УДК 37.01

CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ РОССИИ И ФРАНЦИИ

Свотина Юлия Геннадьевна1, Баулина Мария Евгеньевна2
1Московский городской педагогический университет Институт психологии, социологии и социальных отношений, магистрант кафедры клинической и специальной психологии
2Московский городской педагогический университет Институт психологии, социологии и социальных отношений, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии

Аннотация
Cтатья посвящена электронному обучению, целью которого является максимально эффективное использование современных IT-инфраструктур для улучшения качества школьного образования.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Свотина Ю.Г., Баулина М.Е. Cравнительный анализ эффективности электронного обучения в школах России и Франции // Психология, социология и педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/05/8140 (дата обращения: 17.09.2024).

Еще 5-7 лет назад  Интернет в российских школах отличался низкой скоростью и редко кто из учителей мог похвастаться персональным компьютером (ноутбуком). Изменения начали происходить в 2010–2013 годах благодаря кампании Правительства Москвы по информатизации образования и переоснащению школ современным компьютерным оборудованием. За этот период московские школы были оснащены современной компьютерной техникой: 10,5 тыс. интeрактивных досок, мультимедийным оборудованием, учителя получили свыше 56,5 тыс. ноутбуков, в среднюю школу было поставлено 1,1 тыс., а в начальную школу 3,4 тыс. мобильных компьютeрных классов. Впервые учителя московских школ были полностью обеспечены персональными компьютерами (ноутбуками) с широкополосным и скоростным доступом в сеть Интернет, что позволило разработать и внедрить пилотные версии ОЭЖД (Общегородского электронного журнала и дневника) и информационную систему «Проход и питание».

С активным внедрением цифровых (виртуальных) лабораторий, мультимедиа-студий, робототехники, открытием инженерных классов,  развитием открытых образовательных интернет – ресурсов Москва вышла на лидирующие позиции среди крупнейших городов мира по использованию в сфере образования IT-технологий.

В 2016 году международная консалтинговая компания KPMG International провела исследование, цель которого заключалась в  выяснении доли   внедренных «умных решений» в управлении городскими структурами. В московском образовании  эта доля составила 90%, что существенно выше, чем в крупнейших мегаполисах мира. Для сравнения, в Лондоне доля «умных решений» около 80%, в Гонконге —70%, в Нью-Йорке —  60%.

С внедрением информационных технологий в образовательные учреждения московские школы получили дополнительные инструменты  для решения психолого-педагогических задач, от решения которых зависит качество учебно-воспитательного процесса: повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса, усиление учебной мотивации и привлекательности обучения для учащихся при грамотном использовании информационных технологий и технических средств обучения, повышение самостоятельности обучения и возможности индивидуализации обучения

В начале сентября 2016 года в шести столичных пилотных школах стартовал один из самых амбициозных проектов столичного образования «Московская электронная школа». Основная цель проекта – сознание новой информационной среды, максимальное использование IT-ресурсов  образовательного учреждения для повышения качества образования учащихся путём формирования связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса. Для реализации данного проекта пилотные школы получили большое количество нового оборудования (более трехсот интерактивных панелей, семисот новых ноутбуков и планшетов), проведена масштабная модернизация компьютерных сетей школ с установкой более восьмисот новых точек доступа к беспроводному Интернету.

Главным элементом проекта «Московская электронная школа»,   является уникальная разработка специалистов Департамента информационных технологий (ДИТ) – общегородская платформа электронных образовательных материалов.

Данная разработка представляет собой информационную среду,  единую как для всех учителей города, так и для  учащихся. В основе своей эта среда имеет набор модулей, так называемых конструкторов. При этом новым становится способ хранения информации, кроме того эта среда интегрирована в ОЭЖД, что облегчает ее использование и учителями  и учащимися.

Учитель имеет возможность выбрать наиболее эффективную модель предстоящего урока по любой теме, писать собственные учебники и методические пособия (либо вносить изменения в уже существующие), составлять сценарии уроков и предоставлять к ним доступ другим учителям. Таким образом, у учителей появляется еще одна возможность обмена опытом, а так же возможность донести информацию до учеников в более наглядной для них форме.

Основными элементами системы (конструкторами), являются:

-       библиотека электронных материалов;

-       учебные пособия с наглядными материалами и заданиями;

-       электронный журнал и дневник.

В библиотеке материалов находятся учебники и пособия, размещенные в электронной форме, сценарии уроков, наглядные материалы.

Электронный журнал и дневник стал уже вполне привычным элементом московской школы, но новая платформа значительно расширяет его возможности. В нем отображается тема урока и так называемые КЭСы (контролируемые элементы содержания образования), расписание режима дня —  расписание уроков, кружков, продленки, информация об успеваемости ребенка, у родителей появилась возможность вести индивидуальную переписку с учителем.

У педагогов появилась возможность заносить в дневник индивидуальные задания учащимся, при необходимости размещая ссылки на необходимые для выполнения задания материалы, так же доступные в системе.

Новый элемент проведения урока – сценарий – объединяет в себе три элемента:

– «конспект урока» – содержание урока на устройстве учителя, включая текстовые пояснения. Данная часть урока доступна только учителю;

– «рабочие листы» –  интерактивные задания, доступные учащимся и наблюдаемые ими на индивидуальных планшетах. Эти задания выполняются учащимися индивидуально и результат выполнения так же виден только учителю;

– «презентация» – интерактивные задания, выполняемые «у доски» одним или несколькими учащимися, визуальная информация для всего класса, мультимедийные элементы и т.п. Эта часть сценария урока воспроизводится на интерактивной доске или панели, имеющей доступ к интернету и, как следствие, к библиотеке электронных материалов.

Все элементы сценария управляются с устройства учителя.

Кроме того, учитель имеет возможность получить и «печатную версию» сценария урока, которая будет включать в себя конспект, рабочие листы и наглядный материал.

Согласно результатам исследования Института образования НИУ ВШЭ, свободный доступ к Интернету, вопреки распространенному мнению, не является помехой в обучении. Три четверти участников опроса (учащихся школ), отметили, что в их школе существует запрет на использование мобильных устройств во время урока. При этом половина опрошенных заявили, что пользуются Интернетом через личные мобильные гаджеты. Еще 25% используют для выхода в Интернет в одинаковой пропорции как гаджеты так и компьютер. Для 70% респондентов смартфон во время урока является средством развлечения, т.е. с его помощью они играют, общаются в соцсетях или слушают музыку. При этом столько же — 70% — пользуются смартфоном для поиска и просмотра образовательных материалов.

Москва — не единственный город,  внедряющий электронное обучение. По данным сайта Министерства Образования  Франции, в 2013 году в европейской столице начали создавать соответствующую инфраструктуру, включающую материальное и программное обеспечения. Были созданы разнообразные цифровые педагогические ресурсы, цифровые службы, предназначенные для учащихся и родителей. 2 сентября 2014 года, Франсуа Олланд,  президент Французской республики, объявил о плане перехода на цифровое обучение, предназначенное главным образом для борьбы с социальным неравенством. В  начале 2014 учебного года каждая школа была подключена к сети Интернет. Был проведен масштабный общественный опрос, результаты которого были размещены на сайте  Министерства Образования Франции. Состоялось более 150 общественных встреч с более чем 10 тысячами  участников с целью обсуждения вопросов внедрения цифрового обучения в системе среднего общего образования.

7 мая 2015 года стал днем перехода на цифровое обучение во Франции, для учащихся это стало началом вхождения в мир цифровых технологий. В сентябре 2015 года стартовала первая пилотная фаза этого грандиозного плана – 500 школ были снабжены оборудованием, чтобы апробировать в экспериментальном режиме обучение с использованием цифровых средств. Министр национального образования Франции Нажат Валло Белькасем и госсекретарь по цифровым технологиями Франции Аксель Лемер 12 октября 2015 года призвали другие образовательные учреждения подключиться к проекту e-FRAN (e-espaces territoriaux – образовательное пространство,  F- formation – обучение, R-recherche – поиск, A-animation – движение, N-numrique – цифровой), с целью создания единого инновационного цифрового пространства. Для реализации их плана из бюджета было выделено 30 млн. евро.

В начале 2016 года к этому проекту подключились учебные учреждения по всей Франции. В начале учебного 2016 года при поддержке государства более чем 175 тысяч учащихся,  1256 школ и 1510 коллежей были обеспечены планшетами. 21 января 2016 года после участия  авторов проекта в Международном салоне цифрового обучения в Лондоне 2106-2017 учебный год объявлен годом цифрового обучения в Европе. В апреле 2016 года Министерство образования Франции создает информационный сайт ecolenumerique, разработанный для обучающихся и их родителей, педагогических работников и образовательных учреждений. Активность использования ресурсов данного сайта позволяет отслеживать ход реализации плана по введению электронного обучения.

С точки зрения подходов цифрового обучения революция в сфере высоких технологий – это шанс для школы, так как новые средства обучения имеют огромный инновационный педагогический потенциал, позволяющий повысить эффективность системы образования. Быстрое развитие цифровых технологий требует пересмотра методов и программ обучения, создание новых ресурсов, новых подходов к оцениванию, пересмотр организации времени и пространства обучения.

Говоря про активное внедрение и развитие цифрового обучения, стоит отметить, что для детей с ограниченными возможностями здоровья современные технологии и развитие Интернета открывают больше возможностей для образования, чем раньше. Одним из наиболее эффективных способов получения образования детьми с ОВЗ является дистанционное обучение, позволяющее обеспечить доступ к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития. Дистанционное обучение способствует созданию безбарьерной среды, тем самым решая проблемы социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.


Библиографический список
  1. http://mes.mosmetod.ru/
  2. http://www.mk.ru/social/2017/02/01/umnomu-gorodu-umnoe-obrazovanie.html
  3. https://www.mos.ru/mayor/themes/15299/3788050/
  4. https://publications.hse.ru/articles/?search=af7fb9cd4bcff18c41d1eeb4eec3bfd4
  5. Баулина М.Е. Сравнительный анализ очного и заочного Интернет-консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3 (87). С. 67-78.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ ведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
  7. Сатунина А.Е. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89-90


Все статьи автора «Свотина Юлия Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: