе, развитии человеческой культуры, так или иначе влияет на формирование и осуществление образовательной политики, функционирование системы образования в целом.

Анализ последних исследований и публикаций дает нам основание сказать, что  современный научный мир определяет образование как универсальную категорию, которая выступает объектом различных отраслей знаний. С одной стороны, образование рассматривают как источник знаний, с другой – как «двигатель» развития.

Современные авторы, рассматривающие проблемы модернизации отечественного образования большое внимание уделяют исследованию государственной политики в области среднего образования и направлений его развития. В частности, вопросами проблематики реализации государственной политики в сфере среднего образования занимались такие исследователи, как Котенев В. А., Кузьмин А. В., Жилина А. И., Андрюшина Е. В., Луценко Н. О., Агаркова Д. А. и др.[8, 7, 6,5].

Целью данной статьи является анализ современных положений государственной политики по развитию образовательной среды в России, выявления ее специфических черт по отношению к субъектам сферы среднего образования. Для достижения цели исследования был проведен анализ нормативно-правовых актов и законодательных документов, в которых рассматриваются правовые механизмы регулирования организационно-экономических отношений в социально-культурной сфере, определены направления оптимизации современной законодательной политики государства в сфере среднего образования.

В современном социо-экономическом словаре Райзберга Б.А. под образованием понимается как процесс, так и результат усвоения личностью определенной системы научных знаний, практических умений и навыков и связанного с ними того или иного уровня развития ее умственно познавательной и творческой деятельности. Образование – это  специальная сфера социальной жизни, уникальная система, своеобразный социокультурный феномен, который способствует накоплению знаний, умений и навыков, интеллектуальному развитию человека [9, c. 325].

В частности, Агаркова Д.А. в своих работах рассматривает среднее образование как целостную, социальную и открытую систему [5, с.103]. Основными составляющими этой системы являются:

1) Предоставление возможностей каждому изучать общеобразовательные дисциплины, исходя из общественных и личных потребностей;

2) Совокупность звеньев образования, органически взаимосвязанных между собой, которые динамично развиваются и обеспечивают преемственность в обучении;

3) Формирование и оптимизация пути к постоянному совершенствованию интеллектуального и духовного потенциала общества.

Проблема развития образования как институции в основном сводится к анализу проблемы развития человека, поскольку образование должно его поддерживать и обеспечивать.

Общее среднее образование – это целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, а также выработка средств познавательной и практической деятельности, результатами которой является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности [10, c.152].

С нашей точки зрения, можно выделить две основных направленности современной государственной политики в сфере среднего образования, которые вызывают проблемы в отношении своего исполнения: внедрение инноваций в образовательный процесс и обеспечение дистанционного образования нуждающимся.

С целью достижения единообразия образовательного процесса Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11) [4] предусмотрены федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС) [2]. Стандартами определены основные требования к фундаментальному содержанию каждого предмета, излучающегося в средней школе.

Еще одним законодательным актом государственной политики в сфере среднего образования является Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования” [1]. Данный Стандарт определяет пути реализации образовательной деятельности в средней школе, выдвигает конкретные требования относительно результатов обучения, содержит непосредственно структуру основной образовательной программы. С помощью данного Стандарта представляется возможным унифицировать систему среднего общего образования. Это поможет избежать разности в уровнях и качестве преподавания, а также даст одинаковые возможности получения знаний для каждого ученика вне зависимости от территориального расположения.

Следует также отметить, что Стандарт предусматривает сохранение культурной и языковой идентичности многонационального народа России, что является немаловажным в нынешних политических условиях.

Очевидным является то, что государственная образовательная политика является достаточно гибкой, учитывающей особенности образовательного процесса в современных условиях. В связи с чем, хотелось бы здесь отметить постановление  Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы» [3].

Основные цели Программы заключаются в создании условий для успешного и действенного развития среднего образования, которое сосредоточено на обеспечении доступности качественного образования, соответствующего современному инновационному развитию социума России.

Фундаментальные задачи Программы заключаются в создании и распространении структурных и технологических инноваций в среднем образовании; развитии современных механизмов и технологий общего образования; формировании востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Кроме того, Программа не обходит вниманием и учеников, которым требуются особые условия для получения среднего образования. Речь идет о дистанционном образовании и его реализации с помощью должного обеспечения техническим и информационным оборудованием.

