УДК 316.6:159.961

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Гущина Вероника Дмитриевна
Таразский государственный педагогический институт
г. Тараз, Республика Казахстан, магистр психологии кафедры «Психология и акмеология»

Аннотация
В статье раскрывается сущность ценностных ориентаций подростков «группы риска», дается сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков «группы риска» и «группы норма», а также представлена иерархическая оценка ценностей подростков обеих групп.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, подростки «группы норма», подростки группы риска, ценностные ориентации


VALUABLE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS OF THE RISK GROUP

Guschina Veronika Dmitrievna
Taraz State Pedagogical Institute
Taraz, Republic of Kazakhstan, Master of Psychology of the Department of Psychology and Acmeology

Abstract
The article reveals the essence of the value orientations of adolescents of the "risk group", provides a comparative analysis of the value orientations of adolescents "at risk" and "group norm", as well as a hierarchical assessment of the values of adolescents of both groups.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гущина В.Д. Ценностные ориентации подростков группы риска // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/03/7966 (дата обращения: 27.10.2023).

Отклоняющемуся поведению посвящено множество трудов современных ученых. Например,  в 1989 году P.T. Dietz, R.R. Hazelwood и  J.Warnen одни из первых провели исследование среди совершителей преступлений,  в частности,  краж и грабежей, которое отразили в своей работе   «Criminal and his offenses» («Преступник и его нарушения») [1].

В 2001 году был издан труд Брусса Барта и Джона Хоргана «Криминалистика», в которой описываются особенности всех видов преступлений, согласно американской правовой системе, в том числе краж и грабежей, совершенных подростками [2].

В Великобритании в 2002 году издана монография Wade C. Myers «Juvenile Sexual Homicide», в которой дается описание преступлений за 10-летний период, где рассматриваются мотивы, желания, ценностные ориентации и мыслительные процессы осужденных, совершивших кражи и грабежи [3].

В этом же году выходит книга под названием «Encyclopedia of Crime and Punsishment» («Энциклопедия преступлений и наказаний») Давида Левинсона, которая подробно рассматривает факторы криминального поведения среди несовершеннолетних. В 2003 году была опубликована книга: «Encyclopedia of Murder  and Violen Crime»  («Энциклопедия убийств и преступлений») Eric Hickey, в которой автор дает описания отдельных типологий совершителей убийств, краж и грабежей [4].

В 2008 году опубликован труд Ф. Зимбардо «The Lucifer effect: Understanding How Good People Turn Evil» («Эффект Люцифера: Понимание, как хорошие люди становятся злыми»), в котором он утверждает, что и «добрый, хороший» человек может совершить преступление [5].

В 2009 году Miethe T.D., Mc. Corcle, R.C. Listwan  в работе «Crime profiles: The Anatomy of Dangerous Person, Places and Situations» («Криминальные профили: Анатомия опасных людей, мест и ситуаций») подробно описывают основные принципы изучения криминального поведения [6].

В 2011 году опубликован труд Б. Ганчевского «Психодиагностика криминального поведения»  и английский вариант в 2012 году [7].

Все эти труды и исследования показывают актуальность изучения криминального поведения  подростков.

Важно отметить, что в настоящее время несовершеннолетние подростки испытывают в большей степени духовный прессинг криминального мира и его ценностей, а не институтов гражданского общества. Например, находясь в следственном изоляторе, в досудебный и судебный периоды, многие подростки остаются наедине с собой, и среди них могут происходить непредвиденные вещи, жесткая борьба за лидерство или просто, так называемый, «беспредел» со стороны одного подростка или группы. Система ценностей подростков группы риска является сложной структурой, состоящей из истинных и ложных представлений, которые образуют единое целое. Убеждения подростков группы риска – это субъективные знания, которые определяют их ценностную систему и потребностно-мотивационную сферу. Однако,  большая часть из них имеют аффективную окраску. Связь знаний с личными эмоционально-оценочными отношениями доводит до формирования социальных поведений или аттитюдов.

Изменяясь на самых разных этапах, подростковые ценности накапливаются и могут выступить в качестве побудителя  активности. Они могут даже на бессознательном уровне выступать мотивом поступков. Но основой успеха предупредительной деятельности, включая исправление преступников,  является то, что  именно в силу своего  рационального характера ценности могут  изменяться и перестраиваться.

Если у подростка развиты ценности, то это является признаком зрелости  личности и показателем ее социализации, обусловливая развитие следующих  положительных качеств: верность идеалам, надежность, цельность натуры. Напротив, неразвитость ценностных ориентаций говорит о подростковом инфантилизме [8].

В научной литературе описывается эмоциональность, несформированность и хаотичность собственной системы взглядов подростков,  их жизненных позиций и ценностей,  повышенная зависимость от мнения и оценок  других, отсутствие критического анализа своих поступков.  Вышеуказанные факторы смешивают ценностных ориентиры подростков, их лидерами становятся люди из криминальных структур, подростки завидуют и стараются подражать им, считая их образцами. Особенно чревато искажение системы ценностей в раннем возрасте, так как это напрямую влияет на формирование нравственных и правовых установок и привычек подростков: противоправное поведение, криминальная субкультура и т.п. Криминальная субкультура представляет собой  образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы, в которых действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям   правила поведения и традиции [9].

Правильные ценности выступают критериями оценки личности,  жизни,  деятельности и отдельных поступков  подростка. Через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью подростка информация.

В ходе собственного  исследования по методике Рокича нами были определены основные ценностные ориентации несовершеннолетних подростков «группы риска».

Таблица 1- Ценностные ориентации подростков группы риска

Терминальная ценности Инструментальная ценности
1 Здоровье Ответственность
2 Семейная жизнь Самоконтроль
3 Материальная  обеспеченность Независимость
4 Активная  жизнедеятельность Широта взглядов
5 Свобода Честность
6 Жизненная мудрость Исполнительность
7 Любовь Аккуратность
8 Творчество Жизнерадостность
9 Развлечения Воспитанность
10 Верные друзья Образованность

По результатам опросника  для оценки ценностей по Дж.Трентини, М.Белотто, М.Бола был проведен  детальный анализ личностных факторов подростков «группы риска»  и  «группы норма».

Полученные результаты подростков «группы риска» по опроснику для оценки ценностей Дж.Трентини, М.Белотто, М.Бола отображены в таблице 2 и диаграмме 1.

Таблица 2 – Ценности подростков «группа риска»

Факторы

  Очень важно

Коэффициент

F1 материалистическая ориентация (вопросы 3,7,18,26)

 

42 0,480

 

F2

 

ориентация на себя (вопросы 1, 6,16,17,25,29) 53 0,380
F3 ориентация на  других (вопросы 4, 5, 8,12,23)

 

48 0,420
F4 ориентация  на  независимость  (вопросы 9,13,14,20,21,27) 32 0,630
F5 ориентация на провоцирование (вопросы 2, 10, 11, 15, 19, 30)

 

23 0,860

Диаграмма 1- Ценности подростков «группы риска»

Таким образом, из диаграммы 1 видно, что первое место занимает  ориентация на провоцирование (F5), которая позволяет говорить о том, что эти подростки, совершая действие или ряд действий стараются вызвать ответное действие или бездействие провоцируемого, как правило, с целью искусственного создания, таким образом, тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого. Подросток, совершающий провокации, называется провокатором. Также данную ценность можно трактовать, как потребность подростков находиться всегда среди людей, однако, при этом они мало уделяют внимания качеству общения. Еще эта ценность, возможно, основывается на подчинении подростков авторитету.

Ценностная ориентация на независимость (F4) занимает второе место, которая говорит о том, что подростки часто стремятся к разнообразию своих действий, а также к творчеству.

Третье место занимает материалистическая ориентация (F1), которая выражает отношение подростков к материальному обеспечению, к престижу, к стремлению выделиться в своей группе и быть лучше других.

На четвертом месте расположена ориентация на других (F3) предполагает: что подростки готовы к взаимодействию с другими группами, они стремятся в некоторой степени к общественному признанию, но со стороны «своей» группы, а не всего общества в целом.

И пятое место занимает ориентация на себя (F2), что предполагает личностное развитие подростка, которое  не особо важно для данной группы подростков.

Данная  методика (опросник для оценки ценностей Дж.Трентини, Сгго. М Бола) также была проведена и среди подростков «группы норма», полученные результаты  которых отображены в таблице 3 и диаграмме 2.

Таблица 3 – Ценности подростков «группы норма»

Факторы  Очень важно

Коэффициент

F1 материалистическая ориентация (вопросы 3,7,18,26)

97

0,206

F2

 

ориентация на себя (вопросы 1,6,16,17,25,29)

77

0,260

F3 ориентация на других (вопросы 4,5, 8,12,23)

57

0,350

F4 ориентация на независимость (вопросы 9,13,14,20,21,27)

80

0,250

F5 ориентация на провоцирование (вопросы 2,10,11,15,19,30)

90

0,222

Диаграмма 2 – Ценности подростков «группы норма»

Из диаграммы  2 видно, что первое место занимает «ориентация на других» (F3) . Она предполагает, что подростки очень желают взаимодействовать с другими людьми, дорожат отношениями с семьей, родными и близкими. Они стремятся вести активную деятельную жизнь.

Второе место занимает «ориентация на ce6я» (F2), которая раскрывает  личностное развитие подростка, очень важное для данной группы подростков.

На третьем месте находится ценность «ориентация на независимость» (F4)  говорит о том, что подростки стремятся к разнообразию деятельности, сопровождающуюся творчеством, а также  стремятся к общественному признанию и независимости.

На четвертом месте находится ценность «ориентация на провоцирование» (F5), которая позволяет говорить о том, что подростки этой группы, с одной стороны,  нормально социализированы, а с другой, что они избирательны в общении и придают большое значение качеству своих социальных контактов, что подростки данной группы, совершая какое-либо действие, не особо любят идти на риск. Физическую активность проявляют, если это очень необходимо, и то, в основном, по просьбе взрослых. При рассмотрении будущей профессии, учитывают ее престижность.

Пятое место занимает материалистическая ориентация (F1), которая предполагает получение подростком хорошего положения в обществе, материального обеспечения, а также стремление быть лучше других. Эта ценность, видимо, менее важна для подростков, и поэтому она занимает в их группе последнее место. Все ценности по данной методике отображены в таблице 4.

Таблица 4 — Иерархическая оценка ценностей

Испытуемые F1 F2 F3 F4 F5
Группа

риска

+ - - + ++
Группа

норма

- + ++ + -

Ценностные ориентации характеризуются определенной закономерностью взаимодействия всех психических компонентов, представляя собой целостное, сложно структурное  образование.  Причем,  в процессе формирования ценностных ориентаций каждый компонент может иметь как внутренне (самостоятельное), так и  внешнее  (среда) влияние. Характерно то, что ценностные ориентации, как самостоятельное структурное психологическое образование, формируются на позднем этапе возрастного развития: переход к юношеству от старшего подросткового возраста.  Несомненно,  ценностные ориентации подростков говорят о каком-либо этапе развития личности,  формировании  их мировоззрения,  характере и особенностях  взаимоотношений с окружающей средой, детерминируя при этом их поведение [10].  Сущность ценностных ориентаций подростков состоит в  глубоком и целостном осмыслении и оценивании ими объектов окружающей действительности, жизненных явлений и процессов, которые, в свою очередь, формируют личность. Считается, что основными объектами по отношению к которым у подрастающего поколения должно быть сформировано адекватное отношение, являются следующие: человек как высшая ценность, общество, коллектив, природа, учение, искусство.


Библиографический список
  1. P.E. Dietz, R.R. Hazelwood, J. Warnen. Criminal and his offenses.1989.
  2. Барт Б., Хорган Д. Кримналистика, 2001.
  3. Wade C. Mayers, Juvenile Sexual Homicide, 2002.
  4. Hickey E. Encyclopedia of Murder and Violen Crime, 2003.
  5. Зимбардо Ф. The Lucifer effect: Understanding How Good People Turn Evil. 2008.
  6. Miethe T.D., Mc. Corcle, R.C. Listwan. Crime profiles: The Anatomy of Dangerous Person, Places and Situations, 2009.
  7. Ганчевского Б. Психодиагностика криминального поведения, 2011.
  8. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб // Вопросы психологии. – 2009. – № 4.
  9. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. А. И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005.
  10. Кле  М.  Психология подростка: Психосексуальное развитии/М.:1991.


Все статьи автора «Гущина Вероника Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: