Руководитель: доктор психологических наук, доцент О.Ю. Зотова
Быстрые изменения в современном мире влияют на выбор профессии. Уже после окончания младшей школы происходит разделение учеников по способностям. Поэтому профессиональное самоопределение становится актуально в период школьной жизни. Конечно, становление индивидуального профессионализма предполагает наличие у человека свойств, которые обеспечивают возможность овладения профессией и выполнение профессиональной деятельности, что во многом зависит от самой личности человека и изменений, происходящих в трудовой сфере.
Профессиональное самоопределение личности начинает формироваться в детском возрасте в процессе игры и проигрывания ролей. В дальнейшем, в подростковом возрасте, закладываются основы нравственного отношения к разным профессиям, это основа формирования системы личностных ценностей и на этой основе в будущем происходит выбор трудового ориентира. Но у тех, кто выбор сделал необдуманно, в будущем могут возникать трудности с учебой, потеря желания к процессу обучения и неудовлетворенность трудовой деятельностью. В настоящее время у молодых людей есть возможность примерить разные профессиональные роли, прочувствовать и соизмерить свои желания и ожидания, подобрать более доступные способы заработать. Процесс профессионального самоопределения продолжается и тогда, когда человек является студентом вуза, проходя обучение, находясь на пути овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Пробовать себя в работе на стадии обучения сегодня является нормой, тем самым давая возможность более быстрому профессиональному самоопределению. После окончания обучения наступает период, в котором основная активность личности направлена на расширение знаний и профессионального опыта, а также на профессиональный рост.
Сам же процесс профессионального самоопределения осуществляется в течение всей профессиональной жизни, т.е. происходит постоянный профессиональный выбор. Выбор профессии – состоит из этапов и зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, который осуществляет этот выбор. Выбор специальности дает человеку возможность реализовать свои врожденные и приобретенные личностные качества. Но, с другой стороны, означает отказ от многих других видов деятельности, подтверждая мысль о том, что самоопределение есть одновременно и самоограничение.
Однако профессиональное самоопределение – не просто выбор из ряда альтернативных профессий. Для того, чтобы они стали реальными альтернативами, необходимо найти личностный смысл и встроить в контекст жизненного мира человека. Соответственно, для осознанного выбора личности необходимо сформировать образ каждой профессии, а так же воспринять образ возможного будущего, которое видится в результате выбора определенной профессии.
К сожалению, во время информационной свободы и доступности, проблема осознанного выбора профессии остается. Изменения в профессиональном мире происходят быстрыми темпами. На рынке труда появляются новые профессии, новые требования к профессионализму. Меняется система взглядов на образование. Специалисты, занимающиеся исследованиями в области профессионального самоопределения, выделяют несколько направлений изменений в данной ситуации:
- в современном мире требуется новое образование. Под этим подразумевается освоение личностью нескольких профессий на протяжении всей жизни. Непрерывное обучение становится как неотъемлемая часть профессионального становления.
- в связи с изменением формата обучения, которое набирает обороты – это интернет обучение, курсы, онлайн-тренажеры. Изменения коснутся и процесса профессионального самоопределения личности. Уже сейчас идёт внедрение схем обучения под личностные особенности каждого ученика. Конечно, как и прежде, остается неизменным необходимость познавать собственную личность, её структуру (возможности, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент). Важно заниматься самопознанием для выявления индивидуально-психологических особенностей.
- так как в современном мире профессии базируются на большом количестве знаний, которые приобретаются после окончания вуза или дополнительно во время учебы, становится важно получить актуальные, практически применимые знания, и на второй план отходит значение, в каком учебном заведении вы их получаете.
- важно совершенствование в профессии, стремление к достижению целей, развитие умения добывать новые знания. Даже полгода отсутствия трудового опыта может оказаться большим пробелом в профессиональной деятельности.
В завершение хочется отметить, что профессиональное самоопределение и профессиональный выбор – процессы, происходящие на протяжении всей жизни индивида, от них зависит развитие его как личности и становление его как деятеля. А в современных условиях бурного развития технологий для того, чтобы быть профессионалом в выбранном направлении, требуется постоянное освоение новых знаний и квалификаций.
Библиографический список
- Афонькина, Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю.А. Афонькина. Мурманск, 2001.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.М.:Академия 2004
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.
- Булин-Соколова Е., Днепров Э., Ленская Е., Логинова О., Любимов Л., Пинский А. (руководит, проекта), Рачевский Е., Семенов А., Сидорина Т., Цукерман Г. Аспекты модернизации российской школы. М., ГУ-ВШЭ, 2002.- 163 с
- Бакетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность //Теория и практика в образования современном мире: материалы Vмеждунар.науч.конф. Санкт-Петербург, июль 2014г..-СПб.:СатисЪ,2014.-С1-2.
Количество просмотров публикации: Please wait