В современных условиях активно развивающегося рынка, информация выступает одним из ключевых ресурсов компании, наряду с материальными и энергетическими. Появление новых информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют сохранять, создавать и перерабатывать информацию, функционирующую в организации, сегодня выступают главнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности и становятся важным средством увеличения эффективности осуществляемой управленческой деятельности.
Таким образом, уровень информатизации и внедрения информационных технологий в систему организационной культуры компании определяет эффективность ее управления и развития.
Категория «технология» в организационной системе управления оказывает существенное воздействие на структуру организации и ее ключевые элементы: сложность, конфигурацию, уровень централизации и формализации, а также механизмы осуществления контроля – что требует от руководства всестороннего анализа используемых технологий для создания такой организационной структуры, которая позволит обеспечить эффективное развитие организации [1, с. 94].
Более того, современные информационные технологии представляют собой важный ресурс управления, наряду с организационной культурой. Конкурентное преимущество современных компаний не может быть получено без использования информационных технологий, оказывающих влияние на стратегию деятельности организации и протекающие в ней бизнес-процессы.
В свою очередь, как отмечают М. Портер и В. Миллар, используемые в организации информационные технологии оказывают влияние на всю структуру отрасли, создают определенные преимущества, которые проявляются в формировании новых форм бизнеса [2, с. 108].
В частности, значительное влияние на осуществление деятельности организации оказывает глобальная сеть Интернет, влияние которой рассматривают в своих трудах М. Портер и Д. Тапскотт. Различия в позициях данных ученых обусловлены тем, что в воззрении М. Портера, появление интернет-технологий не создало принципиально новой реальности в экономической сфере, а их использование только позволило применять новые технологии для повышения эффективности деятельности, тогда как в соответствии с точкой зрения Д. Тапскотта, важным условием развития организационной культуры является смена подходов в управленческой деятельности в связи с изменением условий их функционирования, в первую очередь, за счет появления информационных технологий. Сеть Интернет стала неотъемлемым компонентом человеческой жизни и постепенно связывает между собой все экономические процессы. Более того, Интернет представляет собой механизм, посредством которого люди и компании получили возможность обмена не только деньгами и товарами, но и возможностью обмена информацией, выражения своего мнения и развитию нового знания. Д. Тапскотт акцентирует свое внимание на развитии принципиально нового способа ведения бизнеса – появления сетевых компаний, которые появились благодаря возможностям развития интернет-технологий [3, с. 4].
Однако, не смотря на различия в воззрения ученых, можно сделать вывод, что результаты их исследований могут быть взаимодополняющими и использоваться для анализа влияния информационных технологий на организационную культуру.
Так, М. Портер разработал важную концепцию цепочки создания ценностей, которая представляет собой систему деятельности, элементы которой являются взаимосвязанными и взаимообусловленными и включаются в общую систему ценностей организационной культуры компании. Их взаимодействие позволяет обеспечивать эффективное функционирование организации и осуществления управленческой деятельности, а также обеспечивают стоимость произведенной работы и выпускаемых товаров или производимых услуг.
Информационные технологии, таким образом, оказывают воздействие на управление организацией и характер связей между членами трудового коллектива, руководством, потребителями и поставщиками. Это открывает такие возможности, как:
- повышение качества, скорости и гибкости осуществляемых операций и управленческих процессов, снижение уровня расходов на их осуществление;
- повышение уровня координации и интеграции управленческих процессов как внутри организации, так и за ее пределами;
- повышение потребительской ценности, обеспечение дифференциации ценностей в представлении потребителей.
Информационные технологии определяют возможность автоматизации многих процессов, осуществляемых в организации, к примеру, оформления заказов, осуществления контроля и учета, подготовки отчетов о результатах деятельности и т.д. Все это позволяет повысить качество и скорость осуществления бизнес-процессов в связи с сокращением ошибок, вызванных с трудностями обработки информации.
Кроме того, использование информационных технологий обеспечивает качества управления организацией. Их применение позволяет осуществлять контроль и планирование результатов производственного процесса, вносить корректировки в осуществление трудовой деятельности работников, а также открывают возможность быстрого доступа к информационным ресурсам компании. При этом, информационные технологии способствуют совместной работе сотрудников различных уровней и формировании качественных систем внутренних коммуникаций, осуществление которых ранее основывалось на принятых ценностях организационной культуры компании.
Таким образом, информационные технологии оказывают влияние на сформированные организационные ценности, которые определяют мотивацию работников к осуществлению трудовой деятельности и обеспечивают эффективность осуществления коммуникаций в организации, мотивации деятельности сотрудников, а также формируют общий имидж компании в конкурентной среде.
Эффективность используемых информационных технологий, их качество и возможности использования в трудовой деятельности определяют степень вовлеченности работников в трудовой процесс, их заинтересованность в соответствии высокому уровню информатизации производства.
На этом основании, необходимо заключить, что на современном этапе развития экономики, информационные технологии являются неотъемлемым компонентом функционирования организации и составляют важнейший элемент организационной культуры, оказывающий влияние не только на внутренние процессы производства, но и на конкурентные преимущества компании, вовлеченности ее работников в деятельность и их принятия новых информационных средств производства.
Библиографический список
- Попова Л.Ф. Влияние технологии на строение организационной структуры предприятия // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40). С. 91-94.
- Портер М., Миллар В. Роль информации в достижении конкурентного преимущества // М. Портер. Конкуренция. М.: Вильямс, 2012. 608 с.
- Tapscott D. Rethinking Strategy in a Networked World (or Why Michael Porter is Wrong about the Internet) // Strategy + Business. 2012. № 24. P. 1-8.
Количество просмотров публикации: Please wait