Человек, воспринимающий окружающий мир, по-своему выражает личное отношение к определенным предметам и явлениям. Это – не просто суждения, но и так же особые переживания, доступные нам благодаря различным эмоциям. Они могут нам позволить добиться высот или рухнуть в пропасть. И поэтому важно уметь подчинять их своей воле. Очень важно управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями окружающих. Эмоции и чувства человека создают мир эмоциональных явлений, характеризующие личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Если вы не можете понять самого себя, то и других вы понять тоже не сможете.
Эмоции – это такие состояния, связанные с оценкой значимости факторов, которые действуют на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Сфера эмоций человека очень разнообразна. И, чтобы лучше ее понять, необходимо знать, что она делится на несколько уровней [1, c. 23].
1 уровень – эмоциональный тон ощущений (форма эмоций, которая представлена нечетким ощущением, генетически-обусловленным переживанием, не относящееся к конкретному предмету, а сопровождающее жизненно – необходимые впечатления (болевые, вкусовые)).
2 уровень – собственно эмоции (состояния, возникающие в связи с удовлетворением потребностей. Среди них можно выделить волнение, стыд, радость и т.п. Разные комбинации этих эмоций создают комплексные эмоции (любовь, депрессия, тревога)).
3 уровень – настроение – такая форма эмоций, не относящаяся к конкретному событию или объекту, но обладающая стойкостью. Она может выступать как показатель темперамента. Основным признаком этой формы эмоций является позитивный либо негативный тон.
4 уровень – чувства (стойкие эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности). Их можно выделить в 2 группы: стенические чувства (позитивные эмоциональные состояния, которые связаны с возникновением возбуждения, активности, бодрости) и астенические чувства (переживание печали, снижение активности и спад энергии). Выделяют три вида чувств: моральные чувства (чувства, отображающие отношение человека к самому себе или другим людям. Их список составляют патриотизм, сочувствие, симпатия, эмпатия, любовь), интеллектуальные чувства (основываются на познавательной потребности человека, его отношении к собственным мыслям. Это могут быть уверенность, сомнение, заинтересованность) и эстетические чувства (представления и ощущения человека о прекрасном и не прекрасном. К ним можно отнести чувство юмора, чувство прекрасного и возвышенного, ирония) [2, c. 126].
Различают 7 функций эмоции:
1) Регуляторная (от эмоций зависит не только качество, но и продолжительность жизни);
2) Отражательная (помогает человеку собрать информацию);
3) Побудительная (советует действовать);
4) Подкрепляющая (успех выполнения деятельности увеличивает эмоциональную вовлеченность в нее. И если же у нас что-то не выходит, мы охладеваем);
5) Переключательная (помогает человеку выбрать между разными мотивами своего поведения, вовлекая в процесс выбора эмоции и чувства);
6) Адаптивная (эмоции позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности);
7) Коммуникативная (с помощью эмоций мы доносим до собеседника наше внутренне состояние) [3, c. 37].
Эмоции человека направляют его к собственной судьбе. Никто не знает, почему, например, нам что-то приходится по душе сразу, а что-то не понравится никогда. Это справедливо как в отношении людей, так и в отношении деятельности. Только эмоциям, которые хранят секрет предназначения человека, известно, кем он должен стать. Эмоции в жизни каждого человека очень важны, потому что они фактически служат указателями на пути к себе.
Библиографический список
- Джанерьян, С.Т. Психология эмоций и воли: учебное пособие / С.Т. Джанерьян; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. – Ростов на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 142 с.
- Изард, К.Э. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.
- Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 156 с.