УДК 316.3

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Сабанов Заурбек Михайлович1, Кесаева Рита Эльбрусовна2
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления
2Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, доктор социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления

Аннотация
Статья посвящена социально-экономическим основам системы социальной защиты населения. В ней рассматриваются основные направления, обеспечивающие эффективность института социальной защиты населения. Важным пунктом статьи является раздел описывающий необходимость выстраивать новую общественно-экономическую концепцию развития общества включающего сильную социальную защиту и сильную социальную политику, основанную на систематизации межведомственных взаимоотношений, развитии системы страхования, субсидировании бедных, гарантии трудового права, предоставлении реальной возможности получения образования и медицинской помощи. В настоящем статье обосновываются предположения о том, что социально-экономическая основа системы социальной защиты населения построена, прежде всего, на оптимально выгодном перераспределении государственного бюджета в пользу особо нуждающихся категории населения. В данной статье мы хотели бы рассказать об этих механизмах и их конкретных задачах в плане достижения наибольшей экономической эффективности в деятельности института социальной защиты населения в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: ограничения жизнедеятельности, социальн-экономическая поддержка, социальная защита населения, социальная интеграция, социально-бытовая адаптация, уровень жизни, экономическая эффективность


PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION AS SOCIO-ECONOMIC INSTITUTE

Sabanov Zaurbek Mikailovich1, Kesaeva Rita Elbrusovna2
1North-Ossetian state University named after K.L. Khetagurov, Candidate of sociological Sciences, associate Professor, of the Department of social welfare and management
2North-Ossetian state University named after K.L. Khetagurov, Doctor of sociological Sciences, associate Professor, of the Department of social welfare and management

Abstract
The article is devoted to the socio-economic underpinnings of social protection of the population.. It addresses the basic directions of ensuring the effectiveness of the social protection Institute. An important point of the article is a section that describes the need to build a new socio-economic society development concept includes a strong social protection and a strong social policy based on the systematization of inter-institutional relations, development of insurance systems, poor grant, guarantees of employment law, providing real opportunities for education and health care. In the present article shall be justified in assuming that socio-economic basis of the social welfare system built primarily on the optimal better redistribution of State budget in favour of the special hardship category of the population. In this article we would like to tell about these mechanisms and their specific tasks to achieve the greatest economic efficiency in the activities of the Institute for social protection of the population in conditions of market economy.

Keywords: economic efficiency, social and home adaptation, social integration, social protection of the population, social-economic support, standard of living, the constraints of life


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Сабанов З.М., Кесаева Р.Э. Особенности функционирования социальной защиты населения как социально-экономического института // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/04/8062 (дата обращения: 29.10.2023).

В условиях рыночного реформирования остро стоит проблема изменения социальной политики, в сторону более полного учета интересов каждого конкретного человека, создание условий для его физического, духовного развития и самообеспечения. Объективной предпосылкой появления в обществе социально слабых групп и слоев населения является, прежде всего, социально-экономическая непропорциональность концепций социальной защиты, направленных на удовлетворение потребностей данных категорий граждан. Существует несколько причин, которые определяют заинтересованность государства в поддержке социально незащищенных категорий граждан:

- государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано обеспечить населению оптимальный уровень жизни;

-  необходимость расширения воспроизводства квалифицированной рабочей силы, которая относится к воспроизводимым ресурсам экономики, т.е. необходимым средствам обеспечения производства, которые могут быть воспроизведены;

- социально-экономическая поддержка незащищенных категорий граждан направлена на снижение социального напряжения в обществе за счет нивелирования их экономического и социального статуса.

Именно эти социально-экономические причины активизируют деятельность государства по созданию системы социальной защиты [5, с. 172]. Кроме этого в современной системе социальной защиты населения действуют два преобладающих принципа: социальное (вспомоществование) пособие малоимущим гражданам и социальное страхование.

Государственное социальное пособие по безработице для нетрудоустроенных жителей выплачивается полностью из средств государственного бюджета. Пособие по безработице достается не всем нетрудоустроенным, лишившимся заработка из-за отсутствия работы или нетрудоспособности, а только тем, кто после обследования доходов всех членов семьи, официально признаны гражданами, не имеющими средств к существованию.

Социальная помощь в виде пособия по безработице, или как малоимущим гражданам, выдвигается на передний план в чрезвычайных ситуациях на начальной стадии перехода к рыночной экономике. Такая помощь направлена на социальную защиту наиболее уязвимой части населения с доходом, ниже прожиточного минимума. Такая система социальной помощи дает гражданам, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях, возможность преодолеть свои тяжести и достичь назначенных целей. Таким образом, они способствуют социальной стабильности общества.

Другой формой защиты человека от социально-экономических рисков – социальное страхование, заключающееся в создании целевых фондов финансовых средств. Данная форма социальной защиты предопределена для трудоспособных лиц, имеющих самостоятельную заработную плату, но рискующих потерять его частично или, в некоторых случаях, и целиком. Такие риски постоянно существует из-за наличия социальных неопределенностей [2, с. 127].

К социальным рискам исследователи относят, прежде всего, временную утрату трудоспособности в результате болезни, потребность в постоянной медицинской помощи, инвалидность или профессиональное заболевание, сокращение на работе, потеря кормильца в семье, увольнение по причине нарушения дисциплины. Кроме того, социальными рисками признаются событийные моменты, которые отражаются на материальном положении граждан – наступление старости, материнство, обучение в вузе на дневном отделении и др.

Важнейшей экономической функцией социального страхования является создание необходимых условий для воспроизводства и расширения трудовых ресурсов. В то же время социальное страхование – это неотъемлемая органичная часть государственной политики в социальной области. Социальное страхование содействует обеспечению социального равенства в обществе, основанию и поддержанию политической устойчивости.

В современном обществе обычно выделяют два вида обязательного социального страхования:

1) обязательное общее страхование;

2) обязательное профессиональное страхование.

Обязательное общее страхование распространяется на всех без исключения граждан, действующих по трудовому договору или контракту.

Обязательное профессиональное страхование распространяется на граждан, чьи профессии связанны с повышенным травматизмом, особо опасными и неблагоприятными условиями трудовой деятельности. Уровень страховых взносов при профессиональном обязательном страховании гораздо выше, чем при общем обязательном страховании, и, как правило, значительнее уровень материального обеспечения.

С помощью социального страхования государство решает следующие задачи:

- формирует финансовые фонды, из которых возмещаются затраты, связанные с обеспечением нетрудоспособных граждан, не занятых трудовой деятельностью;

- обеспечивает нужное количество трудовых ресурсов, а также выстраивает структуру воспроизводства этих ресурсов;

- укорачивает дистанцию в уровнях материального обеспечения работающих и неработающих граждан страны;

- стремится к повышению жизненного уровня различных социальных групп народонаселения, не вовлеченного в трудовую деятельность [3].

Сфера социального страхования, с одной стороны, направлена на восстановление, профилактику, сохранение и повышение уровня трудоспособности граждан, включая проведение профилактических оздоровительных мероприятий; а с другой стороны – гарантирует материальное обеспечение людей, утративших способность к работе, или не имеющих ее вообще.

Необходимо отметить, что социальная защита это динамичный инструментарий в руках государства, который разрабатывает и реализовывает государственную политику в сфере социальной защиты с учетом региональных особенностей и специфических условий. Именно с учетом этих условий и факторов государство обеспечивает минимальную степень социальных гарантий, старается поддерживать оптимальное соотношение между доходами предприимчивой части населения и нетрудоспособных лиц, наименьшими размерами оплаты стипендий, различных видов труда, пенсий, социальных пособий и уровнем прожиточного минимума, создает условия для укрепления и сохранения здоровья населения, повышения его образованности и культуры, решения его жилищных вопросов и много другого.

Важным инструментом в руках государства, который в значительной степени влияет на оптимальное функционирование системы социальной защиты является государственный бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды).

Как отмечают некоторые исследователи (В.Н. Барсуков, П.А. Гольцова, Я.А. Лоева), «государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетное государственное регулирование. В соответствии с приоритетами социальной политики и действующими социальными программами государство предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов и услуг» [1; 4].

Социальные выплаты и услуги дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления.

Классификация социальных выплат и услуг по функциональному назначению предполагает их распределение по трем группам:

1. Социальные выплаты и услуги, имеющие целью поддерживать жизнедеятельность людей: пенсии по достижении возраста; пенсии по инвалидности; пенсии или пособия в связи с потерей кормильца; социальное пособие по случаю временной нетрудоспособности; выплаты по беременности и рождению ребенка, содержание в пансионатах, социальных приютах и т.д.

2. Социальные выплаты и услуги, обусловленные дополнительными расходами в связи с рождением и воспитанием ребенка или детей: пособие в связи с их рождением, оплата отпуска по уходу за детьми до достижения трехлетнего возраста, пособия на детей по достижению определенного возраста и др.

3. Социальные выплаты и услуги, имеющие целью восстановление трудоспособности, медицинскую реабилитацию, оказание помощи в обучении или переобучении инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к активной трудовой деятельности после декретного отпуска и т.д.

Социальные выплаты могут быть единовременными, ежемесячными, ежегодными. В их список входят разнообразные льготы, компенсации, пособия, пенсии, например:

  • денежные пособия женщинам и семьям в связи с беременностью, родами, воспитанием и уходом за детьми;
  • пособия участникам боевых действий, инвалидам и труженикам войны, семьям военнослужащих;
  • выплаты гражданам, которые подверглись воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльсклй АЭС;
  • пособия по утрате трудоспособности и безработице;
  • пособия матерям-одиночкам.

Социальные выплаты и услуги с экономической точки зрения (С.С. Носова), это «содержательная часть деятельности, направленной на социальную помощь и поддержку, социальное обслуживание, социальную защиту и социальное обеспечение лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в них, путем. Материальная база социальных выплат и услуг создается за счет государственного перераспределения доходов» [8].

Социально-экономическая основа системы социальной защиты населения построена, прежде всего, на оптимально выгодном перераспределении государственного бюджета в пользу особо нуждающихся категории населения (инвалиды, малоимущие, одинокие пенсионеры и др.)

Однако в настоящее время  основные социально-экономические программы вступили в фазу ограничительного развития, относительного и абсолютного уменьшения масштабов государственной помощи, что определяет необходимость качественной перестройки существующей системы социальной защиты и внедрения, в том числе альтернативных внебюджетных источников финансирования.


Библиографический список
  1. Барсуков В.Н. Социально-демографические характеристики и экономическая активность населения пенсионного возраста //Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 907-913.
  2. Борисова Ю.С. Государственная и общественная благотворительность: анализ эффективности //Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (55). С. 869-873.
  3. Воробьева А.А. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях нового законодательства: возможности и проблемы //Гуманитарные научные исследования. №3 (55). С. 221-224.
  4. Гольцова П.А., Лоева Я.А. Социальный капитал как составляющая человеческого капитала //Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 (64). С. 293-295.
  5. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения //Социальное и пенсионное право. 2007. № 2.
  6. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. М.: Гелиос, 2008. 715 с.
  7. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия социальная защита (правовой аспект) //Трудовое право. 2008. № 3.
  8. Носова С.С. Экономическая теория. М.: КНОРУС, 2009. 798 с.


Все статьи автора «Бекоева Марина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: