Учебно-тренировочный процесс как категория педагогики физической культуры и спорта – сложное, многомерное явление, качество которого может быть определено в различных плоскостях педагогики развития и педагогики гуманизма.
Уточним понятия, непосредственно связанные с использованием в современной традиционной и инновационной педагогике понятия и составных единиц явления «учебно-тренировочный процесс».
Традиционная педагогика определяет все составные научного знания в конструктах общего назначения и широкого использования в детализации качества тех или иных составных исследуемого и реализуемого в деятельности педагога процесса или процедуры, механизма или условия.
Традиционная педагогика на протяжении много периода существования выделяет наиболее удачные решения в той или ной легко приемлемой форме эволюции научно-педагогического поиска. Так появляются так называемые «педагогические бестселлеры», особенности которых строятся на учете всех составных развития личности в системе социально-экономических, гражданско-правовых, гносеолого-образовательных, теоретико-профессиональных, методико-методологических, функционально-трудовых возможностей постановки и решения задачи развития личности и системы антропологически обусловленных связей и конструктов. В таком понимании традиционная педагогика определяет в своей практике на мировой арене «школа советского спорта», «Российский хоккей», «школа фигурного катания» и прочие элементы традиционного использования тех или иных практико ориентированных способов оптимизации качества решения задач развития личности в спорте, гарантирующих не только самореализацию личности через спорт и его значимость, но и социализацию личности в поле реализуемых задач и выполняемых функций спортивно-досуговой работы.
Традиционная педагогика определяет учебно-тренировочный процесс в различных конструктах дидактического знания, определяя новые ориентиры для инновационной педагогики, не оставляющей без внимания научно-технический процесс и реализацию идеи гуманистической парадигмы современного непрерывного образования и развития личности средствами физического воспитания, физической культуры, спорта.
Инновационная педагогика продолжает идеи традиционной педагогики, дополняя и верифицируя новые достижения науки и техники, достижения в области педагогики и психологии, социологии и права, гуманизации и оптимизации моделей социализации и самореализации личности в ресурсах выделенного направления продуктивного поиска и учета нормального распределения способностей обучающихся [1-17].
Качество традиционного и инновационного знания в модели детерминации и детализации основ организации и планирования учебно-тренировочного процесса – социально обусловленное явление, в исследовании которого мало понимать сущность и назначение учебно-тренировочного процесса как конструкта развития личности и системы самоорганизации функционирования спорта как одного из направлений социализации и самореализации личности, необходимо понимать и понимать, что новое пространство социально-профессиональных отношений строит свой системный анализатор и корректирует специфические и общекультурные основы через интеллектуальную сферу потребностей личности, влаченную в модель непрерывного образования, в ресурсах которого интеллектуальный труд наиболее популярен, нежели физический на протяжении многих десятков лет, такая практика определила деление на «альфа-труд» и «бета-труд», такая практика всё чаще формирует отрицательное отношение к бессмысленным, многократно выполняемым упражнениям (метод «круговой тренировки»), движениям, непонятным для личности, определяющих дискомфорт и отрицательное отношение к физической культуре и спорту. В такой практике закрепляется в большей степени отрицательная реакция к физической активности и практике формирования основ здорового образа жизни в среднестатистической выборке обучающихся, получающих образовательные услуги через систему среднего, дополнительного и профессионального образования.
Формирование потребности в высоких спортивных достижениях у обучающихся определяется в настоящее время проблемой в прослойке населения, где интеллектуальное воспитание определяется высшей степенью и продуктом эволюции антропосреды, что гарантирует высокие достижения и положение в обществе, примеры выдающихся достижений спортсменов, определяющих перед собой планки невозможного и достигающих поставленные цели, не котируются, так здоровье, подорванное в структуре занятий спортом, предопределяет мучения и болезни, краткосрочная слава и планка физического превосходства не определяет у молодежи популярности ранее существующих видов спорта. Так, появляются деструкторы и дезадаптивные формы антипропаганды спорта, к которым присоединяются в средствах массовой информации различные разоблачения и фальсификации с допингом и определением призовых мест. Но, спорт никогда не поныряет своих потенциальных субъектов и определит свои высокие результаты, не взирая ни на какие препятствия и фальсифицированные сложности.
В такой практике необходимо уточнить понятие «учебно-тренировочный процесс» в структуре признания нормального распределения способностей и здоровья обучающихся базовым конструктом его построения и детализации, признания спорта травмоопасным занятием, определяющим все составные поиска реализации идеи гуманизации педагогического взаимодействия тренера с воспитанником, выбиравшем тот или иной вид спорта, акмеперсонификации развития в выбранном виде спорта с возможностью перехода из одного вида спорта в другой и пр.
Учебно-тренировочный процесс (широкий смысл) – организуемый педагогически целесообразный конструкт развития и самоорганизации качества развития личности в спорте и через спорт различными институтами и средствами, методами и ресурсами системы непрерывного образования, физической культуры и спорта, гарантирующий личности и обществу учет всех составных традиционного и инновационного знания в области педагогики и психологии, социологии и культуры, спорта и досуга, в единстве с научно обоснованными способами оптимизации качества решения задачи «хочу, могу, надо, есть», предопределяющими успешность личности и ее востребованность на рынке конкурентоспособных отношений и способов функционирования общества и его институтов в целом.
Учебно-тренировочный процесс (узкий смысл) – процесс реализации высоких идей включения личности в спорт средствами физических упражнений и проектирования будущего в модели социализации и самореализации личности через спорт и его конкретный вид.
Учебно-тренировочный процесс (локальный смысл) – процедура оптимизации качества решения задачи развития личности обучающегося (задача определения и решения условий персонифицированного и социального выбора в конструкте «хочу, могу, надо, есть») средствами физического воспитания в структуре оптимизации, индивидуализации и персонификации качества включения личности в спортивно детерминируемые способы самоорганизации и самоутверждения через избранный вид спорта и его актуально-популяристические формы построения и самоорганизации деятельности как вида реализуемой практики и способа повышения конкурентоспособности на рынке услуг и дидактических решений.
Функции учебно-тренировочного процесса – реализуемые оптимальные способы решения задач и проблем педагогической деятельности в структуре индивидуализации, персонификации и гуманизации современного образования, физической культуры и спорта.
Функции учебно-тренировочного процесса будем определять в следующей совокупности элементов:
- функция воспитания и социализации личности через занятия физической культурой, ведением здорового образа жизни и формируемыми ценностями, смыслами и условиями продуктивного, персонифицированного включения личности в систему занятий физической культурой и спортом;
- функция гуманизации и пролонгации объективно высоких по качеству и научности решаемых задач развития личности в продуктивно-персонифицированных условиях сотрудничества и конкуренции;
- функция регламентации и персонифицированного анализа качества решения задачи «хочу, могу, надо, есть» в модели занятий физической культурой и спортом;
- функция формирования потребности в уважении, признании, высоких результатах в спорте как избранном направлении социализации и самореализации личности;
- функция мотивации деятельности и оптимизации модели культуры деятельности и общения, самовыражения и самоутверждения личности в структуре занятий спортом;
- функция детализации модели успеха и признания в поле формируемых интересов, смыслов, ценностей и целеполагания;
- функция самоидентификации и самоорганизации в модели формирования потребностей, ценностей, смыслов, приоритетов, основ сотрудничества и общения, определяющих гуманистические и акмепедагогические основы физической культуры и спорта;
- функция просвещения и формирования потребности в культуре здоровья, культуре деятельности, культуре самостоятельной работы, культуре общения и пр.;
- функция объективизации и персонификации уровня развития и сформированности личности в иерархии социально и профессионального популяризируемых способов самоактуализации и самоутверждения;
- функция адаптации и фасилитации в модели педагогической поддержки и пропаганды параолимпийского движения;
- функция перехода от репродуктивного способа решения задач к продуктивно-креативному или адаптивно-персонифицированному;
- функция формирования ценностей здорового образа жизни как базового конструкта становления и самореализации личности через спорт и другие виды деятельности;
- функция многомерной коррекции качества решения задач конкурентоспособности в модели персонифицированного решения задач развития и сотрудничества;
- функция формирования потребностей в разнообразии и смене видов деятельности, предопределяющих разностороннее формирования интересов и продуктов сотрудничества и общения;
- функция профессиональной ориентации и формирования потребности в системе непрерывного образования.
Педагогические технологии в учебно-тренировочном процессе определяются успешностью постановки цели, выбора средств и методов организации педагогического взаимодействия с обучающимися, определяющими процесс развития в модели социализации и самореализации через спорт.
Педагогические технологии в учебно-тренировочном процессе определяются двумя составными продуктивного поиска тренера и учителя физической культуры:
1) дидактическим обеспечением качества и своевременности пополнения копилок педагогической и профессионально-педагогической деятельности;
2) модификацией и обновлением ресурсов и методов педагогической и профессионально-педагогической деятельности.
Моделирование педагогической технологии в учебно-тренировочном процессе – сложное явление, основы которого опираются на факультете физической культуре в НФИ КемГУ на общепедагогическую практику уточнения моделей современной педагогики, дидактическую практику решения задачи моделирования уровней технологии обучения, частно-предметную практику моделирования технологии социализации и самореализации личности через избранный вид спорта [1-55].
Библиографический список
- Аскарова А.Р., Зубанов В.П. Психолого-педагогические основы продуктивного обучения в структуре занятий физической культурой и спортом // Современная педагогика. 2017. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/08/7321
- Баландов К.Г., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7688
- Барсукова Д.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как модель и категория современной педагогики // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7779
- Ларин Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Социализация как продукт развития личности в модели современного образования // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6646
- Маслинников Р.А., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Некоторые модели и педагогические условия социализации личности в структуре занятий хоккеем как избранным видом спорта // Современная педагогика. 2017. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/08/7319
- Мусохранов К.Э., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые аспекты развития личности в модели современного образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/01/7662
- Омельченко М.Г., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категориального аппарата современной педагогики в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6222
- Платоненко А.И., Сальников В.Д., Шварцкопф Е.Ю. Особенности социализации и самореализации личности через занятия физической культурой и спортом // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2017/08/24329
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Саморазвитие в модели социальной педагогики и педагогики развития // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6570
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Саморазвитие как категория педагогики физической культуры и спорта // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/01/7615
- Прокудин Р.Б., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации категории «педагогическая деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19192
- Свинаренко В.Г., Хлебников А.А., Шварцкопф Е.Ю. Особенности уточнения категории «самореализация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77910
- Стрига Д.Д., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Детерминация категории «педагогическая деятельность» будущими педагогами по физической культуре в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» // Современная педагогика. 2017. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6729
- Усольцева Н.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «педагогическая деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/20956
- Хлебников А.А., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности уточнения категории «саморазвитие» в структуре подготовки педагога // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19574
- Чепкасов А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности использования педагогического моделирования в решении задач курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7819
- Шварцкопф Е.Ю., Хлебников А.А., Свинаренко В.Г. Особенности уточнения категории «фасилитация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Современная педагогика. 2017. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6697
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26432
- Козырева О.А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017;(2):17-26. DOI:10.21603/2542-1840-2017-2-17-26
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Аксенов Г. А., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Возможности использования технологии портфолио в реализации продуктивного обучения на занятиях физической культурой // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2017. С.8-10.
- Белокрылова Е. А., Шварцкопф Е. Ю., Бортникова И. Ф. Специфика реализации идеи фасилитации в организации педагогического взаимодействия // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2017. С.55-57.
- Беспальченко М. Ю. Педагогическая деятельность в конструктах педагогического моделирования // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июля 2017 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2017. С.159-161.
- Галактионова В. В. Педагогическая деятельность в детерминантах и моделях педагогики физической культуры и спорта // Анализ современных тенденций развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Волгоград, 5 июля 2017 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2017. С.167-169.
- Головин А. С., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Педагогическая деятельность и ее функции в модели современного образования // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2017. С.126-128.
- Зубанов В. П., Аксенов Г. А., Свинаренко В. Г. Особенности теоретизации научно-педагогического поиска в модели современной педагогической практики // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.41-43.
- Зубанов В. П., Алеев Е. М., Свинаренко В. Г. Особенности выбора условий и моделей педагогической методологии в решении задач современного воспитания // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.43-45.
- Зубанов В. П., Алеева Т. А., Свинаренко В. Г. Воспитание как конструкт и продукт здоровьесберегающей педагогики // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.45-47.
- Зубанов В. П., Аскарова А. Р., Свинаренко В. Г. Теоретические особенности детерминации категории «социализация» в подготовке тренера по избранному виду спорта // Внедрение результатов инновационных разработок : проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.109-111.
- Зубанов В. П., Богданов С. В., Кириенко С. А. Воспитание как категория педагогики: определение и модели // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.77-79.
- Зубанов В. П., Головин А. С., Свинаренко В. Г. Педагогическая деятельность как категория и продукт современной педагогики // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.59-61.
- Зубанов В. П., Каницкий Е. М., Кириенко С. А. Социализация обучающегося в спорте: определения и модели // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.126-128.
- Зубанов В. П., Колегов В. Е., Свинаренко В. Г. Особенности развития продуктивности личности в детерминации и уточнении категории «педагогическая деятельность» // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.75-77.
- Зубанов В. П., Котов П. В., Кириенко С. А. Социализация обучающегося: определения и модели // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-пр. конф. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.135-137.
- Зубанов В. П., Остряков А. И., Свинаренко В. Г. Возможности построения детерминации категории «воспитание» в профессионально обучении педагогов // Внедрение результатов инновационных разработок : проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.156-158.
- Зубанов В. П., Рыбальченко Т. В., Свинаренко В. Г. Уточнение понятий «педагогический конструкт» и «педагогический конструктор» в структуре курса «Педагогика» // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.175-177.
- Зубанов В. П., Селютин А. М., Свинаренко В. Г. Детерминация как продукт педагогического моделирования // Внедрение результатов инновационных разработок : проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.165-167.
- Зубанов В. П., Чепкасов А. С., Свинаренко В. Г. Воспитание как продукт развития общества и культуры // Внедрение результатов инновационных разработок : проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.184-186.
- Зубанов В. П., Шунькин С. А., Кириенко С. А. Самореализация обучающегося в ДЮСШ: определения и модели // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.205-207.
- Зубанов В. П., Югов В. С., Кириенко С. А. Социализация и самореализация обучающегося в ДЮСШ: проблемы и модели // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.211-213.
- Космынина А. А. Здоровьесбережение как механизм акмеверификации качества развития и самореализации личности обучающегося // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июля 2017 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2017. С.184-186.
- Науменко О. В., Науменко Е. А., Петрова К. П. Формирование потребности в здоровом образе жизни у обучающихся как социально-профессиональная проблема // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июня 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2017. С.197-199.
- Петрова Д.В. Возможности использования педагогического моделирования в формировании толерантности и гуманизма как конструктов и средств решения задач развитии личности и общества // Современная педагогика. 2017. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/07/7299
- Свинаренко В. Г., Шварцкопф Е. Ю., Якушкин И. В. Теоретизация и педагогическое моделирование в работе учителя физической культуры // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.181-183.
- Шварцкопф Е. Ю., Белянин С. А., Зубанов В. П. Модели и условия решения задач формирования культуры здоровья в модели развития личности // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.53-55.
- Шварцкопф Е. Ю., Захаров А. В., Свинаренко В. Г. Социализация как продукт развития и самоутверждения личности в работе тренера // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.119-121.
- Шварцкопф Е. Ю., Плеханов Д. В., Свинаренко В. Г. Особенности решения задач детерминации в современной педагогике // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.160-162.
- Шварцкопф Е. Ю., Якушкин И. В., Свинаренко В. Г. Уточнение категориального аппарата педагогики: особенности и модели // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.200-202.
- Юдина Ю. Ю., Петрова К. П. Здоровьесбережение как ценность и продукт развития образования и культуры // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июня 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2017. С.227-229.
- Якушкин И. В., Шварцкопф Е. Ю., Буева М. Н. Некоторые аспекты исследования качества социализации личности в спорте // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2017 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.246-248.
- Якушкин И. В., Шварцкопф Е. Ю., Свинаренко В. Г. Исследование возможностей педагогического моделирования в уточнении и детерминации категорий педагогики // Взаимодействие науки и общества : проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.213-215.
- Яненкова Н. В. Педагогическая деятельность как категория педагогического знания // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июля 2017 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2017. С.251-253.