Многие исследователи, а именно такие как К. Лоренц и С. полагают, что деструктивность имеет специфику возрастать с развитием цивилизации. Именно данная форма агрессии – не имеет биологических или экономических причин, и несет серьезную проблему для человечества. В последние десятилетия произошло бурное развитие технологий и инноваций, это безусловное великое достижение человечества и в тоже время огромная опасность для нее из-за агрессивных тенденций.[2, c. 163]. Создание методов для снижения уровня агрессивности, управление гневом и самоконтроля с агрессивными людьми, является важнейшей задачей в процессе формирования личности в юношеском возрасте.
Прежде чем подвести итоги по результатам эмпирического исследования, подытожим факты, полученные в процессе теоретического исследования агрессивности и смысловой сферы.
Про анализируя литературные источники, мы сконцентрировали внимание на следующих основных положениях, что агрессивность – это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (например, гнев, злость)[1, c. 20]. Однако некоторые ученые принимают агрессивность как врожденную человеческую черт, которая присуща с рождения человеку. Другие ученые считают, что агрессивность – это социально приобретенный феномен, который обусловлен социальным влиянием и научением. Д.А. Леонтьев писал, что смысловая сфера личности – это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Также он выделял, что она является главным ядром личности, которое включает в себя: систему личностных смыслов; личностные ценности; ценностные ориентации.
Также определение «ценности» дал А.Н. Леонтьев. Он писал, что «ценность» включает в себя такие категории, как значение и личностный смысл. Он выделял такие формы бытия ценностей, как: социальные и личностные идеалы и предметно воплощенные ценности.
Юношеский возраст протекает в диапазоне от 16 до 21 года.
Социальная ситуация развития в юности характеризуется тем фактом, что юношам предстоит самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности и определить своё место в мире. (
Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная.
Сфера общения имеет весомое значение для юношей и девушек. Сфера общения имеет высокую значимость для развития личности.
Главные новообразования юношеского возраста является само рефлексия. Юношам предстоит осознать собственную индивидуальность, выстроить жизненные планы, быть готовым к самоопределению, «врасти» в различные жизненные сферы [3, c. 5].
Интеллектуальное развитие в юности проявляется повышенной склонностью к самоанализу и потребностью систематизировать собственные знания о себе. Происходит соотношение себя с неким идеалом, появляется возможность самовоспитания.
Данные положения определили идеологию нынешней работы и выбор психологических методов исследования.
По итогам результатов исследования были выявлены социально-психологические и другие факторы, влияющие на агрессивное поведение юношей, к таким факторам относятся:
- Макросоциальные
- Личностно-психологические
- Волевые факторы
- личностно-психологические [4, c. 50].
Выявлена связь между агрессивностью и ценностным ориентациями в юношеском возрасте:
Юноша, который не удовлетворён своей жизнью будет позволить себе словесное «нападение» на другого человека, проявлять вспышки гнева (вербальная агрессия), демонстрировать упрямство, грубость (негативизм), и испытывать чувство зависти к окружающим (Обида). Отрицательная корреляционная связь говорит, что при снижении интерес и эмоциональной насыщенности жизни уровень вербальной агрессии, негативизма и обиды будет расти, так и наоборот. Чем выше у юноши уровень удовлетворенности своей жизнью, тем ниже уровень вербальной агрессии, обиды и нативизма он будет демонстрировать
Юноши с неудовлетворенной прожитой (прошлой) жизнью будут демонстрировать словесное «нападение» на другого человека, проявлять вспышки гнева (вербальная агрессия), упрямство, грубость (негативизм) и проявлять раздражение в относительно нейтральных ситуациях.
Юноши, которые сомневаются в своих силах, не считают себя сильной личностью, могут проявить физическую силу по отношению к другому лицу и демонстрировать упрямство и грубость (негативизм).
Юноша свободно принимающий решения в своей жизни, воплощающий их в жизни, и контролирующий свою жизнь, будет иметь низкие уровни физической и косвенной агрессии.
Определены значимые отличия в проявлении уровня агрессивности у юношей, воспитывающихся в различных социальных условиях и обучающихся в различных образовательных средах. У юношей кадетов на высоком уровне находится физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и повышенный уровень подозрительности, в то время как школьник проявили себя менее агрессивными.
В конфликтный ситуациях юношам-кадетам будет характерно проявление физической агрессии, что означает быть зачинщиком драки и выяснение отношений через физическую силу. Также кадетам характерно использование подколов, злых шуток и высмеиваний, применение угроз, использование нецензурной брани (вербальная агрессия).
У школьников отсутствуют повышенные показатели физической агрессии и раздражительности. Однако у них выражена вербальная агрессия (высокий уровень агрессии) и повышенный уровень косвенной агрессии, которая выражается в особенностях мимики, жестов, интонации речи, использовании специфических выражений, отражающих чувство превосходства подростка над окружающими. Раздражение и подозрительность школьников выражены ниже, чем у кадетов, однако, их отличают более высокий уровень негативизма. Очевидно, что в ситуации межличностного взаимодействия для школьников характерны проявления негативных чувств на уровне вербальных средств. Восприятие окружающего мира не является враждебным, они не склонны к неадекватному проявлению агрессии.
Библиографический список
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник/ Г.С. Абрамова. – Москва: Просвещение, 2010
- Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии: Учебник /С.Н. Ениколопов : Просвещение. 2011.
- Журавлев В.С. Почему агрессивны юноши: Учебник / В.С. Журавлев: СоцИс. 2011.
- Лачугина Ю.Н. Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельностивоенного: Дис. … канд. психол. наук./Ю.Н. Лачугина Ю.Н. – Ульяновск, 2013