УДК 159.9

КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Харьковская Виктория Игоревна
Общеобразовательное частное учреждение «Школа «Новое образование»
педагог-психолог

Аннотация
В статье представлены результаты исследования креативных способностей слабовидящих школьников; обоснована необходимость учёта специфики их творческих способностей в обучении и воспитании.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Харьковская В.И. Креативные способности слабовидящих школьников // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/06/8304 (дата обращения: 31.10.2023).

Постановка проблемы. Современная ситуация такова, что человеку приходится быстро меняться, постоянно расти и развиваться, чтобы быть востребованным и соответствовать ожиданиям общества. Креативность позволяет человеку совершенствоваться, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, способствует самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. Понятие креативность  (лат.”Creatio” – создание, образ)  в переводе с английского языка означает творчество, т.е.  в самом общем виде – это создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. В психологической литературе проблема креативности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Анализ научной литературы показывает, что выявлено соотношение интеллекта и креативности (Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, Е. Торренс, М.А. Холодная); определена зависимость креативности от личностных характеристик (Ф. Баррон, Д. Эрк и др.); изучено влияние тестовой ситуации на процесс решения задач (Н. Воллах, В.Н. Дружинин, М. Коган). Не смотря на большое количество исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении ее природы, остается недостаточно проработанной проблема развития креативности  при дефицитарном психическом развитии, в данном случае, у слабовидящих школьников.  Вместе с тем, зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Формирование личности ребенка с нарушением зрения, ее творческой активности, работоспособности является очень сложным процессом, зависящим от большого количества факторов. В связи с этим, наблюдается противоречие между острой необходимостью эффективного изучения креативности у детей с нарушением зрения и реальным уровнем научных разработок в области креативности. Все вышесказанное и определяет актуальность данной статьи.

Нами была поставлена цель: исследовать и описать особенности креативных способностей  у слабовидящих школьников. Мы предполагаем, что существует ряд специфических особенностей в развитии креативных способностей  у слабовидящих детей в сравнении со школьниками с нормой в развитии. В  исследовании мы опирались на положении о том, что творческая способность (креативность) выступает в качестве  самостоятельного фактора, независимого от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Е.П. Торренс, Я.Л. Пономарев и др.).

Методы исследования.

1. Тестирование с применением теста  креативности Е.П. Торренса, тест Дж. Гилфорда (в модификации Е.Е.Туник), тест вербальной креативности (RAT) С. Медника, методика отдаленных ассоциаций С. Медника (модификации Т.В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой).

2. Метод экспертных оценок с применением методики Рензулли.

3. Статистические методы обработки материалов (критерий достоверности различий Стьюдента, метод ранговой корреляции Спирмена).

Выборка исследования.

В исследовании принимали участие 50 испытуемых, в возрасте 11-13 лет. Двадцать пять из них –  слабовидящие школьники,  двадцать пять – здоровые школьники.

Результаты исследования.

На первом этапе исследования осуществлялась диагностика креативных способностей. Результаты, полученные  с использованием теста вербальной креативности (RAT) С. Медника (подростковый вариант) и краткого теста «Фигурная форма» П. Торренса,  отражающие параметры вербальной, невербальной «оригинальности» и «уникальности» у слабовидящих школьников,  приведены в таблице 1.

Таблица 1.   Показатели вербальных и невербальных креативных  способностей по тестам С. Медника и П. Торренса

Показатель

  Группа 1 (n=25)   Группа 2  (n=25)  t-критерий,   p
вербальная оригинальность     0,69 +/– 0,10     0,42 +/– 0,08

0,906

0,369211*

вербальная уникальность      0,55 +/– 0,12     0,29 +/– 0,14

6,926

0,000000*

невербальная оригинальность     1,25 +/– 0,22     0,85 +/– 0,34

4,772

0,000017*

невербальная уникальность     0,57 +/– 0,14     0,34 +/– 0,14

5,344

0,000002*

Примечания: приведены средние значения и стандартные отклонения,

показатели t-критерия Стьюдента.

* различия с контролем достоверности при р<0,05

Группа 1- слабовидящие школьники

Группа 2 –школьники с нормой в развитии

p– достоверность различий

Как отражено в таблице, у слабовидящих школьников средние показатели  вербальных креативных способностей  для данной выборки составляют: индекс оригинальности –  0,69, индекс уникальности – 0,55.  У контрольной же группы (школьники с нормой в развитии) средние показатели равны 0,43 (индекс оригинальности) и 0,30 (индекс уникальности). Видны значительные различия в показателях между исследуемой и контрольной группами.

Средние показатели невербальных  креативных способностей  в контрольной группе составляют: индекс оригинальности –  1,11, индекс уникальности – 0,34. В исследуемой  группе  наблюдается следующая картина: средние показатели оригинальности и уникальности составляют  1,25  и  0,74, что значительно превышает показатели  контрольной группы. Полученные данные  были статистически подтверждены с помощью  t-критерия Стьюдента (при  p<0,05). Достоверные различия между исследуемой и контрольной группами наблюдаются в таких показателях, как вербальная уникальность (t=6,926, при p=0,000000), невербальная оригинальность (t=4,772 ,  при p=0,000017)  и уникальность (t=5,344 ,  при p= 0,000002). Индекс вербальной оригинальности – достоверные различия отсутствуют (t=0,906, при p=0,36921).

Рассмотрим полученные данные по тесту креативности  Дж. Гилфорда, выражающиеся в интегральных показателях вербальных и образных креативных способностей (таблица 2).

Таблица 2. Интегральные показатели вербальных и образных креативных способностей по тесту Дж. Гилфорда

Показатель

  Группа 1 (n=25)   Группа 2  (n=25)  t-критерий,   p
вербальная креативность     46,7 +/– 14,4     31,6 +/– 9,9

4,280

0,00051*

образная креативность      62,2 +/– 12,0     53,0 +/– 10,1

2,932

0,000089*

Примечания: приведены средние значения и стандартные отклонения, показатели t-критерия Стьюдента,

* различия с контролем достоверности при р<0,05

Интегральные показатели вербальных и образных креативных способностей значительно различаются между группой школьников с нормой в развитии и слабовидящими школьниками. В контрольной группе данные ниже, чем в исследуемой группе.  Так, среднее значение вербального  и образного показателя креативных способностей  у слабовидящих школьников составляет  46,6  и  62,2, а у школьников с нормой в развитии - 31, 6  и   53, 00.  Полученные данные  были статистически подтверждены с помощью  t-критерия Стьюдента (при  p<0,05). Достоверные различия между исследуемой и контрольной группами наблюдаются в таких интегральных показателях как вербальная (t=4,280, при p=0,00051) и образная креативность (t=2,932, при p=0,000089).

На втором этапе исследования был осуществлен анализ экспертной оценки креативных способностей с использованием опросника креативности Дж. Рензулли.

Для подтверждения валидности тестов была осуществлена оценка связи между средними значениями  показателей экспертной оценки в двух группах и результатами тестов креативных способностей (применялся  непараметрический критерий корреляции по Спирмену). Таблица 3.

Таблица 3.

Экспертная оценка уровня креативных способностей

Показатель креативных способностей (по С. Меднику и П. Торренсу)

Интегральный показатель креативных способностей (по Дж. Гилфорду)

Группа 1

r= 0,0073

p= 0,972*

r= 0, 389

p= 0,0054*

Группа 2

r= -0,022

p= 0,916*

r= 0,523

p= 0,0072*

Примечания: приведены показатели r- коэффициента корреляции

* различия с контролем достоверности при р<0,05

Группа 1– слабовидящие школьники;

Группа 2 –школьники с нормой в развитии.

Результаты таковы, что корреляция между уровнем креативных способностей  и показателями  тестов С. Медника и П. Торренса в обеих группах  –  незначимая. Однако, корреляция между уровнем креативных способностей и интегративным показателем креативных способностей   по тесту Дж. Гилфорду  – очевидна: взаимосвязь статистически достоверна  в исследуемой и контрольной группах (при  p<0,05).

Таким образом,  полученные результаты дают основание утверждать: у слабовидящих школьников существует  ряд особенностей в развитии креативных способностей.

ВЫВОДЫ.

1. Данные исследования подтверждают, что показатели вербальных и невербальных креативных способностей у слабовидящих школьников значительно превышают эти же показатели у школьников с нормой в развитии. Это может быть объяснено тем, что у слабовидящих школьников нет фиксированных образов-эталонов, сформированных в предыдущем опыте и хранящихся в памяти, что «освобождает» от стереотипов восприятия и  дает возможность находить необычные и оригинальные связи между объектами. Кроме того, слабовидение можно рассматривать как частный клинический случай депривации, при которой недостаток внешней информации частично возмещается за счет активизации деятельности воображения.

2.  Полученные данные не могут не учитываться в работе с данной категорией лиц. Поэтому актуальной проблемой становится оказание систематической психопросветительской помощи педагогам, работающим в классах и школах для детей со сниженным зрением. Такая работа может осуществляться в форме лекций, бесед, семинаров, выставок, подбора специальной литературы и др. При этом должны решаться следующие задачи:

  • знакомство с современным состоянием данной проблемы в психологической науке;
  • формирование представлений о практической значимости знаний о психологии слабовидящих, в частности, креативных способностях;
  • формирование умения использовать креативность слабовидящих в обучении и воспитании;
  • содействие развитию креативных способностей у слабовидящих школьников,  которые, в свою очередь, выступают как успешный и продуктивный способ полноценной интеграции ребенка в общество.

Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии:  Учебн. для вузов. Спец. Литература. –  СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – М.: КАРО, 2006. –336 с.
  3. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. – 2000. – № 4. – С.3-8.
  4. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Методическое руководство. – СПб.: Иматон, 2000 – 170 с.


Все статьи автора «aib1986»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: