На сегодняшний день современная система высшего образования переживает сложный процесс реформирования. Это проявляется в серьёзных изменениях в области содержания педагогического процесса, оптимизации организационно-управленческих структур, постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов организации учебной и методической работы, соответствующих современным требованиям к профессиональному уровню специалиста в области высшего образования [1].
В связи с этим остро поднимается вопрос об изменении процесса преподавания предмета физической культуры в ВУЗах. Студенты заинтересованы в полноценном формировании физических качеств, таких как выносливость, сила и ловкость, что не всегда является доступным во время занятий. [2] Именно поэтому система занятий Кроссфит может послужить действенным вариантом в решении этого вопроса. Эта система представляет собой комплекс тяжелоатлетических, гимнастических и кардио упражнений. Как известно, данная система применяется при подготовке квалифицированных спортсменов, но также широко используется и любителями спорта. Кроссфит включает в себя обширную программу упражнений, из которых можно составить программу для любого уровня подготовленности. Кардио упражнения являются доступными для любого уровня подготовленности студентов. К примеру, бег, скакалка и кардиотренажеры. Современная система преподавания предмета физической культуры в ВУЗах предусматривает проведение ряда этих упражнений на занятиях. Однако суть кроссфита в том, чтобы создать интенсивную нагрузку на организм путем изматывающих серий упражнений. Поэтому нагрузка, совершаемая на организм во время занятий, не является достаточной для активизации всех групп мышц.
Гимнастические упражнения также являются неотъемлемой частью кроссфита. Они подразумевают под собой упражнения с собственным весом: брусья, турник, прыжки, выпады. Существует и тяжелоатлетический вид упражнений. С ними стоит быть аккуратнее: они требуют высокого уровня подготовленности. Поэтому начинать нужно с малого количества подходов и повторов, а также использовать малые веса, постепенно увеличивая нагрузку. К такому виду упражнений относятся тяги, жимы, рывки, толчки и подъемы на грудь. [3]
Так как кроссфит подразумевает под собой частое чередование упражнений, изменяющихся по интенсивности, продолжительности и характеру выполнения, с его помощью возможно реализовывать комплексное воздействие на организм студента. Он требует быстрой смены действий, что развивает реакцию занимающегося, быстроту и находчивость его действий. Присутствует и соревновательная “жилка” – желание превзойти остальных в быстроте и точности действий. Функции кроссфита действительно важны в современной системе образования. Он формирует всестороннюю физическую активность студентов, способствует развитию волевых качеств и дисциплинированности, а также вырабатывает стремление к достижению бо́льших высот. Учитывая гибкость и обширность в выборе упражнений, можно создать такую систему занятий, которая не навредит здоровью учащихся и будет укреплять их физическую подготовленность.
Хотелось бы отметить, что стресс и утомленность, вызванные тренировками в таком интенсивном режиме, отбивают любое желание к пагубным привычкам, таким как курение, переедание или употребление спиртных напитков. Невозможно отрицать важность такого влияния на молодежь посредством физической нагрузки. Преподаватель способен донести до учащихся, насколько важен здоровый образ жизни и такой стиль занятий физической культурой.
Данное направление не в полной мере реализуется в современных подходах обучения физической культуре, хотя
у него очень большой потенциал в повышении эффективности проведения занятий и увеличения интереса студентов в спортивной деятельности.
Библиографический список
- Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту: монография / А.З. Зиннатнуров [и др.]. М.: Изд-во;
- Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 315 с.
- CrossFit Guide / Greg Glassman – руководство по тренировкам. Перевод Евгений Богачев, Илья Карягин.