УДК 37

МОРАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Афанасьева Надежда Эдуардовна
Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета
г. Хабаровск, студент-магистрант, факультет начального дошкольного и дефектологического образования

Аннотация
В статье рассмотрена актуальность проблемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, раскрыты компоненты нравственного воспитания, выделены возрастные и психологические особенности и нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Афанасьева Н.Э. Моральное и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/11/8406 (дата обращения: 27.10.2023).

В современном обществе имеют место такие проявления как равнодушие и бездуховность, отсутствие чуткого бережного отношения людей друг к другу, рост насилия, преступности, резкое обострение взаимоотношений между родителями и детьми. Решить данную проблему возможно через создание оптимальных условий для улучшения воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Особое значение для нравственного воспитания имеет начальная школа. Это обусловлено специфичностью младшего школьного возраста, поскольку он благоприятен для усвоения моральных ценностей и знаний, формирование духовно-ориентированного поведения, его мотивов. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России отмечается, что одним из приоритетных направлений реформирования воспитательной системы в современной школе является утверждение принципов общечеловеческой морали. Перед современным образовательным процессом ставятся сложные задачи, главная из которых – ориентация всего образовательного процесса на новые стандарты, которые предполагают приоритет духовно – нравственного и морального развития обучающихся. То есть, актуальным является формирование у детей морально-этических знаний, нравственных привычек и ценностей, воспитание нравственных чувств и развитие нравственного сознания и самосознания и нравственного поведения.

Теоретические основы нравственной воспитанности учащихся, выяснение ее содержания и главных компонентов раскрыты в трудах Г.П. Давыдова, Е.В. Бондаревской, О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, Т.С. Конниковой, Э.И. Моносзона, И.С. Марьенко, В.И. Петровой, И.А. Невского, Н.И. Монахова, Л.И. Новиковой, И.Б. Первина и др.

Таким образом, проведенный нами анализ научных исследований и публикаций показал, что данная проблема нашла освещение в многих источниках: выяснено содержание и методологические основы, определены критерии и показатели нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста. Однако проблема нравственной воспитанности младших школьников до сих пор не реализована в научно обоснованных методических пособиях и рекомендациях для учителей начальных классов, что негативно сказывается на эффективности и системности их воспитательной работы в образовательной организации.

Целью статьи является изучение особенностей морального и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Основная часть. Одно из важнейших мест в системе воспитания порастающего поколения занимает нравственное воспитание, под которым понимают планомерный, целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности учеников, их общение, направленное на овладение школьниками нравственной культурой, которая определяет отношение школьников к окружающему миру [2. с. 42].

Ученые трактуют содержание и задачи данного направления воспитания по-разному, с чем, по нашему мнению, и связано расхождение при определении основных составляющих нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.

В частности, О.Ю. Комиссарова, Е.М. Хананеева, отмечают, что нравственное воспитание – это планомерное, целенаправленное влияние на морально – эмоциональное развитие человека через организацию условий, в которых формируются ее духовная, эмоциональная, мировоззренческая сферы и поведение согласно морали общества и общечеловеческих морально-этических ценностей [4, с. 14].

Сквозь призму влияния социальных факторов на развитие школьников рассматривает процесс нравственного воспитания М.А. Абдулаева. Она отмечает, что нравственное воспитание личности – это сложный и многогранный процесс, включающий педагогическое и социальное воздействие [1, с. 70].

Главной задачей нравственного воспитания, по мнению Е.А. Тутаринова, является усвоение моральных ценностей [7].

Г.Б. Сармутдинова, Г.Н. Мусс связывают этот процесс с формированием устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности [6, с. 393].

Моральная воспитанность личности предполагает сформированность таких компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения, моральные чувства, моральные ценности, нравственная направленность поведения, нравственные привычки, нравственные качества, нравственное сознание и нравственная культура.

В частности, процесс усвоения моральных знаний детьми младшего школьного возраста главным образом зависит от обучения их правильному восприятию моральной ситуации, адекватной оценке нравственных поступков, пониманию нравственных мотивов. Вместе с тем необходимо учитывать зависимость между правильным пониманием нравственной ситуации и умением школьников сопереживать, сочувствовать, то есть следует воспитывать личностное отношение к тем или других моральным явлениям, поступкам.

Моральные знания младших школьников выполняют функцию регулятора морального поведения. Важным условием развития нравственных знаний, по мнению Г.И. Атамановой, Т.Н. Николаевой, являются положительные изменения в их мышлении. В этот период формируются новые операции мышления – анализ, синтез, сравнение и обобщение. Все это оказывает положительное влияние на формирование нравственных убеждений у младших школьников [5, с. 98].

Главной предпосылкой формирования у детей элементов моральных убеждений является сформированность у них нравственных чувств. Моральные чувства – запросы, оценки, отношения, направленность духовного развития личности, которые лишь тогда становятся компонентом моральных убеждений личности, когда они выступают внутренним стимулом морального поведения. Поэтому одной из главных задач воспитательной работы в учебно-воспитательных заведениях является воспитание мотивационной основы морального поведения.

Нравственное воспитание учащихся должно обеспечить формирование у них системы нравственных ценностей, которые должны стать частью характера человека на основе нравственных чувств. их усвоение. в частности, направлено на познание общественно-ценностных норм поведения. их осознание и принятие соответствующего решения [6].

Младшим школьникам свойственна несоответствие между знаниями моральных норм и поведением. Это возрастная особенность ребенка, который еще только учится ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, сопоставлять свои представления с действительностью, реальными поступками, с конкретным поведением. На основе морального поведения формируются нравственные отношения детей.

Моральные привычки – полезные для общества устойчивые формы поведения, которые становятся потребностью и осуществляются при любой ситуации и условий. Только через формирование привычек нравственного поведения, в основе которых лежат доступные детям нравственные понятия и моральные чувства, можно воспитать произвольное поведение детей, которое действуют в любых жизненных ситуациях.

Одной из главных составляющих морального воспитанности учащихся является развитие их нравственного сознания. Процесс формирования морального сознания у младшего школьника будет особенно сложным и противоречивым при наличии разногласий между взглядами семьи и школы.

Нравственная культура – это усвоение личностью моральных норм, принципов, категорий, идеалов общества на уровне собственных убеждений. Формирование нравственной культуры школьников осуществляется в самых разнообразных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, особенно в таких ее видах, где учащиеся осознают необходимость оказания помощи более слабым, младшим, больным, а также пожилым людям [1].

В качестве важнейших рекомендаций учителям и родителям по эффективному управлению процессом нравственного развития младших школьников нами были предложены следующие рекомендации. Педагоги должны знать возрастные и психологические особенности и нравственного развития детей младшего школьного возраста; быть нравственно воспитанным и занимать устойчивую нравственную позицию в организации образовательного процесса; четко осознавать идеалы, которые он создает для детей и самому соответствовать этим идеалам. Родителям необходимо всегда занимать устойчивую нравственную позицию в оценке моральных аспектов поведения ребенка, специально научить их пользоваться моральными критериями в оценке поведения.

По нашему мнению, обеспечение успешности нравственного воспитания младших школьников, требует учета следующих возрастных и психологических особенностей:

- потребности ребенка в игровой деятельности;

- невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 7-9-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном предмете более 7-10 минут. Далее дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима постоянная смена видов деятельности во время занятий.

Кроме того младшим школьникам присуща:

- недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом у детей;

- существование противоречия между знанием, как нужно, и их практическим применением. Не всегда знание моральных норм и правил соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение между этическими нормами и личными желаниями ребенка;

- неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Таким образом, проведенный нами анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод, что в младшем школьном возрасте начинает формироваться ядро, база нравственного поведения, нравственных чувств и моральных убеждений, которые дают ребенку возможность ориентироваться и осознавать правильность своего убеждения, основанного на чувстве.

Перспективным на времени считаем изучение влияния морально-психологической атмосферы семьи на нравственное развитие младших школьников, а также особенностей взаимодействия учителей и родителей младших школьников по вопросам нравственного воспитания школьников.


Библиографический список
  1. Абдулаева М.А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. – 2016. – С. 70-72.
  2. Данилкина И.С., Кононова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Наука и образование: векторы развития международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 42-43.
  3. Карпенко А.В., Походня А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития. – 2016. – С. 197-200.
  4. Комиссарова О.Ю., Хананеева Е.М. Духовно-нравственное воспитание как основа развития личности младшего школьника // В сборнике: Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС. – 2016. – С. 14-18.
  5. Николаева Т.Н.,  Атаманова Г.И. Духовно-нравственное развитие и воспитание, как основа формирования личности младшего школьника // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. –  2016. – С. 98-104.
  6. Сармутдинова Г.Б., Мусс Г.Н. К вопросу о духовно-нравственном воспитании младшего школьника // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 3 (4). –  С. 392-394.
  7. Тутаринова Е.А. Воспитание нравственных ценностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО // В сборнике: Интеграция науки и практики в современных условиях. –  2017. – С. 88-91.


Все статьи автора «Афанасьева Надежда Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: