УДК 811.124

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ И ГРАММАТИКЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры украинского и классических языков

Аннотация
В статье описана методика применения электронного учебника в обучении студентов-ветеринаров фонетике и грамматике латинского языка, приведены способы и приемы организации учебной деятельности с использованием модулей электронного учебника.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Методика обучения фонетике и грамматике латинского языка при помощи электронного учебника // Психология, социология и педагогика. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/09/8383 (дата обращения: 29.10.2023).

В рамках экспериментального исследования (2014-2016 гг.) в Национальном университете биоресурсов и природопользования  Украины  осуществлялось обучение студентов-ветеринаров по методике, предусматривающей  использование электронного учебника «Elementa Linguae Latinae» [1].

На ознакомление с фонетической системой латинского языка учебным планом отводится всего 2 занятия (4 часа), первое из которых, как правило, является лекционным, а второе – лабораторным или практическим.

Целью первого занятия является сформировать у студентов представление о фонетической системе латинского языка. После усвоения первой темы студенты должны знать историю развития латинского языка, понимать его роль в формировании национальных европейских языков, иметь представление о вкладе классических языков в формирование международной научной терминологии; знать названия и написания букв латинского алфавита, правила произношения гласных, дифтонгов, согласных, буквосочетаний; уметь: воспроизвести латинский алфавит в правильной последовательности, обозначать звуки латинскими буквами, читать слова.

Уже на первом занятии латинского языка преподаватель может использовать электронный учебник для презентации учебного материала. Как отмечают исследователи (Л. Белоусова, Л. Грызун), работа с электронным учебником на лекционных занятиях, благодаря дидактическим возможностям его структурных компонентов и деятельностного характера изучения материала, позволяет органично совмещать и оптимизировать основные компоненты усвоения: восприятие и осознание [2].

Доминирующим на вводном занятии является объяснительно-иллюстративный метод,  предусматривающий применение вербальных и невербальных средств подачи учебного материала. Использование электронного учебника обеспечивает наглядную презентацию учебного материала, визуализацию изучаемых явлений и связей между ними, позволяет изложить достаточно большой объем учебной информации в концентрированном и систематизированном виде в экономном темпе для большого количества студентов. Как уже отмечалось, важным отличием электронного учебника является последовательное использование приемов когнитивной визуализации при подаче учебного материала [3].

Целью второго занятия по фонетике является  формирование навыков нормативного чтения латинских ветеринарных терминов. После усвоения материала занятия студенты должны знать правила постановки ударения в латинских словах, уметь использовать их на практике при чтении латинских и латинизированных ветеринарных терминов, определять количественную характеристику второго слога.

Формирование умения чтения осуществляется на основе рецептивных навыков: лексических, слуховых, перцептивных.

Вместе с тем, на этом этапе начинают формироваться и продуктивные умения – говорение и письмо, базирующиеся на основе репродуктивных навыков артикулирования, интонирования, графического изображения речи.

Умения и навыки чтения формируются при выполнении студентами соответствующих упражнений на произношение звуков, постановку ударения, которые содержатся и в традиционных учебных изданиях. Основное внимание уделяется упражнениям рецептивным, при выполнении которых студент визуально или аудиально воспринимает информацию и демонстрирует, что узнает и различает звуки и графемы, и репродуктивным, предусматривающим воспроизведение студентом учебного материала, повторение и воспроизведение звуков, звукосочетаний, слов по правилу или образцу.

Постановка ударения вызывает едва ли не наибольшие трудности при овладении чтением латинских слов. На формирование и закрепление акцентуационных навыков направлены упражнения, предусматривающие как анализ, так и синтез фонетических явлений.

Изучение материала раздела «Фонетика» электронного учебника может осуществляться на занятии во время презентации нового учебного материала и во время самостоятельной работы студентов для повторения и систематизации полученных знаний, подготовки к контрольным работам.

После завершения темы «Фонетическая система латинского языка», кроме оценки навыков чтения студентов, проводится письменная работа, позволяющая оценить уровень усвоения теоретических знаний по этой теме, в ходе которой студентам разрешено пользоваться модулем «Словарь» электронного учебника. Задания для проверки должны строиться таким образом, чтобы студенты имели возможность продемонстрировать не только знание орфоэпических правил, но и могли проиллюстрировать их примерами, привлекались к активному усвоению терминологической лексики, развивали умение поиска необходимой информации, навыки работы с электронным словарем.

Обучение грамматике предусматривает ознакомление студентов с основными сведениями по морфологии и синтаксису латинского языка. На протяжении многовековой истории обучения латыни разработаны многочисленные методики обучения ее грамматике. В этом исследовании в качестве базовой выбрана методика формирования грамматических навыков, разработанная В. Шовковым в контексте теории поэтапного формирования умственных действий, согласно которой обучение грамматике классических языков должно проходить следующие этапы:

1) презентация грамматического явления;

2) осознание учебного материала и запоминание;

3) формирование первичных умений вычленения грамматических признаков;

4) формирование навыков вычленения грамматических признаков;

5) формирование навыков узнавания грамматических форм;

6) формирование навыков установления значений грамматических форм с использованием приема грамматического анализа и перевода;

7) закрепление грамматических знаний и навыков путем использования элементов репродуктивной речи;

8) аналитическое чтение текстов с грамматическим анализом;

9) синтетическое чтение текстов [4, с. 365].

На ветеринарных факультетах грамматический материал из курса латыни преподается в ограниченном объеме, необходимом для формирования и закрепления навыков формообразования, анализа и перевода терминов, поэтому эта методика применяется с определенными модификациями. В частности, последние два этапа, сформулированные для классических отделений, не имеют полноценного статуса при изучении латыни на ветеринарных факультетах, реализуются нерегулярно, в частности при чтении и анализе адаптированных текстов по специальности.

Учитывая специфику курса латыни на ветеринарных факультетах, его четкую терминологическую направленность, грамматические навыки понимаем как навыки выбора корректного морфолого-синтаксического оформления терминологической единицы в письменной или устной речи [5, c. 75].

Во время презентации учебной информации преподаватель может использовать материал модуля «Пособие» по соответствующим темам. Наибольшее внимание при изучении морфологии латинского языка уделяется таким частям речи, как существительное и прилагательное, которые составляют ядро ​​терминологической лексики, отобранной для усвоения. Материал по другим частям речи излагается согласно его применяемости в ветеринарной терминологии.

Основными методическими приемами презентации грамматического материала должны быть: объяснение, алгоритмизация формообразования, иллюстрация (использование языковой наглядности, демонстрирующий грамматическую форму), перевод грамматической формы с целью придания ей определенных значений [4, с. 358].

Заметим, что материал раздела «Морфология» подается не в линейной последовательности при изучении отдельных частей речи, которые сменяют друг друга, а определяется по критерию системности. Ведь структура научной дисциплины не переносится механически на структуру дисциплины учебной, конкретный путь обучения определяется логикой учебного процесса, выражает последовательность шагов обучения, обеспечивает оптимально эффективные результаты, как по усвоению знаний, так и по развитию познавательных способностей студентов. Поэтому во время одного занятия могут изучаться сведения о различных частях речи, обусловленные общностью признаков грамматических явлений, тематической значимостью  и пр.

Особое внимание следует уделять реализации принципа осознания языковых явлений в период их усвоения и способов их использования (Н. Кацман, В. Шовковый), заключающегося в том, что:

1) механическому запоминанию грамматических конструкций должно предшествовать их осознание;

2) для обеспечения сознательного понимания грамматического материала преподаватель должен применять правила, релевантные типу информации;

3) теоретический материал необходимо иллюстрировать достаточным количеством примеров;

4) студенты должны понимать особенности образования и значения грамматических форм и конструкций, особенности их употребления в речи [4; 6].

Для формирования и закрепления грамматических навыков применяются специальные упражнения, выполнение которых предполагает использование модуля «Словарь».

Основной принцип построения занятий по грамматике латыни заключается в изложении элементов грамматики, после которого студентам предлагаются упражнения на закрепление материала и формирование соответствующих умений и навыков и терминологический минимум – слова, подлежащие обязательному усвоению в устной и письменной форме. На следующем занятии проводится экспресс-контроль уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков с помощью мини-тестов.

Рассмотрим подробнее методики проведения отдельных тем и занятий по грамматике на примере изучения существительных и прилагательных, образующих базу ветеринарно-медицинской терминологии.

Целью вводного занятия по морфологии является сформировать у студентов общее представление о частях речи, познакомить их с грамматическими категориями существительных. Требования к приобретенным знаниям, умениям и навыкам после усвоения этой темы состоят в том, что студенты должны знать: самостоятельные и служебные части речи, латинские названия грамматических категорий существительного и состав его словарной формы, принцип разделения латинских существительных по склонениям и их признаки, лексический минимум по теме; уметь: записывать существительные в словарной форме, определять склонение и основу существительного, образовывать формы Nom. еt Gen. Sing. et Plur. существительных всех склонений, переводить ветеринарные термины, выраженные субстантивно-субстантивными словосочетаниями с несогласованным определением.

Презентация учебного материала может осуществляться с использованием электронного учебника, содержащего основные сведения по теме в виде схем и таблиц, что позволяет применять и комбинировать различные методические приемы введения нового материала: объяснение, алгоритмизацию формообразования, наглядность, перевод. Такие схемы могут применяться студентами и во время самостоятельной работы для повторения и систематизации учебного материала, выполнения домашних заданий.

Формирование грамматических навыков по теме «Имя существительное» осуществляется путем выполнения специальных упражнений на распознавание существительных среди других частей речи, определение склонения и основы существительного, рода, числа, падежа и др.

Согласно принципу полифункциональности, грамматические упражнения должны быть направлены также на формирование лексических умений и навыков, а также навыков перевода [7]. Поэтому, начиная с первого занятия по грамматике, вводятся упражнения на перевод терминов, выраженных существительными. Упражнения на перевод следует применять на всех этапах формирования грамматических навыков.

Во время выполнения упражнений студенты могут пользоваться модулем «Словарь» электронного учебника для поиска необходимых лексических единиц, самопроверки выполненных заданий на определение склонения и рода существительных с опорой на учебные комментарии, приведенные в пособии.

После ознакомления с общими сведениями о латинском существительном, происходит более конкретное изучение существительных пяти склонений. В общей сложности, на изучение существительного отводится 22% всего учебного времени.

Существительные разных склонений изучаются по типичной схеме. Общей целью этих занятий является сформировать грамматические умения и навыки, необходимые для анализа и перевода ветеринарных терминов, в состав которых входят существительные. Задача состоит в том, чтобы: ознакомить студентов с парадигмами существительных всех склонений; научить распознавать и склонять их; способствовать формированию грамматических навыков употребления существительных в составе ветеринарных терминов; развивать способности к логическому и аргументированному анализу языковых явлений, сознательному изучению и применению теоретических и практических знаний в области терминообразования, умение поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, способствовать формированию профессионально-терминологической компетентности. В общем виде требования к приобретенным знаниям, умениям и навыкам предусматривают знание основных признаков и падежных окончаний существительных всех склонений, тематических лексических минимумов; умения: склонять существительные в единственном и множественном числе, анализировать и переводить ветеринарные термины, выраженные существительными.

Для формирования грамматических навыков нормативного употребления существительных применяются упражнения как рецептивные на распознавание грамматической формы, вычленение грамматических признаков (Подчеркните существительные определенного склонения, рода и т.д.), так и репродуктивные (Вставьте пропущенные окончания …; Просклоняйте существительные в единственном и множественном числе … и т.д.). Во время выполнения таких упражнений и заданий студенты могут пользоваться модулем «Словарь» электронного учебника. В общей сложности, для формирования указанных умений и навыков разработаны 52 упражнения рецептивного и репродуктивного характера.

Второй по частотности употребления в ветеринарной терминологии частью речи является прилагательное, на изучение которого отведено 11% учебного времени. Поскольку прилагательные в латинском языке склоняются по образцу существительных, их изучение осуществляется после изучения существительных соответствующих склонений.

Общей целью занятий, посвященных изучению прилагательного, является сформировать грамматические умения и навыки, необходимые для анализа и перевода ветеринарных терминов. По прохождении этих тем студенты должны знать: словарную форму прилагательного и его грамматические категории, падежные окончания прилагательных, правила согласования прилагательных с существительными, лексические минимумы по теме; уметь: распознавать прилагательные и определять их склонение, согласовывать прилагательные с существительными, склонять атрибутивные словосочетания, переводить ветеринарные термины, выраженные субстантивно-адъективные словосочетаниями. Отдельное занятие отведено на ознакомление со степенями сравнения прилагательных.

Для формирования указанных умений и навыков разработано 36 заданий и упражнений рецептивного и репродуктивного характера на распознавание прилагательного и его грамматических категорий, определение группы и склонения прилагательного, образование степеней сравнения прилагательных и пр. Специальные упражнения направлены на формирование и закрепление навыка конструирования атрибутивных ветеринарно-медицинских терминов из словарных форм существительных и прилагательных, предусматривающие знание правил согласования, без усвоения которых невозможен корректный перевод большинства многокомпонентных ветеринарных терминов.

Как и при изучении существительных, при изучении других частей речи соответствующие темы электронного учебника могут использоваться для презентации учебного материала, его актуализации, систематизации, закрепления, повторения; во время выполнения упражнений модуль «Словарь» может применяться для поиска необходимых лексических единиц, самопроверки и самокоррекции.


Библиографический список
  1. Балалаєва О. Ю. Elementa Linguae Latinae. К., 2014.
  2. Білоусова Л. І., Гризун Л. Е. Науково-практичні аспекти створення і впровадження електронного підручника для вищої школи // Інформаційні технології і засоби навчання. 2012. № 2 (28). URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/viewFile/657/493 (дата обращения: 26.05.2017).
  3. Балалаева Е. Ю. Реализация принципа наглядности в электронных средствах обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7351 (дата обращения: 26.05.2017).
  4. Шовковий В. М. Навчання граматики класичних мов у контексті теорії поетапного формування розумових дій // Мовні і концептуальні картини світу.  2013. 46 (4). С. 356–367.
  5. Балалаєва О. Ю. Навчання граматики латинської мови студентів-ветеринарів за допомогою електронного посібника // ScienceRise. 2015.  Т. 9, №1 (14). С. 74–78.
  6. Кацман Н. Л. Методика преподавания латинского языка в институтах и на факультетах иностранных языков. М., 1979.
  7. Шовковий В. М. До проблеми принципів навчання граматики класичних мов // Studia linguistica. 2013. 7. С. 229–234.


Все статьи автора «Балалаева Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: