Личность человека многоуровневая сложная структура, формирующаяся на протяжении всей жизни. Однако большую часть жизнь личность является относительно постоянным образованием и значительных изменений не испытывает, начиная с периода зрелости. Наиболее значимые изменения происходят в пубертатный период.
Я-образ является продуктом работы самосознания, и решающим фактором в детерминации поведения человека, в понимании того что приемлемо и не приемлемо для человека [6]. Я-образ это уникальная по своим свойствам структура, поскольку в ней кроется знания человека о себе самом и собственно отношение к себе.
Самоотношение формируется на основе знаний о собственной личности. Оценка себя как личности основывается лишь на субъективных знаниях и отношении к себе. Также отношение к себе строиться на основе мнений и оценки окружающих людей, в первую очередь авторитетных, по отношению к индивиду.
Я-концепция по Э.Берну включает в себя 3 основных компонента:
- Я-образ как представление индивида о самом себе
- Самооценку, базирующуюся на представлениях о самом себе
- Поведенческую реакцию, что обусловленная Я-образом и самооценкой.
Каждый из компонентов рассматривается в трех модальностях: реальное- «Я», социальное- «Я», идеальное- «Я»[1]. Каждая модальность обусловлена рядом установок, которые на нее проецирует сам индивид и социум. Таким образом, в первой модальности предстает образ человека как наиболее приближенное к реальному образу сочетание свойств и качеств данного индивида. Во второй модальности окружающие проецируют такой наиболее желательный для других образ человека, при этом образ может разительно отличаться от реального и быть не досягаем для достижения самим индивидом. Такой возвышенный образ, может вызывать когнитивный диссонанс у самого индивида, как и понижение самооценки при осознании собственного несовершенства. Третья модальность эта проекция, созданная самим индивидом, как совокупность тех качеств и характеристик, которыми бы он хотел обладать.
Г.Крайг отмечает, что важным является, чтобы развитие представлений человека о самом себе происходило гармонично и целостно, если же происходят рассогласованность представлений, это приводит к дефрагментации личности в дальнейшем.
По мнению многих авторов Я-концепция выступает как совокупность ожиданий в различных областях поведения человека, а так же их непосредственная оценка [2].
Я-концепция многоуровневое образование, которое состоит из установок, представлений о самом себе, своих качествах, так же из эмоциональных переживаний вызванных знаниями о себе, и последний компонент поведенческий. Отметим, что поведение реализуемое человеком в соответствии с представлениями человека о себе, и учетом оценок полученных от других. Однако представления о себе не являются исключительно продуктом субъективной оценки человека, на них оказывает влияние и оценки других людей, мнение общественности, относительно желательного поведения личности. Формирования представления о себе основывается на уже сознанном образе идеала человека в его культуре. Таким образом, представление идеального образа личности в традиции и культуре каждого народа и этнической группе обуславливает формирование Я-Образа конкретного индивида данной культуры и этноса.
В подростковом возрасте личность человека еще продолжает формироваться, поэтому крайне важными являются представления о себе, поскольку от самоотношения зависит не только оценка собственных действий, но и осмысление собственной жизни и постановка целей на будущее.
Отношение к самому себе первично формируется в семье. Родители закладывают основу: удовлетворяют – не удовлетворяют потребность ребенка в любви и признании, формируют своими запретами и разрешениями установки личности, в большинстве случаев неосознанные, выбранный метод поощрения и наказания предопределяет драйверы в сценарном поведении личности. Таким образом, родители оказывают неизгладимое влияние на формирование оценки и отношения личности к самому себе, другими словами формируют жизненный сценарий ребенка. Далее референтным становиться мнение учителей. В подростковом же возрасте мишень авторитетности смещается в сторону сверстников, при этом оценка окружающих в значительной мере определяет самооценку подростка.
Одним из трансформационных эффектов при склонности к любым аддикциям выступает переосмысление знаний о себе и, как следствие, меняется отношение личности к себе, своим желаниям и потребностям. При зависимом поведении происходит постепенное изменение поведенческих паттернов индивида. В до аддиктивный период у человека существовал привычный порядок дел, определенный уклад жизни, мыслей и представлений о мире. Однако аддиктивное поведение меняет когнитивную составляющую личности, что, в свою очередь, оказывает влияние на устрой жизни человека, его поведенческие паттерны и взаимодействие с окружающими людьми.
Согласно мнению клинических психологов и психиатров (А.Егоров, А.Софронов) пищевые аддикции являются проявлениями обсесивно-компульсивных расстройств. То есть данная аддикция характеризуется некоторым набором навязчивых мыслей, касательно предмета аддикци. Поскольку мысли формируют наши суждения, действия и оценку действий, у аддикта происходит постепенное изменение представлений о себе и предмете аддикции. Отметим, что у таких личностей наблюдается снижение критичности к предмету аддикии, непринятие мнения окружающих, сужение кругозора. Индивид привязан к предмету аддикции всех уровнях: когнитивном, поведенческом, эмоциональном и потребностно-мотивационном.
Отметим, что у аддиктивной личности происходят трансформации в самооценке, прицел внимание смещается на подпитывание собственных недостатков, несовершенства и ущербности. Чувство неполноценности компенсируется за счет повышенной мотивации к достижению успеха[3]. Однако это не способствует значительному повышению самооценки, повышение собственной значимости носят лишь временный характер. В сознании личности в оценки себя и в отношении к себе происходит существенный разрыв между полюсами Я-реальное и Я-идеальное, а также укрепление убеждения о собственной ущербности и неполноценности, что, в свою очередь, усиливает потребность в аддикции.
Исследование особенностей Образа -Я подростков склонных к пищевым аддикциям проводилось на базе МБОУ СОШ №4 г.Симферополь. Выборку исследования составили 36 человек в возрасте от 15 до 16 лет, ученики 10-х классов. Пищевые аддикции наиболее распространены у молодежи от 15 до 25 лет, однако подростки более подвержены воздействию окружающих, их личность как образование менее статична.
Для диагностики склонности к пищевой аддикции был выбран тест ЕАТ-26. В анкету с целью всестороннего сбора необходимых для эмпирического исследования данных включены вопросы не только социального характера, но и вопросы относительно веса и роста испытуемых, что позволило вычислить индекс массы тела (ИМТ).
Для анализа Образа -Я был использован тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), 57 вопросов теста анализируются по 12 шкалам охватывающие различные элементы Я-концепции.
Согласно полученным результатам исследования, склонность к пищевым аддикциям выявлена у 4 человек из 36, что составило 11%.Данный показатель является стандартным показателем, в аналогичных исследованиях доля лиц склонных к пищевым аддикциям составила 10% [5].
Таблица 1. Отношение подростков к себе
Шкалы |
Среднее значение |
Шкалы |
Среднее значение |
Интегральная |
59 |
Отношение других |
26 |
Самоуважение |
55 |
Самопринятие |
57 |
Аутосимпатия |
51 |
Самопоследовательность |
58 |
Ожидаемое отношение от других |
26 |
Самообвинение |
57 |
Самоинтерес |
63 |
Самоинтерес |
52 |
Самоуверенность |
50 |
Самопонимание |
62 |
Согласно данным в таблице 1, наиболее слабо выражены у испытуемых ожидаемое отношение других и отношение других. Такая оценка указывает на неуверенность в себе. Следовательно, подростки не уверенны в себе, обесценивают себя перед окружающими, пренебрегают собственными заслугами и достижениями.
Рассмотрим взаимосвязь между показателями отношения личности к себе и к приему пищи (табл. 2).
Таблица 2. Взаимосвязь между показателями отношения личности к себе и к приему пищи (при p≤0,01)
Шкалы самоотношения |
ЕАТ-26 |
Самоуважение |
-0,4 |
Аутосимпатия |
-0,6 |
Ожидаемое отношение от других |
-0,3 |
Самоинтерес |
-0,5 |
Согласно полученным данным, между шкалами самоотношения и склонностью к пищевой адикции диагностируется обратная связь.
У аддиктивных личностей диагностируется пренебрежительное, неуважительное отношение к себе (r=-0,4), а так же ожидание отрицательных чувств по отношению к себе от другого, негативной оценки от окружающих (r=-0,3) и в малой степени проявляют интерес к себе, своим чувствам и желаниям (r=-0,5). В совокупности это не довольство формирует низкий уровень аутосимпатии(r=-0,6), и в малой степени проявляют интерес к себе, своим чувствам и желаниям (r=-0,5).
Отметим, что самоинтерес формируется на основе знаний и отношения к себе. Разумеется у человека не вызывает особого интереса то, что ему не слишком нравится, это действует и по отношению к самому себе, недовольство собой настолько сильно, что происходит пренебрежение собственными чувствами, мыслями и потребностями, т.е. собой как личности в целом.
Таким образом, для подростков склонных к пищевой аддикции характерен негативный Образ-Я. В норме гармонично развитая личность должна проявлять интерес к себе, как к человеку достойному внимания, уважения и в целом всего наилучшего, самого достойного из возможных вариантов и такая личность по умолчанию ценит и любит себя, свой внутренний мир, свою индивидуальность, и свои изъяны как часть самого себя. Конечно сейчас речь о идеальной личности и о идеальном Образе -Я, в чистом виде найти подобного человека довольно сложно, однако представление о идеале дает ориентир и точку отсчета.
Вывод. Склонные к зависимости подростки пренебрегают своими заслугами, акцентируя внимание на недостатках и своей неспособности от них избавиться. Такой негативизм приводит к низкой оценке себя и своих действий, как следствие, низкий уровень самоуважение и аутосимпатии. Негативно оценивая себя, сам подросток не ожидает от окружающих оценки выше своей собственной.
В целом Образ-Я подростков склонных к пищевой аддикции формируется под воздействием чувства неполноценности. Как составная часть Я-концепции Образ-Я меняет отношение не только индивида к самому себе, но и восприятие получаемых установок и ожиданий и оценку поведения личности.
Библиографический список
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс // Пер. с англ. под ред. В.Я.Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. – 422 с
- Крайг Г. Психология развития / Крайг Г. —СПб.: Питер, 2000. — 992с.
- Руководствопоаддиктологии/Подред.профВ.Д.Менделевича.-СПб.: Речь, 2007.- 768с.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. – М.: Смысл, 1993. – 32 с.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 108 с.
- Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.