УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА «Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Резник Марина Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет
студент

Аннотация
В статье раскрываются понятия образ я и социальная идентичность, их взаимосвязь. На примере различных видов социальной идентичности, показаны особенности образа я в подростковом возрасте.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Резник М.В. Взаимосвязь образа «я» и социальной идентичности у подростков // Психология, социология и педагогика. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/10/8394 (дата обращения: 27.10.2023).

Современное общество ставит перед человеком вопрос о необходимости самоопределения и осознания своего места в мире. Тема социальной идентичности в изменяющемся обществе является одной из самых актуальных в отечественной социологической и психологической науке. Рассмотрению данного вопроса в современной периодике уделена ни одна статья. Многие известные ученые, такие как Г.М. Андреева, А.Б. Холмогорова, Т.В. Гармаева, А.Н. Татаренко, В.А. Ядов и др. обращали внимание на отдельные аспекты данного феноменов, отмечая его особый характер формирования идентификационных характеристик индивидов и групп под воздействием социальных изменений. Не смотря на изученность данного вопроса, он остается актуальным. Исследованию социальной идентичности в подростковом возрасте нужно уделять пристальное внимание в связи с тем, что именно подростковый возраст является фундаментом личности. Через общение со сверстниками подросток познает себя, в процессе общения у него формируется представление об идеальном «Я», поэтому необходимо изучать данные феномены.

Понятие образ я встречается впервые в работах У. Джеймса и понимался как когнитивный компонент, включающий представление о себе. Образ я состоит из различных компонентов, которые зависят от авторства структуры. И.С. Кон предлагает выделять следующие компоненты познавательный (когнитивный) – знание себя, самосознание; эмоционально-оценочный – ценностное отношение к себе; поведенческий – особенности регуляции поведения [1]. Н.И. Непомнящая рассматривая образ Я, как сторону ценностной личности, другой стороной является значимость для субъекта определенных сторон действительности. У. Джеймс образ Я разделяет на познающее и познаваемое, он подразделяется их на классы физический (материальный) образ я, социальный образ я и духовный образ я. Д.А. Ошанин, одной из основных особенностей образа Я выделяет двойственность назначения этого понятия: 1) инструмент познания – образ, призван отражать объект во всем богатстве и многообразии доступных его отражению свойств; 2) регулятор действия – специализированный информационный комплекс, содержание и структурная организация которого подчинены задачам конкретного целесообразного воздействия на объект [2,3]

Таким образом, образ я это двойственное понятие, включающие в себя внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя сторона это образ, который видит общество, особенности поведения человека и его соответствие требованиям общества. Внутренняя сторона включает ценностное отношение к себе и самосознание.

В свою очередь понятие социальная идентичность также многогранно. Основной вклад в изучения данного понятия внесли А.Тэджфел и Дж. Тернер. Концепция Г. Тэджфела или теория социальной идентичности основывается на постулатах, что каждый индивид обладает 1) социальными характеристиками, которые позволяют отнести человека к данной группе и 2) индивидуальными характеристиками, которые свойственны только для данного человека. Согласно данной концепции под социальной идентичностью понимается та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Концепция Дж. Тернера – теория самокатегоризации. Он разделял идентичность на личностную и социальную, тем самым противопоставляя и разграничивая их. Личностная идентичность понимается как набор характеристик, которые присутствуют у данного человека и отсутствуют у других. Социальная идентичность это осознание своей принадлежности к группе, с принятием свойственных данной группе черт и свойств, происходящее посредством противопоставления себя с группой [4,5].

Процесс социальной идентичности включает в себя несколько процессов, знание которых необходимо для полного понимания данного понятия. К этим процессам можно отнести: 1) рост привлекательности группы для ее членов, который выражается в позитивных чувствах по поводу пребывания в данной группе; 2) деперсонализация, характеризующаяся размышлениями о себе как о члене группы; 3) восприятие зависимости себя от группы; 4) ощущение межгрупповой конкуренции[5].

Концепции вышеописанных ученых дополняют друг друга и позволяют создать своеобразную модель, согласно которой человек проходит несколько этапов: социальная категоризация – социальная идентификация – социальная идентичность. По достижению третей ступени у человека формируются определенные социальные и индивидуальные характеристики.

Особенностью подросткового возраста является изменение мышления, восприятия себя и окружающего мира и т.д. Подросток ищет себя, свою роль в мире взрослых. Описанные факты позволяют утверждать, что изучение образа я и социальной идентичности, а также их взаимосвязь актуальны в подростковом возрасте. Идентификация себя с обществом влияет на образ я. Подросток через сравнение себя со значимыми сверстниками и взрослыми изучает себя и стремится изменить те качества, которые ему не нравятся, и приобрести новые приемлемые для него. Подросток с преждевременной социальной идентичностью с своем образе я имеет навязанные из вне качества, он не делал независимые жизненный выбор, поэтому он может знать только те качества, которыми характеризует его общество. Подростки с диффузной идентичностью не имеет четкого образа  своего я, в связи с тем, что у них нет четких, прочных целей, ценностей, убеждений. Подростки со статусом идентичности мораторий отличается состоянием кризиса, они стараются познать себя и решить какие качества соответствует им как личности, а какие нет, тем самым корректируя свой образ я. Подростки с псевдоидентичностью, отличаются четко сформированными качествами, соответствующими наиболее значимой роли [6].

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что понятия социальная идентичность и образ я многогранны. Образ я включает совокупность установок, как суммы всех представлений индивида о самом себе. В свою очередь понятие социальная идентичность это некое состояние самоотожествления, основанное на осознание  его  единства с кем-либо (с самим собой, другим индивидом, группой) или своей приверженности к чему-либо. На образ я может влиять несколько факторов, в том числе и социальная идентичность.


Библиографический список
  1. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 1982. – 207 с.
  2. Микляева А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования [Электронный ресурс] : монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – спб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – Режим доступа: http://www.humanpsy.ru/ miklyaeva/soc_ident_02
  3. Соболь Т. В. Проблема формирования социальной идентичности в условиях глобальных общественных изменений / Т.В. Соболь // PHILOSOPHY AND COSMOLOGY – 2012 – № 1 (10) – С 211-230.
  4. Агеев В. С. Социальная идентичность личности [Электронный ресурс] // Социальная психология : хрестоматия. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/30.php
  5. Сушков И. Р. Социально-психологическая теория Дж. Тернера [Электронный ресурс] / И. Р. Сушков. – Режим доступа: http://www.psychological.ru/default.aspx?S=0&p=27&0a1=695&0o1=0 &0s1=1
  6. Подростковый возраст в свете разных концепций [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://development2005.narod.ru/books/podr.htm.


Все статьи автора «Резник Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: