Английская писательница – Дорис Лессинг была представителем классических писателей в начале своего творческого пути. От политических произведений она перешла к реалистической прозе. И призывает большинство писателей сделать тот же ход. Отказаться от идеологических убеждений, в пользу настоящего творчества. Ведь разочарование в политических идеалах неизменно наступит, но не только у писателя, если он будет отстаивать эти идеалы. Для неё литература это способ высказывания собственных мыслей, иногда с иронией, или сарказмом. Людям необходимо учиться разбираться в человеческих отношениях, которые могут быть в различных условиях, но только реалистичных.
Творчество писательницы Дорис Лессинг в значительной мере отличается от О. Памука. Произведение, которое принесло её мировую славу – «Воспоминания уцелевшей». Эта книга была написана в ранний период творчества писательницы, когда она переходила от реалистических тенденций к фантастике. Кончено же, классификация условна, но аргументирована, не только литературными критиками, но и самой писательницей. Несмотря на данный жанр, описание детства главной героини, её отношения с родителями и даже внешность, Д. Лессинг писала с себя. Психологическое измерение образов, намечено частично, тогда как анализ социальных процессов – основное направление в романе.
Одной из самых известных книг являются «Дети Мертвых». Около 600 страниц монотонного текста, напоминают написанное методом «потока сознания» эссе и не переплетается ни с какими признаками романа. Фабула постоянно дополнена метафорами. Автор постоянно поднимает темы человеческого экзистенциализма в своих произведениях. На каждой странице её книг мы можем видеть разбор всех этапов жизни человека, и так же несомненное отвращение автора к этому. Все её творчество можно охарактеризовать предложением: «История грозит угаснуть каждое мгновение, в каждом отдельном человеке, кто должен умереть. Хронически печальное состояние…».
Не все, но какая-то часть произведений должны быть посвящена временах жестокой диктатуры, в них авторы должны давать картину быта каких-либо меньшинств, которые, несмотря на тоталитарные условия объединяются и продолжают жить, даже отгородившись от окружающего мира. Писателей, которые принадлежали к различным меньшинствам, принято рассматривать как свидетелей событий, и зачастую, их литературное достоинство обходят вниманием. Но литература Д. Лессинг – это яркий пример того, как надо писать об ужасном, при этом обращая внимание на литературные особенности автора. Она призывает не всех писателей творить в этом направлении, ведь это очень тяжело донести до читателя, описания жизни людей в нечеловеческих обстоятельствах и психологии угнетенных и угнетателей.
В своих других произведениях Д. Лессинг изображает политические события, которые происходят в современном мире. Её творчество причисляют к течению новой, пост советской литературы. Но несмотря на это, писательница старается экспериментировать м преобразовывать жанры, в которых пишет. Лев Анненский написал о произведениях Д. Лессинг следующее: «Мы имеем уникальную работу, сделанную может быть впервые в русской культуре – здесь прослежена, задокументирована и подвержена художественной обработке жизнь нескольких десятков поколений. Начиная от Великой Отечественной войны, заканчивая сегодняшними событиями».
Сама литература стремительно развивалась, ведь если сравнить с предыдущими столетиями, где временной отрезок охватывал столетие, то в ХХ веке эта дистанция значительно сократилась до десятилетия. Каждый новый период создавал новые направления в литературе, происходило переплетение жанров, и зарождались новые школы.
Библиографический список
- Алексиевич С. Я поняла, почему молчит народ // Deutsche Welle: общ.журн. – ФРГ, 2016. – С. 5-11.
- Баскакова Т. Мюллер пишет очень сложно // ЧасКор: лит.-худож. журн. – Москва, 2009. – Вып. 58. – С. 3-7.
- Варгас Льоса М. Литература – это необыкновенное развлечение // Русское отделение Russian. Rfi.fr: муз.стан. – Москва, 2010. – 30 – 60 м.
- Егоров И. О «желтизне» Мо Яня, конфуцианстве Толстого и культе Матери 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://noblit.ru/node/2620
- Затонский Д. Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ – начале XXI века // Литературный вестник: худ.-лит. журн. – Санкт-Петербург, 2005. – Вып. 6. – С. 12-17.