Научный руководитель – Абрарова Зинира Фоатовна,
Доцент кафедры социологии и работы с молодежью,
Башкирский государственный университет, г. Уфа
«…В настоящее время проблема возрождения духовности
является самой глобальной проблемой человечества…»
На сегодняшний день в современном обществе остро встает проблема духовно-нравственного воспитания молодежи. Духовное воспитание молодежи – это основа развития всех сфер деятельности и будущее страны. Ведь настоящее и будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения[1,с.95]. Духовность – это проблема обретения смысла всего, и она формируется самой личностью. Невозможно создать духовное или же нравственное общество без желания и стремления каждого отдельно взятого человека[3,с.52-57].
Духовность предстает перед нами не только как высшая ценность, но характеризуется бескорыстностью, свободой, выдвигает культурные ориентиры человека, формирует человека как личность, отражает нормы морали, поведения, трудолюбие.
В своей статье Г.М.Хасанова пишет, что нравственность выступает внутренним регулятором личности и является методом познания мира. Нравственность выполняет задачу правильного подхода к миру общественных и человеческих ценностей. Ценность человека зависит от ее культуры, настоящий смысл которой заключается в развитии благородных качеств характера, а также общественных и духовных достижений людей. Характер личности позволяет достигать в жизни спокойствия и радости, именно поэтому одной из важных целей образования является воспитание характера человека с детства.
Система духовно-нравственного воспитания ставит перед собой задачу – научить молодое поколение развиваться в правильном направлении; иметь свои взгляды на мир; самосовершенствоваться, достигая вершин в личной жизни; следовать в жизни таким общепринятым ценностям, как семья, любовь, правда, культура, знания, труд, Отечество[4,с. 107-111].
Несмотря на глубокий кризис молодежи, нужно отметить, что отправной точной духовно-нравственного подъема молодого поколения должна стать семья и забота в семье [2,с.86]. Ведь семья – это социальный институт, духовно-нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются все жизненные ориентиры, ценности, нравы, характер и культура человека. Самую важную роль играет детство и отрочество, когда человеку необходимо общение, внимание. Являясь хранительницей наследия прошлого, семья должна передавать опыт предыдущий поколений, основываясь на традициях и обычаях народа[2,с.105-106].
Духовно-нравственное воспитание формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение молодых людей, на их отношения к окружающему миру и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности. [1,c.323]
Таким образом, если государство или любой другой институт власти желает духовно-нравственного воспитания народа, то им следовало бы не искать их, а обратить внимание на такой социальный институт как семья, которая является основой духовных скреп как молодежи, так и народа и улучшить ее путем материальной поддержки.
Библиографический список
- Иванова С.П., Манойлова М.А., Парфенова Н.Б., Самаль И.Н. «Психолого-педагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции». Псковский государственный университет, 2011 г. 368 с.
- В. М. Овсянникова «Духовно-нравственное воспитание личности: аннотированный библиографический указатель литературы / ГУ «Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина», Информационно-библиографический отдел. Витебск. 2011. 190 с.
- Никулина О.М., Родькина Е.В. «Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки специалистов социальной сферы // Педагогика». 2010. № 3. С.52-57.
- Хасанова Г.М., Гайнуллина Э.Н., Хасанова А.Н. «Формирование психологической культуры личности студента как фактор профилактики наркотической аддикции // Международный академический вестник». 2015. №1(7). С. 107-111.