УДК 376.4

ЗНАЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Девлетшаева Эльмаз Наримановна
ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет"
магистрант специальности «Дефектология» воспитатель МБДОУ "Детский сад "Теремок" с.Раздолье

Аннотация
В данной статье рассматривается действенность применения дидактических игр в учебном процессе, воспитании детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста. Проанализирован ряд исследователей изучавших особенности игровой работы у детей с ограниченными возможностями. Прослежена коррекционная работа педагога в игре с ребенком.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Девлетшаева Э.Н. Значение обучения дидактическим играм детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями // Психология, социология и педагогика. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/10/8391 (дата обращения: 28.10.2023).

Постановка проблемы. Дети с ограниченными возможностями развиваются на протяжении всех лет своей жизни. Вопрос воспитания, обучения таких детей считается наиболее актуальным в нынешнем обществе. Учебный процесс дошкольника с ограниченными возможностями рассматривается в качестве целостной системы, состоящей из логически последовательных структурных связей в учебном процессе, где главную роль играет умение взрослого войти в контакт с ребенком с ограниченными возможностями. Эффективным способов для этого считается игровая деятельность, а непосредственно дидактическая игра, выступая средством обучения понятным, качественным и развивающим знаниям.

Целью статьи является теоретический анализ определения значения обучения дидактическим играм детей с ограниченными возможностями.

Основное изложение материала. Природные сложности в постижении школьного материала учениками с ограниченными возможностями ведут к понижению их заинтересованности к учебному процессу. Причинами таких сложностей могут быть различные обстоятельства. Т.Власова, Т. Лубовский, А. Лурия, М. Певзнер отмечают, что детям с ограниченными возможностями характерна слабость процессов возбуждения, торможения, влечение к частым сменам эмоционального состояния [1,3,5].

По мнению В. Петрова и Ж. Шиф, у детей с ограниченными возможностями демонстрируется достаточно низкий уровень развития мышления, поскольку его развитие осуществляется при условии неполноценного развития органов чувств, речевого аппарата, ограниченной трудовой работы. Умственная слабость, которая препятствует детям с ограниченными возможностями определять важнейшее при усвоении, запоминании материала, связывать между собой определенные компоненты, остро понижает качество детской памяти [6,8].

Многие исследователи высоко оценивали использование игровой деятельности в развитии, учебном процессе детей с ограниченными возможностями. Ученые отнесли игры к наиболее точным индикаторам проявления детских способностей и познавательных возможностей.

В работах А. Катаевой и О. Стребелевой,  подмечено, что развитие игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями зависит от многих факторов. К примеру, таких, как степень умственной отсталости, от игрушек, игр, с которыми они играют в детстве, от условий воспитания в семье, а также от пребывания в дошкольных учреждениях. Ученые обращают внимание на то, что в процессе игровой деятельности в учебном заведении для детей с ограниченными возможностями перед ними важно ставить познавательную и учебную задачи. И это несмотря на то, что у детей еще не сформировались ни познавательные процессы, ни учебная работа [2].

Дидактическая игра одновременно рассматривается в качестве формы детского обучения. Ее истоки положены в народной педагогике, создающей различные обучающие игры на основании сочетания игр с песней, с движениями. В дидактическую игру включены такие структурные элементы, присущие детской игровой работе, как замысел, содержание, игровое действие, правила, результаты. Они выражаются в другой форме, определены особенной ролью дидактической игры в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями.

То, что имеется дидактическая задача, подчеркивает обучающий характер игры, направление ее сути на развитие детской познавательной работы. Существенная значимость дидактической игры заключается в развитии самостоятельности, активности детского мышления, речи [2].

Игровые действия не всегда имеют заметный, открытый характер. По своей сути это умственные действия, которые выражены в процессе целенаправленного наблюдения, восприятия, сопоставления, порой вспоминание ранее изученного, продумывания. По своей трудности они разнообразны, определены уровнем познавательного содержания, игровой задачи, особенностями возраста детей.

Дидактическая игра предполагает наличие двух целей:

- обучающей, ее преследует взрослый человек;

- игровой, ради которой действуют дети.

Существенным моментом считается то, чтобы вышеуказанные цели дополнили друг друга, обеспечили постижение учебного материала [2].

Дидактическая игра рассматривается в качестве средства обучения, поэтому она используется при изучении всего программного материала, осуществляется на групповых и индивидуальных уроках, педагогами-дефектологами, воспитателями. Также игры включаются в музыкальные уроки, выступают занимательным элементом на прогулках [2].

В дидактической игре формируются условия, в которых все дети получают возможности действовать самостоятельно в конкретных ситуациях, с конкретными предметами, получая личный эффективный и чувственный опыт. Такое особо значимо для детей с ограниченными возможностями, у которых опыт действий с предметами весьма беден, не закреплен, не обобщен.

А. Аксенова и Е. Якубовская полагают, что дидактические игры выступают одним из наиболее действенных и положительных приемов активного усвоения знаний и умений на уроках с детьми. Разнообразные игры положительно влияют на конкретное и осмысленное представление о мире у дошкольников с ограниченными возможностями, что подтверждается в трудах Т. Ульяновой [5].

С. Забрамная, А. Хилько  подчеркивают эффективность использования дидактического материала, различных игр, наглядной предметно-практической деятельности детей в учебе [7].

Она отлично сформулировала серию игровых задач, чтобы дети с ограниченными возможностями имели возможность не теряться в окружающем пространстве, совершенствовать эти навыки. Однако, среди них крайне мало задач, содержание которых было бы направлено на развитие первичных количественных представлений [7].

А.Р. Маллер считает, что дидактические игры в детском учебном процессе выступают результативным средством коррекции недостатков детей с нарушениями интеллекта. Автор считает, что с помощью разных разновидностей игр происходит [4]:

- стимуляция психической и физической активности учащихся;

- развивается организованность;

- повышается самочувствие;

- развиваются моральные качества;

-создаются предпосылки включения в общественную деятельность.

При коррекционной работе в играх следует постепенно усложнять приемы обучения [2]:

- эмоционально-окрашенный показ игровых действий;

- совместное с ребенком проигрывание такого рода действий;

- исполнение действий ребенком, опираясь на образец;

- исполнение действий по словесной инструкции;

- личное воспроизведение ребенком изученных игровых действий.

Детям с ограниченными возможностями для изучения способов ориентирования в окружающем мире, для выявления, фиксирования свойств, отношений предметов, для уяснения определенного действия необходимо больше повторов, нежели нормально развивающимся детям. Игры позволяют обеспечить необходимое число повторов на различном материале при сохранности эмоционально-позитивного отношения к заданию.

В целом, особенная роль дидактических игр в учебном процессе специальных дошкольных учреждений выявляется тем, что они должны учебный процесс сформировать действенным, эмоциональным, позволить детям приобрести личный опыт.

Отбирая такие игры, педагоги преследуют коррекционные цели, учитывают особенности развития детей с ограниченными возможностями раннего и дошкольного возраста.

За счет дидактических игр организуется работа детей с ограниченными возможностями, которая содействует созданию у них умений разрешать не только доступные практические, а и не трудные проблемные задачи. В свою очередь, приобретаемый опыт предоставляет возможность понять и решить известные задачи в наглядно-образном, словесном планах.

В психическом развитии детей существенным моментом считается образование мышления. Собственно в данный возрастной период появляются не только главные формы наглядного мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, а также закладываются основания логического мышления, а именно склонность к переносу одного свойства предмета на иные.

Верная и своевременная организация деятельности по созданию различных разновидностей мышления для детей с ограниченными возможностями получает особенное значение, поскольку нарушение интеллекта, считается главным дефектом при олигофрении.

В играх, которые содействуют образованию мышления, выделяют два направления: от восприятия к мышлению, от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Предлагаемые дидактические игры, упражнения по вырабатыванию наглядных форм мышления показаны в понемногу усложняющейся системе, учитывающей детский опыт.

Благополучному проведению дидактической игры содействует грамотное ее педагогическое руководство. Для детей с ограниченными возможностями эмоциональная сторона организации таких игр выступает существенным условием. Взрослый человек своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у детей позитивное отношение к играм.

Важное значение отводится доброжелательности взрослых людей, за счет которой возникает сотрудничество, которое обеспечивает желание детей действовать сообща со взрослыми, достигать положительного результата.

Важное условие действенного применения дидактических игр в обучении заключается в соблюдении последовательности в отборе игр.

Особенная роль дидактических игр в учебном процессе выявляется тем, что игра должна сформировать непосредственно учебный процесс действенным, эмоциональным, позволить детям приобрести личный опыт.

Выводы

В дидактической игре перед детьми устанавливаются определенные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умений понять правила, последовательность действий, одолеть сложности. Она содействует развитию у детей ощущений, восприятий, вырабатыванию представлений, постижению знаний. Такая игра предоставляет возможность обучать детей разным экономным, рациональным способом решения определенных умственных и практических задач. В чем и заключается ее развивающая роль. В работе с детьми с ограниченными возможностями развитию дидактической игре отведено существенное место в коррекционной работе.


Библиографический список
  1. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2003. – 185 с.
  2. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб, заведение / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -  208 с.
  3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384с.
  4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практ. пособие / А. Р. Маллер – М.: АРКТИ, 2005. – 174 с.
  5. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, и др.; Под ред. В.И.Лубовского.           6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с.
  6. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г.Петрова.- М.: Академия, 2004.- 160 с.
  7. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003. – 180 с.
  8. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф. – М., Просвещение, 2000. – 159 с.


Все статьи автора «Девлетшаева Эльмаз Наримановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: