УДК 37-378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО РОССИИ С НОВЫМИ НЕЗАВИСИМЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА – ЧЛЕНАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Яценко Елена Борисовна
Российский университет дружбы народов
директор Департамента развития международной проектной деятельности, кандидат технических наук

Аннотация
Данная статья посвящена различным вопросам взаимодействия России и новых независимых государств постсоветского пространства с преимущественно мусульманским населением (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) как государствами-партнерами по Организации Исламского Сотрудничества. Дается информация о нормативно-правовых основах сотрудничества вышеназванных государств в сфере образования на двусторонней основе, в том числе на уровне регионов государств-партнеров, обозначается сфера взаимных интересов и перспективы дальнейшего сотрудничества.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Яценко Е.Б. Образовательное партнерство России с новыми независимыми государствами постсоветского пространства – членами организации исламского сотрудничества // Психология, социология и педагогика. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/12/8459 (дата обращения: 28.10.2023).

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 28.4368.2017/5.1″

Организация Исламского сотрудничества (англ. Organisation of Islamic Cooperation (OIC), араб. منظمة التعاون الاسلامي‎) – крупнейшая и наиболее влиятельная, формализованная на уровне правительств стран-участниц международная мусульманская организация. На сегодняшний день ОИС – это 57 стран с населением около 1,5 млрд. человек [1]. Примечательно, что в их числе присутствует пять новых независимых государств, которые ранее входили в состав СССР, и где преимущественно проживают мусульманские народы (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан).

Цели создания ОИС: сотрудничество мусульманских государств на международной арене для достижения стабильного развития стран-участниц. В повестке дня ОИС – взаимодействие в социально-экономической сфере, соблюдение прав человека и религиозных меньшинств, региональные инициативы в Африке и Азии. Отдельное внимание уделяется вопросам развития культуры, образования и науки, деятельности мусульманских неправительственных организаций [2].

После распада СССР во всех выше названных странах наблюдается рост доли населения, исповедующего ислам. Самым ярким примером этого является ситуация в Казахстане, где за период между переписью населения начала двухтысячных и по настоящее время число граждан, причисляющих себя к той или иной ветви данной религии, увеличилось в 1,7 раз с 47 до 70,2 процентов, что по мнению экспертов, во многом объясняется исходом неказахского населения, репатриацией оралманов [3], а также репродуктивной активностью титульной нации. В остальных странах также наблюдается не столь большой, но все-таки существенный рост населения, исповедующего ислам. Так, в  Кыргызстане это около 13%, в Таджикистане и Узбекистане рост составил около 8 %, в Азербайджане – почти 4 %, , см. таблицу 1.

Таблица 1. Доля населения пяти новых независимых государств постсоветского пространства в соответствии с переписями населения и оценками экспертов

№ пп

Страна

Процент населения, исповедующего ислам в стране

2003[4]

2009-2016 [5]

1 Азербайджан

93

96,9 [6]

2 Казахстан

47

70,2[7]

3 Киргизия

75

88,8[8]

4 Таджикистан

90

98[9] [10]

5 Узбекистан

88

96,3[11]

В связи с тем, что законодательство Российской Федерации[12] гарантирует своим гражданам свободу вероисповедания, и членство в религиозных организациях не предусмотрено, конфессиональная принадлежность россиян на практике определяется результатами социологических опросов. В них причастность респондентов к той или иной религиозной конфессии определяется не по фактически отправляемым человеком религиозным обрядам, а по другим факторам, например, по месту проживания. Так, по данным переписи населения 2002 года, численность традиционно мусульманских народов России составила около 14,5 млн человек или около 10% населения, а по данным переписи населения, проведенной в 2010 году, мусульман в России проживало около 15 млн. человек. «Левада-Центр», в своих исследованиях в динамике [13] с июня 1991 по ноябрь 2013 г. зафиксировал рост населения России, исповедующего ислам с 1 % до 7 % соответственно. А опрос, проведённый в 2017 году агентством Zoom-Market в крупных городах России, показал, что к мусульманам себя причисляет около 30% горожан [14]. Другие эксперты считают, что с учетом естественного прироста и наличия большого числа нелегальных мигрантов из исламских стран (от 3 до 5 млн. человек), в настоящее время мусульманское население России по разным оценкам насчитывает от 18 до 21 млн. человек[15].

Таким образом Российская Федерация с 2005 г. участвует в деятельности ОИС в качестве наблюдателя с целью расширения взаимодействия со странами исламского мира, в том числе и по причине того, что исторически на территории России проживает большое количество мусульман.

В сотрудничестве с государствами-членами АИС, прежде всего с Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан (далее – государства-партнеры по ОИС), Российская  Федерация  исходит, прежде всего, из стратегических интересов национальной политики в отношении сообщества государств – ОИС, созданного, как написано в учредительных документах этой международной организации, для обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма.

Уже в начале 90-х годов прошлого века Федеральные органы образования России установили тесные отношения с министерствами образования всех бывших союзных республик, основанные на признании независимости национальных образовательных систем, равноправном, взаимовыгодном сотрудничестве и партнерстве в гуманитарной области. Сложившаяся с этого периода система заключения двусторонних соглашений сотрудничества создала необходимую организационно-правовую базу для развития многогранных и многоуровневых связей по широкому спектру образовательных проблем. Новым этапом в этом направлении работы на многосторонней основе, в том числе и в рамках членства этих стран в ОИС стало подписание 15 мая 1992 года в Ташкенте главами правительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана соглашения о сотрудничестве в области образования.

К настоящему времени России совместно с государствами-партнерами по ОИС удалось добиться решения  проблем  признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, а также предоставления равных прав гражданам на поступление в учебные заведения Российской Федерации.

Особый интерес представляет образовательная политика новых независимых государств в части, касающейся удовлетворения образовательных запросов не титульных народов на обучение на родном и на русском языке.  В данном вопросе законодательные акты в области образования переплетены с законами о языках, принятыми практически во всех странах. Поскольку законы о языках принимались в основном в начале девяностых годов, т.е. раньше чем законы об образовании, то они вобрали в себя позиции, которые были характерны для начального периода становления государственной независимости. Объявление в подавляющем большинстве государств языка титульной нации единственным государственным языком страны, введение обязательного экзамена на знание государственного языка, перевод на этот язык делопроизводства, ликвидация или сужение сферы образования на языках национальных меньшинств объективно создавали трудности для проживающей в этих странах значительной части русского и русскоязычного населения.

В свою очередь, Российская Федерация стремится выполнить свои обязательства по созданию благоприятных условий для изучения на своей территории родных языков титульных народов нового зарубежья. Данный вопрос органически вписывается в российскую концепцию развития национальной школы.

Важным фактором углубления двустороннего сотрудничества с государствами-партнерами по ОИС становится его перевод на региональный уровень внутри государств, когда в процесс вовлекаются местные органы образования, учебные заведения, учащиеся, студенты, преподаватели. Имеется немало хороших примеров живых образовательных связей между российскими и казахстанскими сопредельными областями. С рядом российских регионов поддерживают контакты органы образования Киргизии, Таджикистана.

Сотрудничество с государствами-партнерами по ОИС приобретает в международном блоке российской системы образования все более важное значение. Интеграционные процессы в области образования в современной ситуации, в новых политических и социально-экономических условиях становятся стимулами, гарантирующими интеллектуальное и профессиональное подкрепление экономического и политического партнерства.

Примечательно, что практически все государства-партнеры по ОИС в начале 90-х годов приступили к разработке собственных образовательных концепций, что повлекло за собой  необходимость радикальных изменений действующих учебных планов, программ и учебников. В этой связи в целях решения проблем образовательной сферы, представляющей взаимный интерес, весьма существенным становятся взаимные консультации по совершенствованию и изменению содержания образования.

В области гуманитарных предметов на повестку дня была выдвинута  необходимость налаживания совместного изучения и согласования содержания учебников и методических пособий, отражающих историко-географические и социально экономические особенности государств-партнеров. Возникла потребность в корректировке их содержания при возникновении противоречий в изложении различных фактов истории, географических границ, при характеристике территориальных особенностей соседних государств и т.д.

Ряд государств-партнеров по ОИС выразил желание провести обновление содержания образования и по естественно-математическому циклу предметов, вплоть до перехода на собственные учебники.

Большое значение получила принятая в 2002 году Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18.10.2002 г.) [16].

Концепция предусмотрела продолжение работы по подготовке национальных кадров для зарубежных стран в рамках действующих программ модернизации образования, в том числе Федеральной программы развития образования, федеральной целевой программы Русский язык, предоставление государственных стипендий для обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации.

Российская Федерация оказывает содействие государствам-партнерам по ОИС в подготовке национальных кадров по специальностям, представляющим интерес для отраслей промышленности и хозяйства. В этих целях на основании Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”[17] органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации призваны способствовать сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств. Одновременно органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации поддерживают получение соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, то при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию.

В 2016 году в вузах России обучалось по различным формам и направлениям подготовки 68059 граждан из государств-партнеров по ОИС, в том числе из Азербайджана – 5327 чел., Казахстана – 35111 чел., Кыргызстана – 4541чел., Таджикистана – 11284 чел., и Узбекистана – 11796 чел. Обучение осуществлялось как на бюджетной основе, так и на условиях компенсации расходов за счет личных средств или средств спонсоров[19].

Минобрнауки России в ответ на многочисленные просьбы руководителей органов управления образованием государств-партнеров по ОИС ежегодно выделяет в их распоряжение государственные стипендии для приема в российские вузы на обучение представителей титульного населения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках квоты, установленной Правительством Российской Федерации[18]. На 2017 год в этих целях государствам-партнерам по ОИС было выделено 1817 государственных стипендий, в том числе: Азербайджану – 220, Казахстану -452,, Кыргызстану – 366, Таджикистану – 618 и Узбекистану 160 стипендий [19].

Реализация конкретных мероприятий сотрудничества в сфере образования осуществляется как на уровне  взаимодействия между Минобрнауки России и министерствами образования (науки) государств-партнеров по ОИС, так и в рамках прямого сотрудничества между высшими учебными заведениями. Одним из перспективных аспектов межвузовского сотрудничества является его организация в рамках программ развития межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации с сопредельными странами. Для обеспечения  регулярного обмена мнениями по насущным проблемам образовательной политики Россия и государства-партнеры по ОИС успешно применяют различные механизмы многостороннего консультирования, принятия совместных решений

Состояние и спектр взаимных интересов образовательного сотрудничества Российской Федерации с государствами – партнерами по ОИС характеризует действующая обширная нормативно-правая база.

В частности современный этап  сотрудничества в гуманитарной сфере и в области образования между Россией и Азербайджаном осуществляются на основе соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве (от 06.06.1995 г.), о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (от 25 июля 1995 г.), соглашением между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области образования (от 01.02 1995 г.). В рамках этих документов азербайджанские студенты не только обучаются в российских учебных заведениях, но и имеют возможность получить  российское  высшее образования и на территории своей Республики в связи с созданием в Азербайджане филиалов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова.  Важную роль в  сближении народов двух стран выполняет русский язык, обучение на котором ведется в большом количестве общеобразовательных школ и вузов Азербайджанской Республики.

Двусторонние отношения России и Казахстана в области образования подкреплены на межправительственном уровне соглашениями о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (от 28.03.1994 г.), о сотрудничестве в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (от 28.03.1994 г.), о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан (от 26.01.1995 г.). Соглашения между министерствами образования (науки) двух стран  регламентируют сотрудничество  в области образования (от 12.02. и 23.04.1993 г.), совместную подготовку специалистов в области космической техники из числа граждан Республики Казахстан для комплекса «Байконур» (от 04.08.1995 г.)

В рамках приграничного сотрудничества на основе межвузовских соглашений успешно осуществляется прямое партнерство:

-       между Томским государственным университетом и Казахстанским Национальным университетом (г.Астана), Карагандинским университетом, Семипалатинским университетом, Усть-Каменогорским университетом;

-       между Астраханским государственным техническим университетом и Атырауским институтом нефти и газа;

-       между Саратовским государственным техническим университетом (СГТУ) и Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом на базе которого СГТУ планирует создать свой филиал;

-       между Саратовским государственным социально-экономическим университетом и Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом, Западно-Казахстанским институтом языков и менеджмента «Евразия».

В рамках деятельности Ассоциации университетов Прикаспийских государств, в состав которой входят 33 вуза и НИИ России, а также 6 казахстанских вузов регулярно проводятся научные конференции студентов и преподавателей, осуществляются совместные научные исследования.

Выпускники казахстанских образовательных учреждений поступают на обучение в российские вузы на основании документов об образовании, признанных эквивалентными, по результатам участия в общем конкурсе как на места, финансируемые из федерального бюджета, так и с оплатой обучения по прямым договорам образовательных учреждений с обучающимися.  Принципиальным и выгодным отличием приграничных образовательных связей являются факторы, обусловленные территориальной близостью, сходными климатическими условиями, наличием близкой по этническому составу социально-культурной среды.

На многостороннем межгосударственном и межправительственном уровнях Россия и Казахстан участвуют в реализации соглашений  о принципах признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней (от 17.05.1993 г.), о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения (от 24.11.1998 г.), о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (от 24.11.1998 г.), о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (от 17.01.1997 г.), о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам (от 30.11.2000 г.).

Между Россией и Таджикистаном подписаны на уровне правительств соглашения о сотрудничестве в области  культуры, науки,  образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма (от 19.09.95 г.), о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (от 12.02.95 г.), об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского  (Славянского) университета (от 10.06.97 г.), соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Таджикистан о сотрудничестве в области образования (от 18.03.97 г.).

Сотрудничество с Кыргызстаном осуществляется в рамках заключенных на межправительственном уровне соглашений об условиях учреждения и деятельности в городе Бишкеке Киргизско-Российского (Славянского) университета (от 9.09.1993 г.), о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (от 27.03.1995 г.) о сотрудничестве в области высшего образования (от 29.03.1996 г.).

Кыргызстан и Россия – участники  многосторонних межправительственных  соглашений о сотрудничестве в области образования государств-участников СНГ (от 15.05.1992 г.), о  сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (от 17.01.1997г.), о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам (от 30.11.2000 г.), о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (от 15.09.200 г.).

В Кыргызской Республике русскому языку придан статус официального, что зафиксировано в Конституции страны. В целях поддержки в Кыргызстане образования на русском языке в Бишкеке с участием Минобразования России создан Кыргызско-Российский (Славянский) университет в соответствии с двусторонним межправительственным соглашением от 9 сентября 1993 года. Университет стал первым, успешно реализованным совместным образовательным проектом Российской Федерации с государствами бывшего СССР в сфере образовательного сотрудничества.

Образовательное партнерство между Россией и Узбекистаном регламентируется соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма (от 19.03.1993 г.), о сотрудничестве в области высшего образования (от 27.07.1995 г.), о порядке установления эквивалентности документов об ученых степенях и сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (от 05.05.1998 г.), а также соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о сотрудничестве в области профессионального образования (от 12.08.2005 г.).

Узбекистан и Россия – участники многостороннего соглашения о сотрудничестве в области подготовки специалистов, по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам (от 30.11.2000 г.).

В Узбекистане во всех  вузах в качестве обязательного учебного предмета изучают русский язык. Наиболее крупные высшие учебные заведения, в которых функционируют факультеты русской филологии или русскоязычные группы, имеются в Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Навоийской, Андижанской, Ферганской и др. областях.

В Узбекистане русский язык по-прежнему используется при повседневном общении, в сферах высшего образования и культуры как средство межнациональной (межэтнической) коммуникации, получения профессиональных знаний и в качестве официального языка при международных контактах. Искусственное сужение областей применения русского языка не получило поддержки в среде творческой интеллигенции Узбекистана, бизнесменов, работников просвещения и представителей других кругов.

Российское государство обладает большим политическим весом, в том числе и в Исламском мире по широкому спектру направлений в сфере образования.

Дальнейшее развитие и расширение партнерских связей между Россией и государствами-членами Организации Исламского сотрудничества в гуманитарной сфере, включая образование, призвано способствовать  созданию  безопасности и мира на Земле, укреплению дружбы между народами независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Организации Исламского сотрудничества, URL: https://www.oic-oci.org/
  2. По материалам ОИС и МИД РФ
  3. URL: http://egov.kz/cms/ru/articles/oralman_rk
  4. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0161/analit06.php
  5. URL: http://www.muslimpopulation.com/asia/
  6. URL: http://www.pewforum.org/files/2009/10/Muslimpopulation.pdf
  7. Аналитический отчет. «Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года». Под ред. Смаилова А.А./ Астана, 2011 – 65 с, с.25
  8. URL:  https://en.wikipedia.org/wiki/Islam_in_Kyrgyzstan
  9. “Tajikistan”. U.S. Department of State. Retrieved 14 February 2015.
  10. Trilling, David (2015-05-08). “Tajikistan debates ban on Arabic names as part of crackdown on Islam”. The Guardian. ISSN 0261-3077. Retrieved 2017-05-25.Казахстан
  11. URL: http://www.pewforum.org/files/2009/10/Muslimpopulation.pdf
  12. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) “О свободе совести и о религиозных объединениях”, гл.1, ст.3, п.5
  13. URL: http://www.levada.ru/2013/12/24/rossiyane-o-religii/
  14. URL: http://polit.ru/news/2012/12/17/religon/
  15. URL: http://www.ansar.ru/analytics/skolko-musulman-v-mire
  16. Прямая ссылка на справочные системы «Кодекс» и «Техэксперт» http://docs.cntd.ru/document/901857022
  17. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ Прямая ссылка на Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/
  18. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. N 891 “Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70468236/
  19. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. А80 Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 14 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2017. – 184 стр. ISBN 978-5-906001-57-3


Все статьи автора «Robert2»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: