УДК 159,9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Демина Наталия Сергеевна1, Глазева Маргарита Алексеевна2
1Оренбургский государственный медицинский университет, студентка 3 курса факультета клинической психологии
2Оренбургский государственный медицинский университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

Аннотация
Данная статья посвящена важной проблеме изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов медицинского университета. В настоящее время данная проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует более тщательного изучения всех ее аспектов. Были рассмотрены две методики для исследования. Приведены результаты. С помощью статистического метода выявлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревогой.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Демина Н.С., Глазева М.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов факультета клинической психологии // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8547 (дата обращения: 27.10.2023).

Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов связана с тем , что данная тема является слабо изученной, но в тоже время является важной . Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России.

Отдельно хотелось бы обратить наше внимание на проблему изучения тревоги. Практически каждый человек, знает – как на своем личном опыте, так и из наблюдений за  жизнью других, – что в наше время такое понятие, как  тревога охватывает все стороны жизни.

С целью выявления взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревоги у студентов  мной был выбран метод тестирования.

Для определения уровня взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревоги были проведены методики : ” шкала проявления личностной тревоги” Дж. Тейлор (вариант Норакидзе); тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.

По данным исследования, проводимого со студентами ОрГМУ факультета клинической психологии по методике Д. Гоулмана, результаты были получены по шкале  общего эмоционального интеллекта (EQ). (таблица 1).

Таблица 1- Распределение результатов по уровню развития эмоционального интеллекта (по методике Д. Гоулмана)

Шкала Уровни
высокий средний низкий
Общий эмоциональный интеллект 26% 74% -

Анализ данных по шкале общего эмоционального интеллекта показывает, что у 26% (9 человек) студентов выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты могут .  Это позволяет  им с легкостью адаптироваться к любой жизненной ситуации. Отношения с людьми содержательны, используют свои эмоции, для того чтобы лучше понять себя и окружающий мир.

У 74% (26 человека) студентов был выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, что свидетельствует о достаточно хорошем понимании эмоций других, успешно управляют своими эмоциями, но могут делать это лучше.

Низкого уровня эмоционального интеллекта выявлено не было.

Для изучения уровня тревоги была проведена методика Дж. Тейлора позволяющая определить личностное проявление тревоги. Измерение тревоги как состояния личности особенно важно, так как это состояние во многом обуславливает поведение человека. Анализ полученных данных по исследованию тревоги, выявил следующие результаты:

32% (11 человек)студентов  имеют высокий уровень тревоги, что указывает на склонность видеть угрозу со стороны окружающих людей и мира в целом, они в меньшей степени удовлетворены своим настоящим положением. Испытуемым с высоким уровнем тревоги, следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

У 43% (15 человек) выявлен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги, что так же свидетельствует о восприятии ими окружающего мира, людей как несущих угрозу, но это состояние проявляется у них менее выражено, чем у испытуемых с высоким уровнем тревоги.

20% (7 человек) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги, они в значительно большей степени воспринимают окружающий их мир более дружелюбным, не видят угрозы со стороны других людей по сравнению с высоко тревожными респондентами.

Для низкотревожных людей требуется проявление активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности в решении задач.

У 5% (2 человек) выявлен низкий уровень тревоги, им в большей степени свойственны позитивное восприятие себя, чувство комфорта и безопасности в окружающем мире и среди людей.

Таблица 2- Распределение результатов по уровню проявления тревоги (Дж. Тейлор)

Шкала Уровни
Высокий Средний с тенденцией к высокому Средний с тенденцией к низкому Низкий
Тревога 32% 43% 20% 5%

Для анализа взаимосвязи переменных (эмоционального интеллекта и тревоги) был использован метод ранговой корреляции (r - критерий Спирмена). Были посчитаны корреляции между тревогой и эмоциональным интеллектом, тревогой и внутренним эмоциональным интеллектом, тревогой и социальным эмоциональным интеллектом, тревогой и экзистенциальным эмоциональным интеллектом. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3-Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги ( r - критерий Спирмена)

Показатели Значение

коэффициента

Общий эмоциональный интеллект – тревога - 0, 73**

* – (р. ≤0,05), ** – (р≤0,01);

При проведении анализа взаимосвязи общего эмоционального интеллекта и тревоги была выявлена значимая отрицательная корреляция (- 0,73**), результаты представлены в таблице 3.

Таким образом , чем выше коэффициент общего эмоционального интеллекта, тем ниже уровень тревоги.


Библиографический список
  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ, 2009.
  2. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970.


Все статьи автора «Демина Наталия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: