УДК 37.013.32

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ, ВСТРЕЧАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Сычёва Ольга Николаевна1, Капичникова Ольга Борисовна2
1Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, магистрант
2Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогике. Раскрывается понятие педагогических рисков в области воспитания и обучения школьников. Среди педагогических рисков выделены: политический, личностный, физический, социальный, риск несоответствия, риск бездействия, технологический риск. Проблема педагогических рисков принадлежит к числу инновационных направлений в теории и практике современной школы.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сычёва О.Н., Капичникова О.Б. Педагогические риски, встречаемые во время спортивной подготовки по легкой атлетике // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/11/8410 (дата обращения: 01.11.2023).

Риск является неотъемлемой составляющей педагогической деятельности, без определенной доли риска невозможно осуществлять инновационную деятельность в воспитании и обучении школьников и легкоатлетов, а, особенно, в их социализации в условиях многообразия и сложности окружающей среды. [1, 2] Проблема инноваций, инновационной деятельности получила освещение в работах современных педагогов высшей школы .[3,4,5]

По содержанию можно выделить следующие виды педагогического риска в сфере легкой атлетики: политический риск, личностный риск, физический риск, социальный риск, риск несоответствия, риск бездействия, технологический риск.

Политический риск. Этот вид риска связан как с различными политическими событиями, влияющими на судьбы страны и ее граждан, так и правительственными решениями, которые затрагивают образовательную и спортивную сферу. Если судить в целом о влиянии социальной жизни на спортивную школу, то следует отметить, что цели, выдвигаемые государством, во многом определяют тип поведения тренеров, степень их адаптации к возникающим жизненным столкновениям. В поле политического риска входит риск, связанный с расхождением между социальным заказом спортивной школе и возможностью его реализации (кадровыми, материально-техническими и пр.). Если требования, предъявляемые к спорту, закреплены в нормативном стиле, то создаются неразрешимые противоречия, которые усиливают политический риск. Например: квалификация в прыжках в длину, высоту, также в тройном прыжке. Устанавливается определенный норматив, который должны выполнить легкоатлеты, чтобы пройти в полуфинал, по ее окончанию отбирается 12 человек, которые выполняют норматив, если его выполняют меньшее количество  легкоатлетов, то подбор людей идет по наивысшим результатам, а если его выполняют большее количество спортсменов, то в полуфинал проходят все, выполнившие определенный результат. Противоречие заключается в том, что эмоции и переживания иногда берут верх в соревнованиях, и то что получалось из тренировки в тренировку на соревнованиях очень часто бывает невыполненным, и трех попыток бывает мало, чтобы показать свой потенциал, но судей в данном случае интересуют показатели, которые выполнили за время прохождения квалификации легкоатлеты, а не те, которые они способны выполнить.

Личностный риск как источник развития личности возникает, если стратегические цели легкой атлетики оказываются в противоречии с личными устремлениями. Для тренеров – это, в первую очередь, возможность реализовать себя в избранной профессии, для их воспитанников также идея самоактуализации личности, но при активной и грамотной поддержке со стороны тренера. К личностному риску можно отнести высокое стремление спортсменов  к соревнованиям и жажде первенства. У них сформировалась уверенность в том, что они обязательно должны побеждать, обязательно должны быть лучше других. Такие спортсмены отличаются тем, что у них стоит цель, победа не важно какой ценой, не задумываясь о необходимости самоконтроля, контроля за соревнованиями, что нередко приводит их к технико – тактическим просчетам. Если немедленные реакции, к которым склонны спортсмены такого типа, не будут под определенным контролем, то трудно рассчитать эффективность соревнований и победы в условиях соревнований. Чтобы избежать личностного риска в данной ситуации, нужно соблюдать аккуратность, внимательность и самоконтроль – важнейшие условия эффективной соревновательной деятельности.

Физический риск связан со спортивной практикой, а также с профессиональными заболеваниями спортсменов и травмами. Этот риск включает в себя, приобретенные со временем различные психологические срывы и комплексы. Каждый спортсмен проходит врачебный контроль 2 раза в год. Для контроля за воздействием скоростно – силовой подготовки на организм легкоатлетов врачебные наблюдения включают: подробный расспрос, физикальное и функциональное исследование сердечно – сосудистой и дыхательной систем, электрокардиографию, рентгеноскопию органов грудной клетки, офтальмологические исследования, определение нервно – мышечного аппарата, а также антропометрические измерения.

Социальный риск – это наступление процесса, приводящего к материальной несостоятельности, в результате отсутствия дохода от трудовой деятельности. Каждый спортсмен, чтобы добиться успеха в спорте,  должен преодолевать свои физические возможности. Очень часто, спортсмены, чтобы добиться успеха в своей профессиональной деятельности должны постоянно преодолевать свои физические возможности, чтобы в дальнейшем заработать себе капитал. Зачастую спортивные перегрузки приводят к физическим рискам – травмам. Но также и повышение конкуренции, совмещение учебы дома и изнуряющих тренировок,  а так же социальный риск – это завершение карьеры и поиск новой профессии. Карьера в спорте в основном приходится на ранний период жизни. И когда карьера в спорте уже заканчивается, в других областях она только начинается. Результатом этого является неопределенность, неподготовленность спортсмена к новым социальным условиям. Социальный риск становится наиболее опасным, когда атлет спорт начинает воспринимать как профессию, исключая возможность интереса к любому другому виду деятельности, что в дальнейшем грозит социальной дезориентацией, несмотря на то, что спорт зачастую является отличным источником дохода, но во – первых не для всех атлетов, так как призовых мест всего три, а также не на всю жизнь. Поэтому для минимизации социального риска спортсменам помимо тренировок и соревнований необходимо обращать внимания на другие сферы жизни, а также проявлять интерес к обучению.

Риск несоответствия. Характеризуется уровнем готовности тренера и спортсменов выполнять спортивную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами в государстве.

Риск бездействия. В реальной педагогической среде достаточно часто можно видеть стремление тренера к привычному и общепризнанному типу деятельности. В этом случае руководитель спортивной организации опирается на коллективное мнение, так как конформистская позиция для некоторых тренеров  очень удобна. Она защищает его от ответственности. Иногда руководитель не только опирается на коллективные решения проблемы, но даже не участвует в их обсуждении. В этом случае риск бездействия особенно опасен.

Технологический риск связан с выбором правильной технологии спортивной тренировки спортсмена. Для его минимизации необходимы знания строения спортивной тренировки и ее методов.


Библиографический список
  1. Абрамова, И. Г. Теория педагогического риска: дис. . д-ра.пед . наук:13.00.01/И.Г.Абрамова.//СПб.,1996.-381с.
  2. Абрамова И.Г. Педагогическая рискология. /И.Г.Абрамова//СПб.: Образование ,1995.
  3. Дидусенко Е.Н., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 37-39.
  4. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Проблема эффективности преемственного образовательного процесса в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.  Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 115-118.
  5. Капичников А.И. Учебное пособие к курсу «Педагогика и психология».  Саратов, 2009.


Все статьи автора «Капичников Александр Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: