УДК 378.1; 371.3

ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА В ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ И УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Бартошек Игорь Феликсович
Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье описывается возможность теоретизации материала по общим, частным и частно-специальным проблемам лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении. Специфика эмпирического и теоретического материала, представленного в работе, определяется через традиционные и инновационные конструкты педагогического моделирования и научного поиска в педагогике. Теория лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении определяется на общепедагогическом и предметно-педагогическом уровнях, практика описания особенностей лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении является ситуативно изменяющейся системой описания особенностей поиска решения задач повышения качества социализации и самореализации личности в коллективе и с коллективом. Совокупность уточненных моделей и типологий, непосредственно связанных с рассмотрением и иллюстрацией теории лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении, определяет теоретико-эмпирическую значимость проделанной работы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бартошек И.Ф. Теория, проблемы и типология лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8554 (дата обращения: 10.09.2024).

Теория, проблемы и типология лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении определяется одним из интересных направлений современной педагогики, отражающей в системе представлений о возможности продуктивного решения задач развития личности и коллектива, целостную картину научного построения основ управления и коррекции качества педагогической деятельности, фасилитирующей личности и обществу выбор идей и ценностей развития лидера в ученическом коллективе.

Основы теории лидерства и построения ученического самоуправления [1-18] – многомерная система определения и решения задач современной педагогики управления, основы которой за последние три десятка лет изменились на всех описываемых уровнях изменения и визуализации. Определим из выделенных работ [1-18] основы педагогического мастерства и практики постановки и решения задач визуализации и решения проблем и противоречий определения теорий, проблем и типологий лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении:

- возможности повышения эффективности ученического самоуправления при использовании сетевых сообществ [16] определяет перспективность использования средств информационных технологий и социальных и образовательных сетей и пространства для решения задач управления коллективом и оптимизации качества продуктивного сотрудничества лидера и коллектива;

- газета как средство развития ученического самоуправления [7] является одной из форм оптимизации качества решения задач развития ученического самоуправления, специфика уточнения и распределения обязанностей у обучающихся в газете является показателем сформированности коллектива и качества выбора лидера в коллективе (редактор или главный редактор);

- лидер и лидерство в российском движении школьников [3] определяет особенности проектирования основ воспитания и развития лидерской позиции личности, включенной в систему поликультурных отношений, в ресурсах и продуктах которых определяется воспитательно-образовательная среда, антропологически обусловленные системы и пр.;

- организация ученического самоуправления [15] определяет проблемность и теоретизированность практики постановки и решения задач организации ученического самоуправления;

- организация ученического самоуправления в среде научно-исследовательского сообщества старшеклассников [1] определяет перспективность решения задач социализации и самореализации личности через науку как избранный профиль саморазвития и становления, в такой практике лидер необходим для коррекции качества продуктивности и сотрудничества в группе, особенности гибкого варьирования выделяемых и решаемых задач обеспечит группе надлежащий уровень материального благополучия в случае верного выбора и наоборот поставит существование коллектива под угрозу при неверном планировании и решении детерминируемых противоречий и проблем;

- основные этапы формирования ученического самоуправления в общеобразовательной организации [9] отражает уровневую возрастосообразную модель поиска оптимального решения представления типологии этапов формирования ученического самоуправления в общеобразовательной организации;

- особенности развития ученического самоуправления в современной школе [17] определяет в описании специфику, теорию и проблемы развития ученического самоуправления в современной школе;

- понятийный аспект развития лидерства детского общественного движения в России [8] определяет основы моделирования в детерминации продуктов и моделей развития лидерства детского общественного движения;

- портфолио лидера ученического самоуправления [6] определяет модель визуализации основ самопрезентации достижений личности лидера в продуктивном решении задач ученического самоуправления;

- развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях [12] раскрывает теорию и практику решения поставленных задач в структуре визуализации основ и возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях;

- роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося [14] раскрывает направленность социализации и самореализации личности в реализации модели деятельности личности и общества, оптимизации качества ученического самоуправления;

- ученическое самоуправление [10] отражает теорию реализуемых функций и моделей ученического самоуправления;

- ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста [18] определяет нишу проблем и противоречий, решение которых повысит качество педагогической деятельности в детерминации и решении задач ученического самоуправления, реализующего условия продуктивности и конкурентоспособности личности в коллективе и коллектива в обществе;

- формирование системы ученического самоуправления в общеобразовательной школе [2] является реализуемой тактикой оптимизации качества развития личности как ценности и продукта общества, культуры и деятельности.

Качество постановки задачи выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе определяет проблемы аксиологического (ценностного), персонифицированного, деятельностного, акмепедагогического и пр. генеза.

В структуре аксиологического рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе определяются такие деструктивные факторы, как материальное обеспечение лидера, способного купить и подкупить всех членов коллектива, данная система деструкторов может быть в социальной плоскости развития личности и общества определена в любой плоскости социальных, профессиональных, образовательных и досуговых отношений. Из выделяемых направлений социализации и самореализации личности – спорт, образование, наука, культура, искусство все направления подвержены аксиологическим деформациям. Лидер, определяющий через деструкторы развития личности и общества, т.е. через основы лжи и материального переопределения истинных целей и ценностей общественного развития, наносит вред и культуре, и деятельности, и продуктивности, и гибкости, и устойчивости развития общества и конкретной личности. В таком понимании личность-лидер, которому купили или который сам купил так называемое «место под солнцем» наносит вред всему окружению из-за деформации объективных причин и следствий учета всех составных нормальных условий развития личности, общества и коллектива [5].

В модели персонифицированного представления проблем самоуправления ученическим коллективом, выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе определяется проблема реализации идей развития «по образу и подобию», т.е. все слепки ценностей и приоритетов развития личности и общества определяются в обществе с анализа поведения лидера, способов решения различных задач лидером, с его позиции и возможностей уточнения традиционного знания инновационными ресурсами и конструктами самоорганизации и самосохранения личности, общества, антропопространства.

Персонификация как модель фасилитации развития – актуальное решение ряда определяемых в педагогике задач, но деструкции, возникающие вследствие игнорирования нормального распределения способностей и здоровья, нравственных чувств и качества развития личности и общества, общечеловеческих ценностей как основы построения и уточнения всех конструктов и конструкторов педагогики деятельности и теории управления, здоровьесбережения и гуманизма, продуктивности и конкурентоспособности не позволяют нормально и согласованно перестаивать и уточнять способы, формы, методы, технологии управления коллективом, выбора лидера, функционирования системы социальных, образовательных и профессиональных отношений.

В модели персонификации управления может быть актуальна гуманистическая модель управления и самоуправления Ж. Делора («Научиться познавать». «Научиться делать». «Научиться жить (быть)». «Научиться жить вместе» [20]). Качество уточнения основ и практики функционирования социального, образовательного, профессионального пространства в таком понимании определяется в учете трех групп нормального распределения способностей [5], где группе «А» необходимо организовать педагогическую поддержку и оказывать неустанную помощь подобно той, что организует Ирина Хакамада своей дочери Марии [19], группе «Н» необходимо создавать условия для качественного решения задач развития и саморазвития, позволять уточнять модель самоуправления и сотрудничества в ученическом коллективе, группе «О» нужна причина и почва для действий и продуцирования благ, ценностей и всех инновационных конструктов в различных плоскостях развития и саморазвития, сотрудничества и самоуправления.

В таком описании мы понимаем, что нельзя спутать принадлежность личности к одной из трех выделенных групп. Насущная проблема нашего общества и нашей культуры, если личность из группы «Н» начинает управлять группой «О», в таком перекосе приоритетов лидер пытается угнетать личность группы «О» всеми деструктивными способами, но в объективной оценке направленности достижений по направлениям “наука”, “образование”, “культура”, “искусство”, “спорт”.

Основным показателем может быть количество работ личности, выполненной за отчетный период в той или иной реализуемой единоличной или коллективной деятельности. Если руководитель-лидер ученического коллектива не имеет никаких достижений ни в олимпиадах, ни в смотрах, ни в конкурсах и пр. (но удобен учителю или педагогу из администрации), а у другого обучающегося ученического коллектива их определенное множество, к тому же данный обучающийся привлекает других обучающихся к высоким достижениям в различных направлениях деятельности, то могут быть выделены различные деструкторы, приводящие в ученическом коллективе к социальному и асоциальному перераспределению обязанностей.

Итоги возрастосообразных деструкций являются плодом нерешенных проблем в ученическом возрасте [1, 5, 6, 11, 13, 16]. В структуре деформированных основ выбора лидера в коллективе могут быть определены такие современные проблемы, как реорганизация образовательных организаций, неэффективная оптимизация структуры образовательной организации, приводящая к уничтожению определенного воспитательно-образовательного континуума, острое социальное противостояние общества к проблемам нецелесообразного или асоциального управления (демографическая яма, падение уровня культуры и деятельности и т.д.) и пр.

В системе деятельностного рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе играют основополагающую роль типы и условия продуктивного развития личности. Специфика учета возможностей продуктивности, креативности, конкурентоспособности и прочих конструктов самоорганизации качества развития коллектива и продуктов его деятельности является многомерным направлением поиска, в структуре которого выделяются цели, ценности, приоритеты, принципы, методы, средства, формы, технологии управления производством и производственными отношениями. Проблемы, возникающие в деятельностно-продуктивном поиске, определяют все составные будущих отношений личности в системе реализации профессионально-трудовых отношений, выполнения трудовых функций, трудовых действий и выполнения особенностей трудового контракта.

В модели акмепедагогического рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе определяются высшие педагогические ценности и смыслы развития личности и общества. Специфика детерминации и реализации идей акмепедагогического рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе – одна из интереснейших плоскостей научной педагогики. К сожалению, направление акмепедагогического рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе практически не детализировано в научных публикациях, да и о реализации данной практики практически нет данных в современной системе управления персоналом и разработками системы образования, ученическим и студенческим коллективом.

Типология проблем может быть сведена к следующей совокупности конструктов детерминации и визуализации проблем лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении:

- по принадлежности к возрастосообразному развитию: детского возраста, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста, возраста обучающихся СПО, обучающихся ВО;

- по принадлежности к продуктивному самовыражению и самостоятельному генерированию жизнеспособных идей самоорганизации коллектива и личности: адаптивного типа, репродуктивного типа, поискового типа, креативного типа, творческого типа;

- по принадлежности к харизматическому решению задач детерминации и визуализации проблем лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении: опеки, стимулирования, поиска, харизмы;

- по отношению к продукту и источнику достижений: традиционные и инновационные (лидерство в сети интернет и социальных сетях, лидерство в различных инновационных проектах и НТП и пр.) и пр.

Теория и практика выделения и визуализации проблем лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении – сложная плоскость возрастосообразных новообразований развития и самореализации личности в коллективе. Современные представления о роли и распределении обязанностей в учебном и внеучебном выборе обучающимися основ сотрудничества и взаимодействия раскрывают традиционные и инновационные ниши продуктивных решений проблем и задач современной культуры и деятельности.

Лидерство в сети Интернет и социальных сетях – специфическое новообразование современности, в структуре которого общество с его запросами и возможностями перестраивает все современные представления об общении и решении задач коллективного управления теми или иными общими, частными и частно-специальными основами социально-образовательного выбора и коррекции качества развития и самоорганизации антропопространства.

Уточним понятия «ученическое самоуправление» и «лидерство в ученическом самоуправлении».

Ученическое самоуправление (широкий смысл) – продукт реализации идей развития личности и коллектива в модели современного непрерывного образования, гарантирующего личности персонифицированное, продуктивное включение в ситуативно изменяющиеся условия и системы антропологически и ноосферно обусловленных связей и отношений, позволяющих повысить качество развития личности, группы и общества в целом.

Ученическое самоуправление (узкий смысл) – продукт образовательной и культурно-исторической политики и практик решения задач развития коллектива и лидера в нем, определяющего и решающего задачи оптимизации и повышения качества функционирования коллектива и личности в коллективе.

Ученическое самоуправление (локальный смысл) – реализуемый проект самостоятельного выбора условий и принципов, моделей и форм, технологий и тактики решения задач развития коллектива и личности в коллективе учеников (обучающихся) класса или группы, образовательной организации или учреждения.

Лидерство в ученическом самоуправлении (широкий смысл) – выделение личности, способной качественно решать задачи управления ученическим коллективом, признание важности и продуктивности деятельности данной личности субъектами ученического коллектива с последующим подчинением и контролем качества решения делегированных полномочий и решаемых задач.

Лидерство в ученическом самоуправлении (узкий смысл) – выделение личности в коллективе учеников, полномочия и установки, задачи и пожелания в определенном направлении деятельности которых будет выполнять избранный член коллектива (лидер).

Лидерство в ученическом самоуправлении (локальный смысл) – ситуативное избрание лидера для решения тех или иных задач школьного и внешкольного типа взаимодействия и сотрудничества, общения и самовыражения.

Теория, проблемы и типология лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении будут нами определены в различных моделях и технологиях исследования качества определения типологии и возможностей лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении.


Библиографический список
  1. Вихорева О. А. Организация ученического самоуправления в среде научно-исследовательского сообщества старшеклассников // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 12. С. 162-167.
  2. Воронина Е. В., Ельцова А. А. Формирование системы ученического самоуправления в общеобразовательной школе // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 1 (3). С. 80-82.
  3. Григорова В. К., Копейкина Т. М. Лидер и лидерство в российском движении школьников // Среднее профессиональное образование. 2016. № 12. С. 63-65.
  4. Гринкруг М. А. Лидерство и становление субъектности лидера в детско-юношеском движении // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 99-103.
  5. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
  6. Кондратьева О. Г. Портфолио лидера ученического самоуправления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 81. С. 228-235.
  7. Корозникова А. А. Газета как средство развития ученического самоуправления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 7. С. 117-119.
  8. Литвак Р. А., Гизатуллин И. Г. Понятийный аспект развития лидерства детского общественного движения в России // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 8. С. 74-82.
  9. Прутченков А. С., Павлова С. А. Основные этапы формирования ученического самоуправления в общеобразовательной организации // Воспитание школьников. 2017. № 4. С.11-18.
  10. Пузанова Р. А. Ученическое самоуправление // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2012. № 1. С. 87-96.
  11. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С.49-62.
  12. Сафиулина Г. А. Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие. 2014. Т. 1. № 4. С. 54.
  13. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  14. Севрюкова А. А., Иванова Л. А., Еременко Л. А. Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1  (6). С. 116-119.
  15. Сергеева Д. Е. Организация ученического самоуправления // Научный альманах. 2016. № 4-2 (18). С. 271-273.
  16. Федосеева М. В. Возможности повышения эффективности ученического самоуправления при использовании сетевых сообществ // Воспитание школьников. 2015. № 4. С. 3-9.
  17. Цабаева Н. Ю. Особенности развития ученического самоуправления в современной школе // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 920-923.
  18. Черкасов В. М. Ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. №9. С.24-25.
  19. https://teleprogramma.pro/news/333406/
  20. http://www.ug.ru/archive/62386


Все статьи автора «Бартошек Игорь Феликсович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: