В настоящее время значительные преобразования и изменения затронули многие сферы современной жизни общества, в том числе и институт семьи и брака. Если изучить и проанализировать статистику заключаемых и расторгаемых браков за последние годы, можно увидеть, что ситуация в этой сфере крайне неблагоприятна. На 100 заключаемых браков, около 50 оказываются расторгнутыми, а количество людей, изъявивших желание вступить в официальные отношения, уменьшается [1]. На данный момент времени общество столкнулось с проблемой неподготовленности к семейным отношениям. Сфера образования не занимается подобными вопросами, а семья, как основной элемент подготовки будущих поколений к семейным отношениям, не всегда и не для всех является примером для показания успешной модели поведения, для применения уже в новой, своей созданной семье.
Основными причинами, по которым люди чаще всего прибегают к расторжению отношений являются необдуманное и безответственное отношение к решению вступления в брачные отношения, как признаются сами опрошенные, чаще всего, под давлением родственников (около 40% из опрошенных, которые расторгли свои брачные отношения) и измена одного из супругов (в 20% случаев) [2] .
Мы можем лишь наблюдать официальную статистику [1], и делать соответствующие выводы, но полной картины происходящего в этой сфере мы увидеть не можем, так как семья является той ячейкой общества, составляющие которой, не являются публичной сферой отношений между людьми.
И хотя процент разводов довольно велик, нужно учесть тот факт, что не все люди, находящиеся в брачном союзе, при возникновении проблем в семье, сразу подают на развод, многие переживают проблемы самостоятельно, опираясь на свой опыт решения проблем, ища выходы из сложившихся ситуаций, на основе своего опыта, и не всегда этот опыт позволяет решать все возникающие проблемы конструктивно.
Лишь малая часть людей обращается за помощью к специалистам в области семейных отношений, при этом среди категории людей отмечаются те, которые остались недовольны результатами взаимодействия со специалистом, т.к. их проблемы не нашли своего решения.
Анализ результатов статистики, свидетельствует о том, что в современном российском обществе большое число людей не умеет строить семейные отношения и не владеет информацией, о том, как это делать. Хотя, в настоящее время в социальной политике уделяется достаточное внимание семье и браку, результаты остаются довольно неутешительными.
Одним из вариантов решения проблемы, семейного неблагополучия, является внедрение в общеобразовательные учреждения программ, направленных на изучение и формирование правильных убеждений и отношений в семейно-брачной области. Это может быть эффективным направлением, т.к. информация, полученная в ходе обучения, касается каждого и большинство учащихся ориентированы на создание собственной счастливой семьи.
На занятиях, посвященных семейным отношениям можно читать лекции, проводить семинары и практические занятия, делать тематические выезды на отдых в лагеря и на природу, а также приглашать на занятия людей, имеющих опыт создания благополучной семьи, для формирования у молодого поколения позитивного и ответственного опыта и отношения к брачно-семейной сфере.
Конечно, очень важным является квалифицированность специалистов, проводящие подобные мероприятия, их нацеленность на результат, личный опыт и отношение к данной сфере, ведь очень важно как преподносится информация, как ее трактуют, и какое отношение к семье у данного человека. Это может быть квалифицированный психолог, мастер своего дела, имеющий высокие ранги и достижения в своей области, но личное отношение к семье и детям у него может быть негативное. Такой человек не сможет правильно передать опыт и, вместо позитивного результата, можно лишь усугубить ситуацию, ведь эта область очень тонкая, в ней нет заученных формул, которые можно применять для решения многих задач, и нет четкой инструкции, по которой можно было бы решить возникающие проблемы. Семья эта та сфера, где встречаются и духовные, и материальные сферы нашей жизни, поэтому и работа в этой области должна быть очень тонкая и аккуратная, чтобы результат был положительным. Так как каждая ситуация, возникающая в отношениях между людьми в семье уникальна, невозможно дать четкую инструкцию к каждой, но подготовленный педагог способен сформировать правильное отношение к возникающим проблемам.
Поэтому, на наш взгляд, для дальнейшей работы необходима подготовка кадров, которые будут специализироваться в сфере семейно-брачных отношениях. Ведь тогда они смогут оказать квалифицированную помощь и поддержку людям, попавшим в затруднительное положение.
Хотя нужно признать тот факт, что во многом, решение возникающих проблем, зависит от отношения человека к данной ситуации, и если у человека есть правильное отношение к возникающей задаче, решение всегда найдется, и оно приведет к процветанию и улучшению его дальнейшей жизни.
В нашей стране был такой опыт, когда занятия по семейно-брачным отношениям вели педагоги исторического направления. Но педагоги, рассматривая информацию через призму своего предмета, не смогли в полной мере выполнить те задачи, которые ставили перед собой.
Как мы уже отмечали выше, анализ литературы позволяет говорить о том, что работа по подготовке учащихся к семейной жизни должна носить профессиональных характер, а ее реализацией должны заниматься квалифицированные и подготовленные педагоги.
Библиографический список
- Демография // Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru .
- Заключение браков // 2 Супруга: Семейное право простым языком – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://2supruga.ru .
- Кузнецова В.Н.Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2007. – 185 с.
- Слепухина Г. В. Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск, 2003. – 20 с.
- Ценности современной молодёжи // Молодёжное парламентское движение России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL: http://www.newparlament.ru/tribune/view/155