УДК 37.032

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Свиркин Вячеслав Владимирович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Традиция синтеза педагогики и (философской) антропологии, заложенная в дореволюционной педагогике, сегодня, как никогда, востребована и находит своё выражение в стандартах высшего профессионального образования (в частности, в статье рассмотрена методика преподавания философии в вузе, нацеленная на формирование навыков критической рефлексии как актуальной для современного специалиста компетенции). Таким образом, современная педагогика – это практическое воплощение концепта человека: антропологическое его обоснование и «разрешение».

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Свиркин В.В., Пятилетова Л.В. Педагогическая антропология как антропологическое обоснование образования // Психология, социология и педагогика. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/03/8536 (дата обращения: 01.11.2023).

В конце 60-х годов ХХ века сформировалось новое (синтетическое) направление в изучении становления человека – педагогическая антропология как междисциплинарная область исследований, включающая в себя знания из области философии образования и теоретической педагогики.

Сейчас это – самостоятельное направление в исследовании человека. Корни педагогической антропологии лежат в работах И. Канта («О педагогике»): разработав свои оригинальные идеи, И. Кант обосновал ведущую роль педагогической антропологии в деле «пайдейи» – оформлении/воспитании «души» человека.

Такой высокий посыл (миссия) и связанные с этим задачи можно осуществить исходя из наличия «фундаментальных» представлений о человеке, именно поэтому педагогическая антропология – своего рода прикладная часть философской антропологии. Такой взгляд на педагогическую антропологию окончательно утвердился в отечественной исследовательской литературе: так, А. П. Огурцов в работе «Педагогическая антропология» даёт образ педагогической антропологии, выражающий способ антропологического обоснования образования.

Это – своего рода возрождение дореволюционных достижений синтеза (философской) антропологии и педагогики. Так, до октября 1917 года яркими представителями отечественной педагогики была основана целая школа, идеи которой развивал К. Д. Ушинский, настаивавший на создании не педагогических, а антропологических факультетов (после революции тематика педагогической антропологии ушла под начало педагогической и возрастной психологии).

В целом «антропологический подход предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на аксиологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности» [1, с. 87].

Многие современные педагоги выстраивают методологию преподаваемых дисциплин исходя из аксиоматики педагогической антропологии. Так, на примере новых образовательных стандартов преподавания философии в высших учебных заведениях можно увидеть “образ человека” [2, 3, 4] (исходя из формулировок предлагаемых компетенций), формирующийся в ходе изучения курса.

Всё это ставит перед преподавателями философии в вузе задачу выбора адекватной поставленной задаче методологии: она должна быть конгруэнтна исходному образу человека.

Осознанию и решению этой задачи посвящены актуальные статьи по педагогике высшей школы. В частности, для примера, можно обратиться к статье Карелина В. М., Кузнецовой Н. И. «Философия» как учебный курс: смена концепта» [5].

Авторы данной научной работы рассматривают максимально возможную палитру стратегий преподавания философии в высших учебных заведениях:

а. историко-философская (ретроспектива философских концепций в их взаимосвязи и преемственности);

б. проблемно-ориентированная (обзор философских проблем и их решений: «Дизайн философского курса, устроенного таким способом, предполагает проблемную ориентированность мышления даже в плане простого запоминания: студент постигает, что философия – это не череда сменявшихся и изменявшихся абстрактных сюжетов, а область дискуссий и проблем»);

в. монопроблемная (весь материал курс подаётся сквозь призму одной проблемы (концепта));

г. вариации смешения представленных выше подходов.

Авторы обоснованно полагают, что второй – проблемно-ориентированный – подход – в наибольшей степени соответствует отражённой в современных образовательных стандартах компетенции: «формирование навыков критического мышления». «В силу этого предметом философии с чисто дидактической стороны должно стать рассмотрение практик мышления в их многообразии, ориентированное на выявление соответствующих эвристических стратегий и анализ их возможностей в плане применимости к соответствующим классам проблем современного мира» [5, с. 65].

Исходные предпосылки избираемой авторами методики преподавания философии отражают определённый образ человека – это динамично развивающаяся личность, где разум, как учил, Сократ, ведёт к этическому рационализму и социально ответственному поведению.


Библиографический список
  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник. – М., 2005. – 688 с.
  2. Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии и метод его конструирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24466 (дата обращения: 12.01.2018).
  3. Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Проблема природы и сущности человека в философской антропологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24365 (дата обращения: 12.03.2018).
  4. Каткова Я.А., Пятилетова Л.В. Образы человека в философии // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/03/85959 (дата обращения: 12.03.2018).
  5. Карелин В.М., Кузнецова Н.И. «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. – 2017. – № 10 (216). – С. 64 – 74.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: