Появляясь на свет, каждый человек имеет специфические, биологически обусловленные особенности, которые передаются ему по наследству от предыдущих поколений, а также то объективно общее, что присуще каждому индивиду – физиологические потребности, строение психики и законы ее функционирования. Однако все это не есть раз и навсегда данным и неизменным. В процессе жизнедеятельности – от момента рождения и до самой смерти – эти качества подвергаются воздействию общества и имеют особенность изменяться. Обусловлено это тем, что каждая личность имеет определенные потенциалы развития и ее существование невозможно «без непрерывного взаимодействия с другой системой (или совокупностью систем) – окружающей средой. Исходя из такого понимания природы человека, его поведение и деятельность, формирование всех его психических функций неразрывно связаны с окружающей средой и обусловлены ней»[1, с. 55].
Достаточно образно суть этого процесса описывает Д. Белухин, который, в частности, отмечает, что вся жизнь человека похожа на какое-то драматическое произведение, в котором основное содержание пишет общество, а вот диалоги, мизансцены дописывает и расписывает уже каждый сам, согласно своим возможностям и своей трактовкой идеи предложенного сценария [2, с. 111-115].
Как известно, семья во многом предвосхищает, каким станет человек в будущем, с какими моральными качествами он войдет в мир, каким будет его здоровье и т.д. Благодаря родителям ребенок познает систему человеческих взаимоотношений, усваивает ценностные ориентиры. При этом ведущими факторами выступают нравственная атмосфера, которая царит в семье, уклад внутрисемейной жизни и её стиль. То есть речь идет о социальных установках, системе ценностей в семье, межсемейных отношениях, нравственных идеалах, потребностях, традициях и т.п.
Рассмотрим существующие подходы к трактовке становления личности, проводя параллели с античным миром.
Древнегреческая семья, в отличие от современной, могла насчитывать несколько десятков человек, объединенных различными родственными связями и социальным положением. Практически все исследователи единодушны в том, что ее быт был очень прост, поскольку большую часть времени семья проводила вне дома, в общественных местах. Дома собирались все вместе только за трапезой, торжественными обедами, которым отводили особую, почти ритуальную роль. Ведь есть в одиночестве древние греки считали обычаем варваров. При этом важной частью любого торжественного застолья были философские беседы, в которых очень часто принимали участие ораторы и философы. О значимости такого рода пиршеств писали Платон и Ксенофонт.
Все важнейшие события жизни древних греков с момента рождения до самой смерти подчинялись строгим религиозно-этическим ритуалам – ритуал рождения, инициации, свадьба, похороны, очистка и др. Что угодно: принятие закона, народные собрания, заседания суда, военные стратегии, экономические или политические акции – все несло от печаток общественного идеала жизни.
Образованный афинянин был влюблен в разум и редко сомневался в собственных способностях начертить карту вселенной. Желание все знать и все понимать – самое благородное из его страстей. Критерий прекрасного для Сократа – это знания. Он всесторонне изучал категории добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и красоты. Философ предполагал, что существует три основных добродетели, и их носителями могли быть только благородные люди – «калокагатос».
В Платоновом «Государстве» выстроена система общегосударственного эстетического воспитания, основанная на музыке и гимнастике (должны воспитывать только мужественных и сильных граждан) – последнюю составляющую автор пропагандировал как важное средство эстетического воспитания, сам активно увлекался атлетикой, был участником общегреческих игр, близких по значению к Олимпийским. В воспитании, по его мнению, не должно быть места индивидуализму, всякого рода нежностям, чувственности. В трактате «Законы» он объясняет, что боги из сострадания к человеческому роду, рожденного для труда, основали вместо отдыха божественные праздники, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на праздниках с Божьей помощью [3, с. 653]. Всякого рода зрелища и спектакли мыслитель рассматривал как форму и средство воспитания. Праздники надо устраивать с хоровым пением, танцами при условии, что они будут воспитывать чувство порядка, меры, внутренней собранности. Из девяти муз Платон признает только двух – Упорядоченную и Сладчайшую. Первая делала людей лучшими, и ей в такой идеальном государстве принадлежало все пространство. «Оценщики» – специальные люди не моложе 50 лет – должны были контролировать всю художественно-эстетическую деятельность в стране. На все виды искусства вводилась строгая цензура. Роли в комедиях должны исполнять лишь иностранцы и рабы. Очаровательной Платон считал «ту музу, которая дает наслаждение не первым встречным, а людям лучшим и получившим достойное воспитание» [4, с. 658].
Аристотель в труде «Политика» не только развил, но и во многом превзошел своего учителя, прежде всего в раздумьях о государственном строе, педагогике, психологии, этике и эстетике, о воспитании идеального гражданина. Ведь только искусство способно воспитать гармонично развитого человека, целостную личность. Когда Аристиппа спросили, как он считает, насколько люди воспитанные превышают невежд, то услышали сравнение между необъезженной и объезженной лошадьми. Прекрасным и хорошим человек становится от того, что в нем самом есть прекрасное и доброе, и от того, что он способен осуществить прекрасное именно ради прекрасного. Прекрасное – это и добродетели, и дела, связанные с ней. Это также в какой-то мере государственный строй, подобный тому, который был у македонян, или который могли бы иметь любые другие такие же граждане.
С важнейшими эстетическими категориями гармонии, прекрасного, добра тесно связано понятие красоты, а ее олицетворением становится прекрасный человек, в котором соединяются все добродетели как внешние, так и внутренние. Согласно античным представлениям, в основе красоты лежат мера, порядок, четкость границ, гармония, симметрия. Так рассуждали Демокрит, Платон, Аристотель. Красоту они рассматривали прежде всего как явление духовного порядка. В этом смысле духовная красота находит свое выражение в красоте физической.
Уже в «Илиаде» и «Одиссее» идеальный человек предстает не только как герой-вождь, но и как личность, наделенная чувством моральной ответственности. Гомер призывал быть справедливым, уважать человеческое достоинство простых людей. А у Гесиода в центре внимания – труд и справедливость.
«Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и проникаемся науками не в ущерб силе духа, – эти слова Перикла из речи на торжественной церемонии захоронения погибших афинских воинов лучше всего демонстрируют идеал общества. – Богатство мы ценим только потому, что используем его с пользой, а не ради пустой хвальбы. Признание своей бедности у нас ни для кого не является позором, но больший позор мы видим в том, что человек сам не пытается избавиться от нее своим трудом» [5, с. 244 - 245]. «Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами как частными, так и общественными. Так же и все остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. <…> Словом, я утверждаю, что наш город является школой для всей Эллады, и считаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых жизненных условиях », – утверждал Перикл [6, с. 246] .
Так постепенно формировался идеал гармонично развитой личности. Качественно новыми в этой модели идеала было желание изучить творческий потенциал человека и влияние на его развитие прогресса, культурных достижений.
По мнению Ф. Ф. Зелинского, жизнь по общеэллинским законам предполагала чествование богов; умение жить в согласии друг с другом; хоронить погибших на войне; уважать старших; учиться страдать; заботиться о женщинах и детях; оберегать гостя, иностранца и глашатая; соблюдать единобрачие; жить в постоянной работе. А вот слова клятвы афинской молодежи, которая шла на охрану границ города-государства: «Я не посрамлю священное оружие и не покину соратника, рядом с которым я буду стоять; я буду защищать храмы и святыни и один, и вместе с другими; и отечество я передам не ослабленным, но бо́льшим по размеру и более могущественным, чем я его застал. Я всегда буду охотно прислушиваться к решениям правителей и буду повиноваться древним установлениям и другим, которые народ примет единодушно; если кто-нибудь нарушит установления или не подчинится им, я не допущу этого и буду защищать и один, и вместе со всеми. И отечественные святыни я буду чтить. Свидетелями этого пусть будут боги Аглавра, Гестия, Энио, Эниалий, Арес и Афина Воительница, Зевс, Талло, Ауксо, Гегемона, Геракл, отеческие границы, пшеница, ячмень, виноградные лозы, оливы и смоковницы…» [7, c. 75-89].
Так понятие законов было трансформировано через эпохи, оставаясь при этом главной святыней всего античного мира, придя в настоящее.
Отсюда социальное развитие понимаем как процесс формирования и становления личности под влиянием обучения, воспитания и усвоения элементов культуры, норм, ценностей и социальных ролей, которые являются сущностными для конкретного общества. При этом надо учитывать, что сами эти нормы и средства не могут быть установлены простым провозглашением их. Понятно, что при определенных условиях, например, авторитарного давления (страх перед наказанием, стремление избежать неприятностей и т.п.), их можно внешне принять, но такое восприятие нередко приводит к противоположным результатам, а порой и к трагедиям.
В контексте заявленной проблематики следует упомянуть работы, посвященные выявлению социальных условий, которые влияют на становление личности и ее развитие. Так, следуя за Л. С. Выготским, в развитии ребенка социальная ситуация имеет преимущества по сравнению с другими составляющими, которые влияют на его становление как личности: представляет собой «уникальные <…> довольно своеобразные, специфические для данного возраста, чрезвычайные, единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей действительностью, прежде всего социальной» [8, с. 258 - 259]. При этом данная ситуация может способствовать развитию ребенка, а может сдерживать его. Личность не может морально развиваться, если общество, в котором она живет, морально застывшее: низкий моральный уровень социальной среды создает значительные препятствия для индивидуального нравственного прогресса, и пока общество полно глубоких моральных и социальных противоречий, развитие затруднено [9, с . 167].
Нынешнее состояние ценностного мира слишком неоднозначно и противоречиво. Его характеризуют кризис старой идеологии и отказ от прежних ценностей; на смену господствующей гомогенной культуре пришло огромное количество сосуществующих культурных миров и систем. В таких условиях актуализируется исследование проблемы социального развития молодого поколения в условиях семьи. Ведь семья – неотъемлемый элемент социальной структуры общества, связующее звено, обеспечивающее непрерывность преемственности между поколениями. Поэтому роль семьи, которая одновременно является и первым воспитателем ребенка, и средой передачи ей духовного богатства, культурных традиций, практических умений и навыков, имеет первостепенное значение в формировании личности.
Библиографический список
- Лукашевич М. П. Социализация: воспитательные механизмы и технологии. К., 1998.
- Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч.1. М., 1996.
- Гумплович Я. Основы социологии. СПб., 1899.
- Гумплович Я. Основы социологии. СПб., 1899.
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. пед. исследования. М., 1956.
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. пед. исследования. М., 1956.
- Ликург. Речь против Леократа. URL: http:// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1353578890#075 (дата обращения:22.09.2017)
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. пед. исследования. М., 1956.
- Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.