К основным реформам среднего образования за последние годы следует отнести:

  1. Перевод школьников на одну смену и специальные условия обучения для школьников с особенными потребностями. Данный аспект предусматривает увеличение числа школ, предоставление возможности обучаться дома. Здесь проблема заключается, в основном, в должном финансировании новых, современных учебных заведений. Кроме того, при внедрении дистанционного обучения возникают проблемы, связанные с устаревшими формами преподавания и отсутствием инновационного подхода при реализации образовательного процесса.
  2. Государством предусмотрено увеличение количества экзаменов для школьников после 9-ого класса. Стандартом среднего образования предусмотрено качественное отслеживание результатов образования. Безусловно, здесь возникает сопротивление со стороны учеников, для которых сложно сдавать два обязательных (русский язык и математика) и два предмета по выбору, так как их результаты повлияют на общий балл аттестата. Опять же, не все ученики способны достаточно хорошо подготовиться сразу к четырем предметам, что, безусловно, приведет к ухудшению результатов по двум обязательным предметам.
  3.  Внедрение электронных учебников. Вопрос замены бумажных книг электронными назревал уже более десяти лет. Теперь данная инновация закреплена на законодательном уровне. И все же, не каждая семья, на данном этапе экономического развития, может позволит себе приобрести устройства, поддерживающие электронные носители информации.
  4. Реформа, связанная с повышением качества преподавания школьных дисциплин. В соответствие с Программой по развитию образования, контроль за качеством образования должен быть усилен. Нельзя с уверенностью сказать, что данное изменение действительно повысит старания преподавателей, ведь к любым аттестациям и проверкам с серьезностью относятся лишь на момент их непосредственного выполнения. Но, в перспективе, государством планируется преодолеть кратковременность накопленных для проверки знаний у преподавателей среднего образования.

Конечно же нельзя не отметить еще одну проблему, связанную с улучшением материально-технического оснащения образовательных учреждений, особенно это относится к сельским школам. Развитие электронных сетей, мультимедийных средств обучения может существенно изменить форму, содержание, а возможно, и смысл школьного образования. На сегодня инновационные методы с использованием технических средств обучения применяют преимущественно педагоги общеобразовательных учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев) и школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также учителя частных средних школ. На государственном уровне принимаются меры по информатизации общеобразовательных школ, но, по всей видимости, пока недостаточные. В целом тенденция положительная, но среднее образование требует увеличения государственного финансирования для эффективного ее функционирования и сохранения потенциала отрасли.

Совершенствование уровня среднего образования не должно быть некоторой изолированной прерогативой государства, а должно учитывать общественное мнение. Специалисты неоднократно отмечали, что, прежде всего, необходимо инициировать общенародное обсуждение цели реформирования, содержания реформ и их последовательности; широко обсудить эти вопросы на научных и научно-практических конференциях, заседаниях ученых советов, родительских собраниях, в средствах массовой информации и т.д.[8, c.5].

Анализ мероприятий, направленных на реформирование среднего образования в современных условиях, позволил сформировать ряд проблем, тормозящих эти процессы. К ним можно отнести: 1. Старение и непродуктивная подготовка педагогических кадров.

2. Несовершенная система управления и финансирования образования.

3. Отсутствие надлежащей материально-технической базы, соответствующей современным требованиям.

4. Устаревшие методы и подходы к обучению; медленное и бессистемное обновление его содержания.

На решение данных проблем и направлена Программа развития образования, первые ее этапы уже были проведены в течение 2016 года. Итоги реформ показали, что многие аспекты нововведений являются проблематичными. Среди них – введение инновационных технологий в сфере среднего образования.

В процессе реализации образовательного Стандарта были выявлены определенные несовершенства: перегруженность учебным материалом; недостаточная сбалансированность гуманитарной, естественно-математической, технологической составляющих; неполное обеспечение возможностей для индивидуализации обучения в средней школе.

Но, все-таки, стоит отметить, что произошли сущностные изменения в сети общеобразовательных учебных заведений. Происходит совершенствование учебно-материальной базы на регулярной основе, что, несомненно, способствует успешной реализации всех предусмотренных образовательным стандартом требований.

Вопросы реализации государственной политики в сфере среднего образования это процесс не сиюминутный и, весьма, напряженный, ибо как в свое время говорил великий французский философ Вольтер: «никогда не бывает больших дел без больших трудностей».


Библиографический список
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
  3. Постановление от 23 мая 2015 г. No 497 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы»
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  5. Агаркова Д. А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. ‑ № 2. – С. 101-108
  6. Андрюшина Е. В., Луценко Н. О. Государственная политика РФ в области образования // Власть. – 2014. ‑ № 7. – С. 77-81
  7. Жилина А. И. Направления государственной образовательной политики до 2020 года. – 2011. ‑ № 3 (том 3). – С. 117-123
  8.  Котенев В. А., Кузьмин А. В. Государственная политика в области образования в России на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. ‑ № 3. – С. 3-8
  9. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь. ‑М.:ИНФРА-М, 2012. – 629 c.
  10. Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств — участников СНГ / Под ред. М.А. Вуса и В.В. Бондуровского. — СПб.: Издательство «Юридический Центр-Пресс», 2012. — 360 с.


Все статьи автора «Кюльян Армен Мигранович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: