УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У УЧАЩИХСЯ

Муминова Дилафруз Акбаралиевна
Институт повышения квалификации учителей народного образования
Наманганская область, Узбекистан, преподаватель

Аннотация
Чувства любви к труду и профессии у учащихся не возникают сами собой. Эти качество формируются в образцовом показателе родителей в семье, а в учебном заведении через проведение уроков труда, различных мероприятий, кружков и т.д..

Ключевые слова: кружок, любовь к профессии, мероприятие, профессия, труд, урок


THE FORMATION OF A CONSCIOUS ATTITUDE TO WORK AMONG STUDENTS

Muminova Dilafruz Akbaraliev
Institute of teacher training folk education
Namangan region, Uzbekistan, lecturer

Abstract
Feelings of love for the work and profession of the students do not arise by themselves. These are formed as in the exemplary figure of parents in the family and in the school through lessons of work, various activities, clubs etc

Keywords: club, event, lesson, love for the profession, profession, work


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Муминова Д.А. Формирование сознательного отношения к труду у учащихся // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/04/8142 (дата обращения: 03.11.2023).

Как известно из древних времен и кузнец, гончар, плотник и представители других профессий стремились обучать своему ремеслу других, то есть передавали секреты своей профессии. “Для человека и сорока профессий мало”, “ Моя профессия- мой почёт” эти народные пословицы появились на свет как результаты усердной трудовой деятельности.

Бухара, Фергана, Самарканд, Сурхандарья, Кашкадарья, Самарканд, Коканд, Самарканд, Наманган и Ташкент издавна славятся своими ремесленниками. Десятки изделий в различных сферах деятельности выпускаются в этих областях для экспорта в заграницу. Сюда можно включить следующие изделия: украшения, вышивки, гончарство, кузнечные изделия, мужская одежда, производство обуви, кулинария, мебель и т.д. Но в связи с социальным развитием некоторые из этих сфер деятельности были на грани исчезновения и только независимость Республики Узбекистан дала возможность их вновь возродить и перенимать профессии наших предков подрастающими поколениями.

В связи с этим, основная цель обучения и трудового воспитания в колледже учащихся это вооружение их необходимыми знаниями на основе науки и техники, привитие им уважения и любви к национальным ремеслам, которые требуют от учителя педагогического мастерства в ознакомлении и объяснении с особенностями этих профессий.

Естественно, что чувство  любви к труду и профессии у учащихся не возникает само собой. Эти качество формируются в образцовом показателе родителей в семье, а в школе через проведение уроков труда, различных мероприятий, кружков и т.д. По нашему мнению формирование таких качеств возможны путём широкого разъяснения о традициях трудолюбия народов Востока, которые ценятся на протяжении веков

Эти разъяснительные работы могут проводиться в форме различных мероприятий: беседы, встречи, общие обсуждения с учащимися.

Для исследования уровня сформированности трудолюбия у учащихся профессионального колледжа, мы провели диагностическое исследование:

№1 анкетирование –выявляющий этап  в начале исследования,

№1 анкетирование – формирующий этап  в конце исследования

В исследовании участвовали 30 учащихся 1-го курса профессионального колледжа города Намангана. С целью изучения уровня сформированности трудолюбия среди учащихся  колледжа мы разработали анкету из 7 вопросов, которые были заданы в 1 этапе исследования.

ВОПРОСЫ:

1.Какие рассказы и пословицы вы знаете о труде?

2.По своему ли желанию вы выбрали свою профессию в данном профессиональном колледже? И почему?

3.Кому говорят: Достиг своего счастья благодаря своей профессии?

4.Что необходимо сделать для достижения благополучия в семье?

5. Кому говорят: Его труд пошёл на смарку?

6. Что необходимо сделать человеку для достижения своих желаний и мечты?

7.  Какие пословицы о трудолюбии вы знаете?

                Таблица №1.Показатели проведенного исследования

Участвовали 30 учащихся 1.в начале эксперимента 2.в конце эксперимента
Вопросы Выс Сред Низ Выс Сред Низ
1 Какие рассказы и пословицы вы знаете о труде? 1 3 26 10 12 8
2 По своему ли желанию вы выбрали свою профессию в данном профессиональном колледже? И почему? 7 4 19 15 10 5
3 Кому говорят: Достиг своего счастья благодаря своей профессии? 3 2 25 20 8 2
4 Что необходимо сделать для достижения благополучия в семье? 4 10 16 25 5 -
5  Кому говорят: Его труд пошёл на смарку? 3 8 19 20 6 4
6 Что необходимо сделать человеку для достижения своих желаний и мечты? 6 10 10 23 7 -
7 Какие пословицы о трудолюбии вы знаете? 2 4 24 20 8 2

Согласно №2 таблице можно определить, что поставленная в эксперименте нами цель выполнена. И при диагностике после нашего формирующего эксперимента мы получили следующие результаты:Согласно таблице №1. Показатели проведенного исследования на заданные вопросы из 30 учащихся 8 участвовали активно, которые составляют 27% из всех 100 % присутствующих на мероприятии. Затем было проведено аналитическая беседа по определению термина «трудолюбие», «сознательное отношение к труду». Также были рассмотрены следующие аспекты: «Я и моя профессия», «Какую пользу я могу привести обществу и себе?», «Каковы мои жизненные ценности и место труда в данном списке?». Посредством разъяснительной работы мы организовали (беседы, встречи, общие обсуждения) и  провели формирующий эксперимент, где были получены следующие результаты.

Этапы эксперимента  Позитивные ответы
1 этап 27% – 8учеников
2 этап 57%- 17 учеников

Таблица №2.Этапы эксперимента

По проделанной работе можно сделать следующие выводы: работа по формированию трудолюбия у учащихся должна планироваться и проводиться и посредством разъясняющих мероприятий, встреч, аналитической работы, которые дадут позитивные результаты. С помощью педагогической диагностики необходимо целенаправленно оценивать уровень формирования трудолюбия у студентов колледжа.

 

Одним из основных условий человечности это духовно-нравственное воспитание, приобретение профессии и при воспитании гармонично развитой личности они  считаются одной из основных факторов.

Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии это основная задача школы реализуются с учётом 2-х факторов:

  1. учёт потребности общества в кадрах;
  2. учёт личных способностей молодёжи;

Последнее связано с профессиональным самосознанием личности

При профессиональной пропаганде в школах широко используются следующие виды и формы мероприятий: лекции, беседы, конференции, встречи, вечера, дискуссии, организация специальных радиопередач, оформление стенгазет или уголков.


Библиографический список
  1. Ибрагимов. Б. Актуальные вопросы воспитания молодёжи. T.: 2009. с.218
  2. Mo’ydinоv R. Xushnazarоva M. Ma`naviy merоs va yoshlar tarbiyasi  fan: 2006.с.185
  3. Мунавваров А.К. “Семейная педагогика” T.: «Укитувчи” 1994 с.160


Все статьи автора «Муминова Дилафруз Акбаралиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: