УДК 378.1

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич1
1Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, г. Владивосток

Аннотация
В статье рассматривается методика проведения занятий в учебном военном центре с использованием технических средств обучения; показаны особенности обучения и воспитания будущих офицеров в учреждениях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С. Технические средства обучения в образовательном процессе учебных военных центров // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/11/8407 (дата обращения: 27.10.2023).

Методика подготовки и проведения учебных занятий с использованием технических средств должна опираться на сложившуюся научно обоснованную методику подготовки и проведения традиционных видов учебных занятий и может отличаться конкретными приемами и способами работы преподавателя и студентов, выбор которых определяется возможностями применяемых технологий.

Учебный военный центр ДВФУ располагает хорошей учебно-материальной базой, позволяющей организовать педагогический процесс на современном уровне. Дидактически грамотное использование технических средств обучения способствует активизации учебного процесса, усиливает наглядность и оказывает большое эмоциональное воздействие на слушателей. Организация проведения таких занятий, рекомендуемые методические приемы и способы, порядок применения в ходе занятия специальных программных средств, требования по подготовке студентов и технического персонала специализированного (компьютерного) класса (лаборатории) планируется на учебно-методических сборах [1].

Применение технических средств в учебном процессе – дело творческое, но это положение вовсе не исключает, а предполагает руководство не только личным, но и обобщенным педагогическим опытом, выраженным в научно обоснованных требованиях, методах и приемах использования современных средств  «…внедрение информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы деятельности учебных заведений различного уровня привело к значительным изменениям в традиционных подходах к образовательному процессу, появлению принципиально новых технологий обучения, повышающих эффективность самостоятельной работы обучающихся, дающих широкие возможности для творческой деятельности, выявления и развития профессиональных способностей обучающихся…» [2].

Применение различной аппаратуры должно быть всегда психологически и методически обосновано и не превращаться в самоцель. Необходимо  предварительно определять, какие темы учебного курса следует проводить вербальными методами и какие оснащать технически.

Обращение к техническим средствам вносит определенные коррективы не только в содержание и методику самих занятии, но и в подготовку к их проведению. При разработке структуры и методики занятия с использованием технических средств, необходимо особое внимание обратить на сочетание словесного и зрительного материала. Увязка пояснений и содержания видеофрагмента имеет большое психологическое значение для более полного и точного восприятия учебной информации.

Технические средства не подменяют, а расширяют возможности преподавателя, повышают требования к его педагогическому мастерству. Он является центральной фигурой обучения и воспитания студентов УВЦ. «…информационно-образовательная среда образовательной организации многокомпонентна, т.е. включает в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр. Обозначенные компоненты связаны между собой и во многом зависимы друг от друга. …» [3].

Как известно, одним из самых сложных звеньев процесса овладения знаниями является осмысливание. Оно требует напряженной активной аналитико-синтетической деятельности мышления обучаемого. Технические средства обучения при самостоятельной работе успешно выполняют функции учебника, конспекта и даже преподавателя-консультанта. С их помощью студент может воспринимать учебную информацию любое количество раз, с абсолютной точностью воспроизвести существенные факты пройденного материала [4].

Таким образом, во всех видах учебной деятельности технические средства выступают надежными помощниками обучающих и обучаемых. Творческий подход к их использованию, овладение рациональной методикой, стремление выработать свои собственный стиль – важнейшие условия активного применения этих средств в образовательном процессе учебных военных центров.

Специальные учебные пособия и технические устройства лишь информируют преподавателя и студента о результатах контроля. Путь, приведший к верному решению, или же характер допущенных ошибок, их причины не раскрываются, «…положительной стороной … обучения являются стандартизированные требования к результатам учебной деятельности, обеспечивающие определенное содержание и методы, … что рождает активность в поиске содержания и методов обучения и как следствие зачастую более высокую результативность обучения …» [5].

Технические средства обучения являются существенным элементом, дополняющим классическую систему передачи и усвоения знаний. Соединение компьютеризации с методами программирования открывает широкие перспективы совершенствования технологии учебного процесса в высшей военной школе. Основными учебными целями, которые достигаются в ходе проведения учебных занятий с использованием технических средств обучения являются следующие: углубление знаний, формирование умений и навыков в решении практических задач и использовании информационных технологий в повседневной деятельности; освоение методик решения задач по специальности; контроль полученных знаний, умений и навыков.


Библиографический список
  1. Руководство по учебной и методической работе учебного военного центра/[сост. А.В. Мочалов, Ю.Ю. Ильинский, М.А. Струлев, С.В. Куличков, Е.И. Убанкин]. – Владивосток : Дальневост. федерал. ун-т, 2015. -168 с.
  2. Голунова Л.В. Реализация образовательных программ с применением технологий электронного обучения//  Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2016. -  № 4. – С. 67-73.
  3. Ахаян А.А., Сазонова А.Н. Инфоноосфера и высокотехнологичная информационно-образовательная среда: размышления о соотношении понятий// XXVI Ершовские чтения. Сборник научных статей с международным участием. Министерство образования и науки РФ; Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, 2016. – С. 76-79.
  4. Козлов П.Г., Кабанова И.В., Тимохин А.М., Федюк Р.С. Дидактические закономерности обучения студентов учебного военного центра// Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в россии и странах азиатско-тихоокеанского региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научное электронное издание. Ответственные редакторы В.В. Кравцов, О.В Степкова, Е.М. Шемилина. 2016. – С. 50-52.
  5. Кравцов В.В. Использование возможностей неформального образования в деятельности преподавателя ВУЗа//Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в россии и странах азиатско-тихоокеанского региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научное электронное издание. Ответственные редакторы В.В. Кравцов, О.В Степкова, Е.М. Шемилина. 2016. – С. 60-64.


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: