На сегодняшний день стоит актуальный вопрос о реформе и модернизации всей системы общего образования. Одной из ключевых задач, провозглашенных в концепции модернизации образования в РФ, является формирование творческой личности. Её воплощение в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Предполагается внедрять государственные образовательные стандарты общего образования на основе комплексного подхода, новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, в том числе с применением современных средств мультимедиа.
У детей дошкольного возраста бедная жизненная практика и, вследствие этого, большинство образов окружающего мира, изучаемые по образовательной программе, для них незнакомы. А с помощью мультимедиа-средств педагог получает возможность подобрать для иллюстраций богатый материал. Анализ занятий показал, что познавательная мотивация повышается, детям легче овладеть сложным материалом. Благодаря использованию современных мультимедиа-средств, дети, не отличавшиеся высокой активностью, стали инициативнее на занятиях. Применение новых технологий позволило активнее развивать творческие и познавательные способности каждого ребенка, моделировать разные варианты ситуаций и среды, создавать положительный эмоциональный настрой.
Под мультимедиа средствами понимается комплекс аппаратных и программных средств, которые позволяют человеку общаться с компьютером, используя разные материалы: тексты, звук, видео, графика, анимация и т.д. [1, c. 232]
Дети старшего дошкольного возраста, в силу собственных возрастных особенностей, наибольшее предпочтение отдают медиа, чьи произведения носят наглядно-образный характер: фильмы, фотографии, видеозаписи. Поэтому на занятиях с детьми целесообразнее рассматривать вырезки телевизионных передач, видео-зарисовки, видеоклипы, фотографии, фильмы и т.д. Сначала дошкольники смотрят цифровые материалы, затем происходит обсуждение просмотренного, дети высказывают свое мнение и в конце выполняют творческие задания.
Мультимедийная презентация является одним из самых эффективных способов представления обучающего материала для занятий по всем образовательным направлениям. К сожалению, в большинстве детских садов дидактический и иллюстративный материал изжил себя и практически не соответствует современным требованиям. И именно на этом этапе помогут компьютерные технологии и интернет-ресурсы, так как они совмещают в себе звук, изображение и динамику, а это факторы, удерживающие внимание ребенка намного дольше.
С помощью слайдов в презентации дети знакомятся с различными темами. Например, на занятиях по художественному творчеству при знакомстве дошкольников с предметами народного прикладного искусства по теме «Хохломская роспись», можно сделать видеоклип на песню «Хохлома. Волжский плес» в исполнении ансамбля, презентацию «История хохломской росписи». Просматривая их, дошкольники в полном объеме знакомятся с разнообразием хохломской посуды, этапами ее создания, элементами росписи, что служит стимулом к творческой деятельности.
Изучая тему «Животные Африки», для детей организовывается просмотр видеозаписи «Увлекательный мир африканских животных», презентация «Тайны зоологического парка Претории». Мультимедиа-средства помогают детям легче заинтересоваться и обучаться, потому как с их помощью он одновременно воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом мультимедийная презентация:
- быстро и понятно изображает вещи, которые педагог не может передать словами;
- вызывает интерес и делает процесс передачи информации разнообразнее;
- усиливает воздействие выступления.
Занимательность является одним из источников мотивации для выполнения творческих заданий у детей дошкольного возраста. С помощью компьютера можно существенно поменять методы управления обучением, погружая дошкольников в определённую игровую ситуацию, в основе которой находятся создание воображаемой ситуации и принятие детьми или педагогом какой-либо роли. Так, например, на занятии «Путешествие в космос», герои Белка и Стрелка голосом с экрана загадывают детям загадки и приглашаютих в большое путешествие по космосу. Дети с интересом принимают образ космонавтов и «находясь в космическом пространстве», создают аппликацию того, что они видят в космосе, применяя творческие способности в изображении планет, комет, звезд.
Включение мультимедийных презентаций в образовательный процесс позволит превратить обучение дошкольников в живой, естественный, а главное творческий процесс. При помощи анимированных изображений в презентации можно показать различные варианты изображений каких-либо предметов или их отдельных частей, добавить элементы оформления, изменить размеры, цвет и форму. А дети путем подбора и экспериментирования определяют, чем и каким нетрадиционным материалом это можно изобразить. Например, в работепо теме «Дом моей мечты» можно показать в презентации дома разного размера, цвета, конструкции и дизайна. Дети, увидев разнообразие вариантов, самостоятельно придумывают образ своего дома мечты.
Очень целесообразно использование проектора, когда педагог знакомит детей с произведениями изобразительного искусства и с творчеством художников. Знакомя детей с произведениями В.М.Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Снегурочка», игрушек и предметов Вятской росписи, педагогу следует создать игровую ситуацию и приняв на себя роль экскурсовода пригласить старших дошкольников в один из залов художественной галереи. Смотря на экран и слушая воспитателя, у детей одновременно работает слуховая и зрительная память, что повышает у них качество воспринимаемой информации. С помощью большого формата детям дается возможность более детально рассмотреть картины, сгруппировать их и произвести возврат к какой-либо определенной картине.
Проанализировав вышеперечисленную информацию, можно сказать, что использование мультимедиа-средств, превращает занятия в живое действие, которое вызывает у дошкольников искренний интерес и увлекает их изучаемым материалом. Дети видят, воспринимают, действуют, переживают. Потому как только то, что заинтересовало детей и вызвало у них эмоциональный отклик, становится его собственным знанием, служит стимулом к дальнейшим открытиям и способствует более творческому подходу к выполнению заданий.
Библиографический список
- Прикладная информатика: Учеб. пособие/ А. Н. Морозевич, А. М. Зеневич, Е. В. Хандогина и др.; Под общ. Ред. А. Н. Морозевича. – Мн.: Высш. Шк., 2003. – 335 с.