Во всех программах, которые в настоящее время используются в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (дошкольные образовательные учреждения), предполагается формировать у детей представления о здоровье и ЗОЖ (здоровый образ жизни).
Одной из задач ДОУ является воспитание у детей ответственности за своё здоровье и решить эту задачу только медицинскими средствами невозможно.
Под понятием «ЗОЖ» мы понимаем деятельность человека, направленная на улучшение и сохранение своего здоровья [1].
Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников в условиях ДОУ проходит по следующим направлениям:
- образовательное – вооружение детей новыми знаниями, умениями и навыками по формированию ЗОЖ;
- развивающее – развитие у детей способности к умению устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и деятельностью, способствующей ЗОЖ;
- поведенческое – формирование у детей потребности, мотивации и привычки в ЗОЖ.
Здоровьесберегающие технологии положены в основу работы ДОУ по формированию у детей представлений о ЗОЖ. «Здоровьесберегающая технология», как и любая другая образовательная технология, показывает, насколько эффективно решается задача сохранения здоровья детей и педагогов при её реализации.
Принципы здоровьесберегающих технологий включают в себя: заботу о здоровье детей и педагогов; учёт возрастных особенностей детей при организации обучения, при подборе содержания и использования активных методов обучения; грамотное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий и др. [2].
Неправильный образ жизни является одной из причин «утраты» здоровья. На здоровье ребёнка дошкольного возраста наиболее разрушительно влияют: неправильное питание и вредная пища; сокращение времени пpeбывания на открытом воздухе; гипокинезия (дефицит двигательной активности); существенный рост интеллектуальной нагрузки; влияние компьютерных технологий обучения и компьютерных игр и др.
Перечислим три этапа целенаправленного приобщения детей в ДОУ к ценностям ЗОЖ.
Первый этап – информационный. На этом этапе происходит формирование знаний в области культуры здоровья и физической культуры, проявляющиеся в высказываниях и суждениях.
Второй этап – личностный. Его показателями выступают интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий. А это, в свою очередь, свидетельствует о сформированности эмоционально положительного отношения ребёнка к содержанию занятий.
Третий этап – деятелъностный. Он характеризуется активной включенностью ребёнка в деятельность по организации ЗОЖ.
Большинство детей имеют представление о здоровье. Они считают, что быть здоровым, значит – не болеть, не принимать лекарств, быть сильным. А чтобы не болеть, по мнению детей, нельзя пить холодную воду; нужно соблюдать порядок и чистоту в доме; теплее одеваться в холодную погоду; по утрам делать зарядку.
Ведущим фактором укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ является систематическая двигательная активность, которая формируется в процессе физического воспитания.
На занятиях физической культуры можно использовать как традиционные, так и специфические средства физической культуры.
Традиционные упражнения входят в содержание программы по физической культуре: гимнастические, легкоатлетические и акробатические. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития и комплексного развития ребёнка.
В канву физкультурных занятий можно включать элементы футбола, баскетбола, ручного мяча, бадминтона, тенниса, хоккея, ходьбы на лыжах, катание на роликовых коньках и ритмические упражнения. Все, вышеперечисленные виды спортивной деятельности, укрепляют здоровье, развивают физические качества, совершенствуют двигательные умения и навыки. Для снижения уровня возбуждения и снятия напряжения используются упражнения на мышечную релаксацию. Формированию выразительной речи могут помочь дыхательные упражнения и мимическая гимнастика. Межполушарное взаимодействие происходит более эффективно, если дети выполняют попеременно или одновременно движения разными руками [3].
Ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ лучше всего формируется с помощью специальных игр и игровых упражнений, так называемых, специфических средств. Эстафеты и специальные игровые задания: игры-путешествия; игровой самомассаж; игропластика; пальчиковая гимнастика; креативная гимнастика и другие формируют представление о здоровье, функциях организма, о практической реализации ЗОЖ.
Учитывая физиологические особенности детей дошкольного возраста, (их быстрая утомляемость; слабая концентрация внимания на движениях; недостаточно развитое абстрактное мышление), следует применять упражнения с разнообразными предметами и разным темпом выполнения [4].
Обстановка на занятиях физической культуры должна быть комфортной. Эмоциональный настрой на занятии зависит от педагога, от его искренности, открытости, артистичности, способности к импровизации, всего того, что включает в себя творческий подход к детям.
Развитию образного восприятия, творческого мышления способствует использование на занятиях наглядности. Расстановка спортивного инвентаря должна соответствовать возрасту и росту детей.
Таким образом, дошкольный возраст является важным в формировании основ физического и психического здоровья: происходит ускоренное развитие органов; становление функциональных систем организма; происходит формирование основных черт личности и характера; складывается система отношений в социуме. Основную базу знаний, умений и навыков, в процессе реализации здоровье сберегающей технологии, дошкольник получает на занятиях физической культуры в ДОУ.
Библиографический список
- Тихомирова Л.Ф. Как сформировать у дошкольника здоровый образ жизни. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
- Акимова Н.Л., Морокина И.Ф. Региональная модель «Детский сад здоровья» // Управление ДОУ, 2008. – №4. – С.8.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 244с.
- Воспитание личности детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры Кухарчук О.В., Полякова С.С. //Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 (51). С. 47-50.