УДК 376.3

СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Шалашова Анастасия Андреевна
Смоленский государственный университет
студентка 5 курса профиля «Логопедия»

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию состояния активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, что позволяет выявить качественные и количественные показатели сформированности активного словаря у детей данной категории.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шалашова А.А. Состояние активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/06/8266 (дата обращения: 28.10.2023).

Дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) представляют собой неоднородную группу, но у всех них в той или иной степени нарушено формирование всех компонентов речи. Данное нарушение может повлечь за собой ряд третичных отклонений. Если не предоставить такому ребёнку помощь посредством обучения, его дефект может только усугубиться, на него могут наслаиваться нарушения психических функций, в том числе может быть затрудненно общение со сверстниками, т.е. могут возникнуть коммуникативные расстройства, если ребёнок остро осознаёт свой дефект.

В связной речи детей, имеющих ОНР III уровня присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У таких детей часто возникают трудности в построении высказываний. Наряду с этим им характерно нарушение звуковой стороны речи. Это указывает на сложность речевого дефекта и необходимость своевременного проведения коррекционной работы.

Для детей с ОНР характерна низкая продуктивность вербальной памяти. Таким детям очень сложно вносить в свой лексикон новые слова, порой даже с опорой на зрительные и тактильные ощущения. При этом дети с ОНР III уровня быстро утомляются, мало работоспособны, им характерна низкая активность познавательной деятельности.

В начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР III  уровня наблюдаются нарушения формирования активного словаря: отмечается недостаточный его объём; неадекватное употребление, трудности при подборе  слов.

Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы было проведено исследование уровня сформированности активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование проводилось на базе одного из дошкольных образовательных учреждений города Шали Чеченской Республики. Были отобраны две группы – контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети с ОНР III уровня, посещающие логопедическую группу). Каждая группа включала в себя по 10 детей, возраст которых 5-6 лет.

С целью изучения особенностей состоянии активного словаря детей c ОНР III была использована методика обследования словарного запаса у детей дошкольного возраста О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой [1,ч.II,с.5-11], из которой мы отобрали только те тесты, которые помогут нам определить состояние именно активного словаря. Упражнения по своей структуре строятся от простого к сложному, а именно, представляют собой три блока (А, Б, В), в каждом из которых по два однотипных задания. Это помогает наиболее точно произвести оценку умений детей.

Данная методика была выбрана нами, так как она очень удобна для диагностики, наиболее информативно показывает уровень сформированности активного словаря. Ввиду отсутствия готового иллюстративного материала, мы воспользовались пособием О.Б. Иншаковой [2, с. 127-229]. Анализ результатов сформированности активного словаря у детей с ОНР III уровня  позволил выделить несколько уровней выполнения предложенных заданий: уровень – высокий (73-92 балла); средний (45-72 балла); низкий (0-44 балла).

Таблица 1. Результаты исследования уровня сформированности активного словаря у детей экспериментальной группы

Номер ребенка

Задание 1

Задание 2

Общий

балл

Уровень

баллы

Ребенок 1

36

3

39

низкий

Ребенок 2

35

10

45

средний

Ребенок 3

28

4

32

низкий

Ребенок 4

36

2

38

низкий

Ребенок 5

24

3

27

низкий

Ребенок 6

58

9

67

средний

Ребенок 7

31

7

38

низкий

Ребенок 8

31

9

40

низкий

Ребенок 9

53

10

63

средний

Ребенок 10

29

9

38

низкий

Средний показатель группы (в баллах)

33

6.6

42.7

низкий

Таблица 2. Результаты исследования уровня сформированности активного словаря у детей контрольной группы

Номер ребенка

Задание 1

Задание 2

Общий

балл

Уровень

баллы

Ребенок 1

60

12

72

средний

Ребенок 2

72

12

84

высокий

Ребенок 3

69

12

81

высокий

Ребенок 4

80

10

90

высокий

Ребенок 5

80

12

90

высокий

Ребенок 6

74

9

83

высокий

Ребенок 7

78

10

88

высокий

Ребенок 8

80

12

92

высокий

Ребенок 9

58

7

65

средний

Ребенок 10

80

10

90

высокий

Средний показатель группы (в баллах)

73.1

10.6

83.5

высокий

Обобщённые данные о проведённом исследовании можно привести в следующей таблице (см. таблицу 3).

Таблица 3. Показателя уровня сформированности активного словаря ЭГ и КГ

Уровни выполнения заданий

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий 8

80

Средний 3 30 2

20

Низкий 7 70

При выполнении первого задания на называние слов детьми экспериментальной группы во всех блоках сложности (А, Б, В) допускалось немалое количество ошибок. Дети подбирали слова, близкие по значению, форме предмета, но не выражающие точный смысл понятий (блюдце –«тарелка», пирамида – «треугольник», клубок – «шарик», калитка – «дверь» и т.д.), смешивали слова, близкие звучанию (мишка – «миска»), заменяли название предмета его толкованием (торшер – «включают, когда ночь», клумба – «мама сажает цветы», свекла – «варят суп» и т.д.). Так же ввиду присутствия у данной категории фонетико-фонематических нарушений, в их речи присутствовали замены, пропуски, искажения звуковой наполняемости слов.

Практически все дети данной группы испытывали трудности в процессе выполнения второго задания на называние предмета по его описанию. В плане ошибок здесь наблюдалось называние либо отвлечённого понятия, либо вовсе отказ от называния слова. Однако, с этим заданием дети с ОНР III уровня справились намного лучше, чем с первым (средний показатель – 6.6 баллов).

При выполнении большинства заданий детям контрольной группы требовалась помощь, а некоторым дополнительное время подумать.  В экспериментальной группе имели место также отказы от выполнения задания. Они составили от 2% до 4% (по каждому из заданий).

У детей контрольной группы отказов от выполнения заданий не было, и они справились с выполнением заданий гораздо лучше, чем дети с ОНР III уровня.

Высокий уровень выполнения заданий был отмечен у 8 детей (80%), у 2-х детей (20%) средний» уровень, низкого уровня у детей контрольной группы не выявлено.

Результаты проведённого исследования можно представить в следующих диаграммах (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Результаты исследования словаря антонимов

На основании полученных данных можно сделать вывод, что активный словарь хуже развит у детей с ОНР III уровня, чем у детей контрольной группы с нормальным речевым развитием. Выполнение заданий у детей контрольной группы затруднений практически не вызвало. Всё это доказывает необходимость  коррекционной работы с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня.


Библиографический список
  1. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. М.: АРКТИ, 1997. 64 с.
  2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 279 с.


Все статьи автора «Шалашова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: