Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Челпаченко Татьяна Викторовна
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает первые представления о жизни в обществе.
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [1]. Как и в любом союзе, в семье есть что – то, что отличает одну семью, от другой. Это и есть семейные традиции.
С целью актуализации трактовки термина «традиция» мы прибегли к предложенной в 60-е годы XX в. Э. Шилзом концепции «центральной зоны культуры» – неподвижного, неизменяющегося стержня культуры, вокруг которого сосредотачивается подвижная, изменчивая культурная «периферия». Говоря о традиции, важно подчеркнуть наличие неизменного культурного ядра, обусловливающего характер социокультурных изменений, которые может претерпеть общество, являющееся носителем данной традиции. С.К. Бондырева и Д.В. Колесов считают, что традиция – способ накопления жизненно важного общественно значимого опыта. Поскольку категория «традиция» объединяет три взаимосвязанных аспекта: сохранение, преемственность и развитие, – то естественно предположить, что она, переосмысливаясь в изменяющихся общественных условиях, является одним из основных носителей и хранителей аксиологических ориентаций культуры родительства, отражающих коллективный опыт российского народа [5].
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Главная цель семейных традиций – преумножить и передать другому поколению обычаи, нормы, правила поведения, манеры и др., которые появляются внутри семьи.
В процессе взросления роль родителей как примера для подражания у молодых людей снижается, но они остаются источником эмоционального тепла и поддержки, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.
По мнению С.С. Фролова, «именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения» [6. с. – 136].
В современных условиях развития общества, несомненно, происходят изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые затрагивают и проблему семейных отношений, их образовательно – воспитательных потенциалов, духовно – нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения.
Семейные традиции выступают в качестве норм, образцов поведения. Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи [3, 9]. А, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Благоприятные семейные традиции лестно влияют на жизнь молодой семьи, настраивают на доверие и уважение, помогают развитию гармоничных эстетических и морально-этических представлений людей.
Проведенное исследование показало, что присущая традиции преемственность становится связующим звеном между «старой» (родительской) и «новой» (молодежной) семьей. Сохраняющиеся семейные традиции способствуют диалектическому развитию национально-специфического (особенного) в рамках общероссийских семейных традиций (общего). Более того, традиции «закрепляют» утвердившуюся в народе практику толерантности и гармонии семейных отношений и содействуют воспроизводству этих признаков в жизни новых поколений.На протяжении тысячелетней истории в российском обществе семья являлась важнейшей ценностью в жизни многих людей. Но на современном этапе она утрачивает свою значимость как явление, воспитывающее в человеке семейные традиции, мировоззрение, физические, психические, эмоциональные, интеллектуальные способности, развивающее духовную, гармоничную личность. С каждым годом эта проблема становится все более и более серьезной, потому что общество устанавливает свои нормы и правила, где карьера и самореализация становятся на первое место, а семья отодвигается на второй план, оставляя семейные ценности позади.
Эффективным инструментом для предотвращения дальнейшего обострения кризиса семьи является воспитание у молодых людей сознательного ценностного отношения к будущий семейной жизни.
Обычаи в семье или семейные традиции – это своеобразный показатель благополучия и счастья в семье.
Хотелось бы отметить, что развитие общественных отношений, научно – технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи и образованию однопоколенной (нуклеарной). В процессе этих изменений существуют как позитивные, так и негативные моменты. Семья получила возможность самостоятельно, без вмешательства «извне» решать свои проблемы, в том числе и возникающие в воспитании. Вместе с этим этот процесс влечет за собой и разрушение преемственных связей между поколениями, забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы. Внутрисемейные отношения в силу их интимного характера трудно поддаются регулированию с помощью кодифицированного права. Особенно это касается сферы нравственных отношений, в которой меньше всего могут быть использованы законы государства. Традиции благодаря своей неопределенности, а также способности саморазвиваться, которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека. Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.
В современном обществе обнаруживается, что некоторые семьи, в силу своей педагогической и психологической неграмотности, не готовы к воспитанию, не способны организовать такую деятельность, которая приучала бы молодых людей к выполнению основных своих ролей: мужа, жены, дочери , сына. Подготовка к семейной жизни – важная составляющая воспитания молодого поколения, так как среди непреходящих ценностей, созданная человечеством, семья является одной из важнейших.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья является главным институтом воспитания личности. Особенности семьи (тип семьи, структура, психологический климат, традиции и обычаи) оказывают влияние на развитие и формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.
В настоящее время в связи с педагогической и психологической неграмотностью некоторые семьи не готовы к воспитанию, не способны организовать деятельность, которая приучала бы молодых людей к выполнению основных своих ролей: мужа, жены, дочери, сына. Поэтому сегодня необходима подготовка к семейной жизни молодого поколения, так как среди непреходящих ценностей, созданная человечеством, семья является одной из важнейших.
Анализ научной литературы и опыта воспитательной деятельности показывает, что в науке и практике созданы определенные предпосылки для решения проблемы формирования ценностных ориентаций молодых семей на основе семейных традиций. Но обнаруживаются противоречия между объективной ценностью семейного образа жизни и несформированностью ценностного отношения к браку у молодых людей; между все более возрастающими потребностями общества в подготовке молодых людей к семейной жизни и традиционной образовательной практикой, не предполагающей такой практики. В этой связи проблема подготовки молодых людей к семейной жизни является актуальной на современном этапе общественного развития и требует создания специализированных программ, проектов, обеспечивающих эффективность работы с молодыми семьями в данном направлении.
Проанализировав различные определения понятия «традиция», мы попытались наиболее полно охарактеризовать данное социальное явление. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, способ сохранения культуры, усваивающиеся и передающиеся из поколения к поколению благодаря общему языку, общей истории и общим предкам. Это один из древнейших институтов человеческого общества. И как всякий социальный институт, они развиваются, претерпевая изменения, вместе с историей человеческой цивилизации, это динамическое явление. Но в то же время они устойчивы, сохраняются в течение длительно времени в определенных обществах, классах и социальных группах. Только по истечении продолжительного времени данные социальные явления по праву называются таковыми. Традиции выполняют аккумуляционную, консервативную, трансляционную функции, т.е. социального ориентира, а также регулятивную (упорядоченную). Они могут проявляться в обычаях и обрядах. Традиции – это социальный феномен, который присутствует в любой области общественной жизни. Каждый народ придерживается своих традиций, тем самым, сохраняя свои национальные особенности, передаваемые из поколения в поколение.
Библиографический список
- Семья // Большой Энциклопедический словарь, 2000. – 567 с.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. – М., 1982. – 220 с.
- Сатир В. Психотерапии семьи. – СПб.: Речь, 2000. – 284 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальное явление. – Горький, 1973. – 256 с.
- Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учеб. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «ОДЭК», 2007. – 280 с.
- Фролов С.С. Основы социологии. – М., 1997. – 344 с.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
- Челпаченко, Т.В. Дидактическая система В.А. Сухомлинского (теория и практика) / Т.В. Челпаченко. Оренбург : Изд-во ОГПУ. 2012, – 280 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкид В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.