УДК 37.01

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Конах Сергей Александрович
Омский государственный педагогический университет
магистрант кафедры правоведения, государственного и муниципального управления

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению негативных аспектов, которые могут повлиять на несовершеннолетних, пользующихся социальными сетями. В исследовании мы постарались выделить наиболее важные моменты этого влияния, на которые нужно обратить внимание родителям и педагогам. Также нами предложены некоторые рекомендации направленные на профилактику и снижения воздействия негативного влияние социальных сетей на детей и подростков.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Конах С.А. Негативное влияние социальных сетей на детей и подростков // Психология, социология и педагогика. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/05/8589 (дата обращения: 27.10.2023).

Многие слышали о том, что всегда печать своего времени несут на себе люди одного поколения. Уровень самосознания людей формируется социальными условиями, особенностями и степенью национального самосознания, а также задачами эпохи, определяющие жизненные цели. Как молодой человек относится к своему поколению, какое состояние его нравственной сферы, определяется его общим мироощущением, мыслями и идеалами.

Целью нашего исследования является определение сторон негативного влияния социальных сетей на детей и подростков. Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

- выявление негативных аспектов, которые могут повлиять на детей и подростков, пользующихся социальными сетями;

- дать рекомендации направленные на профилактику и снижения воздействия негативного влияние социальных сетей на детей и подростков.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на протяжении последних лет с того времени, как появился такой ресурс как Интернет, в подростковой среде частым стало агрессивное поведение, из которого могут вытекать негативные последствия не только в виртуальном, но и в реальном мире.

Социальные сети начали свое активное развитие с 90-х гг. прошлого века. Сегодня они объединяют миллионы пользователей несмотря на их пол, возраст, образованность и национальность. Ведь интернет дает возможность различным людям: знакомым поддерживать связь, а незнакомым наладить контакт по интересам. Но во всем этом круговороте, человек может не заметить как виртуальная жизнь может заменить реальную.

Исследования на международном уровне выявили негативное влияние : социальных сетей на детскую психику. Недавно в Британии эксперты опубликовали отчет «Жизнь в лайках». В нем эксперты предупреждают о том, что социальные сети наносят эмоциональный удар по детской психике.

Отчёт был подготовлен неправительственной организацией, офисом комиссара Англии по делам несовершеннолетних. В отчете о негативном влиянии социальных сетей на детей, особенно учеников младшей и средней школы. Конечно, на подростков это тоже распространяется. В таком возрасте у них появляется некая зависимость виртуальному общению и к количеству лайков. Специалисты рекомендуют начинать пользование социальными сетями с 13-летнего возраста, но на практики это чаще всего просто игнорируется.

Данная проблема беспокоит не только экспертное британское сообщество. Например, в США связывают растущие количество суицидов в среде несовершеннолетних с увеличением количества пользователей социальных сетей. Исследователи предполагают, что различные публикации негативно влияют на детей, так как одни пользователи выставляют свою «идеальную жизнь», а это в свою очередь прививает другим комплекс неполноценности.

Глава Child Online Safety Тони Стоувер говорит: «Конечно, родители должны говорить со своими детьми, должны ещё до 13 лет рассказать им, какие преимущества и недостатки есть у онлайн-страниц».

Но отсюда вытекает и другая проблема. Многие родители росли без страниц на ВК, Facebook или Instagram. Им просто не понятно, как могут давить эти сайты на психику их детей. [4]

Родители должны отвечать за безопасность детей, в том числе и за информационную. Ведь в том же Вконтакте сегодня зарегистрировано очень большое количество детей, которые для этого специально завышают свой возраст при регистрации. Во многих странах специалисты по безопасности обращаются к администрациям социальных сетей с тем, что они усилили их информационную безопасность. Эта обеспокоенность возникала не на пустом месте, а в связи с тем, что пользователи выставляют там личную информацию, которой может воспользоваться кто угодно, в том числе и преступник.

Имеются также различные группы в социальных сетях, преподносящие суицид в форме «весёлой» игры для подростков с подтекстом некой мистики, так называемое АРГ (ARG – Alternative Reality Gaming). Групп подобного направления в ВКонтакте сегодня можно насчитать ни одну тысячу, число вступивших в эти сообщества колеблется от десятков до сотни тысяч. [5]

Психика подростка недостаточно устойчива, поэтому виртуальные сети развивают «интернет зависимость», которая является психологическим заболеванием. Оно достаточно сильно оказывает влияние на учебную успеваемость. В их мировоззрении может возникнуть устойчивая сексуальная озабоченность. Это проблема вытекает из того, что в России недостаточно развиты авторские права, а еще к тому же нестрогое контролирование модераторами контента, к которому пользователи имеют свободный доступ (в первую очередь это порнография).

Интернет зависимость является очень серьёзным психологическим расстройством, оно плохо поддаётся лечению, и в последствие служит причиной возникновения комплексов неполноценности. Для того чтобы подросток не приобрёл подобного рода отклонений, рекомендуется следить за тем, как часто он пользуется тем или иным ресурсом, и какова его реакция на временный запрет. Если же последует агрессивная реакция, то стоит начать бить тревогу.

Нужно помнить, что интернет и социальные сети это лишь отражение нашей реальной жизни, а не отдельный мир. Если общение в социальных сетях даёт значительно большее наслаждение чем реальная жизнь, то необходимо задуматься и принять меры по отношению к себе. Это ощущение может стать первым звоночком или уже сигналом тревоги – ведь у абсолютно устойчивой психики будет всё хорошо в реальной жизни и нет необходимости строить вымышленный мир и мир фантазий

Самое главное это наличие альтернативы социальным сетям: очень важную роль играет дружеское общение с родителями, потом спортивные увлечения, физический труд, моделирование, конструирование, чтение книг, секции, также общение со сверстниками вне школы, с чьими семьями знакомы родители подростка. А в идеале без контроля взрослых ребенку не желательно заходить в интернет. [3]

Таким образом, обобщим выявленные негативные аспекты, влияющие на детей и подростков, пользующихся социальными сетями:

- информационная безопасность и ответственность самих родителей за информацию, предоставляемую их детьми в социальных сетях (здесь стоит обратить внимание на статью 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [2] и ст. 150 и 152.1 ГК РФ [1]);

- группы, пропагандирующие экстремизм, суицид, наркотики и гомосексуализм;

- интернет зависимость как психологическое расстройство, гипертрофированное желание показать себя («жизнь в лайках»): долгое времяпрепровождение в чатах, выставление своих фотографий непристойного вида, экстремальное селфи во время руфинга, зацепинга, бейсджампинга, роупджампинга и во время других опасных ситуаций для собственной жизни.

Итак, исходя из всего вышеизложенного, дадим некоторые рекомендации направленные на профилактику и снижения воздействия негативного влияние социальных сетей на детей и подростков:

- создать для ребенка отдельный профиль на компьютере и настроить права доступа с помощью функции Windows «родительский контроль»;

- контролировать время провождения ребенка за компьютером с помощью различных программных средств;

- определить время, когда ребенок может заходить в социальные сети с домашнего компьютера;

- раз в неделю нужно проверять историю действий ребенка за компьютером;

- одним или двумя аккаунтами ограничить регистрацию ребенка в соцсетях;

- создать свой аккаунт, «подружиться» с ребенком в социальной сети и хотя бы раз в неделю со своего аккаунта проверять страницу ребенка на наличие недопустимых фотографий, постов, фраз (это вам позволит и лучше узнать интересы ребенка: любимую музыку, фильмы, книги и т.д.);

- ограничить число сообществ, в которые можно вступать ребенку, десятью, из которых пять выбрать самим (это упорядочивает «ленту новостей» и наполняет ее полезным контентом как минимум наполовину);

- обязательно ознакомиться с рекомендациями Microsoft по безопасному использованию социальных сетей детьми.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2017) // СПС Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс.
  3. Зыбалова Е.В. Влияние социальных сетей на поведение молодежи [Электронный ресурс] // ИнфоУрок URL: https://infourok.ru/statya-vliyanie-socialnih-setey-na-povedenie-molodezhi-825768.html (дата обращения 28.03.2018).
  4. Исследование: соцсети оказывают негативное влияние на психику детей [Электронный ресурс] // Телекана NTD URL: https://ntdtv.ru/66461-issledovanie-sotsseti-okazyvayut-negativnoe-vliyanie-na-psihiku-detej (дата обращения 28.03.2018)
  5. Конах С.А. Особенности работы образовательных организаций по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде // Modern science. М., 2018. — №05.


Все статьи автора «Конах Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: