УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ С УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Машарова Татьяна Денисовна
Оренбургский государственный медицинский университет
студентка 3 курса факультета клинической психологии

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению взаимосвязи между агрессивностью и уровнем макиавеллизма в юношеском возрасте. Склонность к манипулированию в сочетании с высоким уровнем агрессивности может затруднять личностное и профессиональное становление молодых людей. Проведенное исследование позволяет утверждать, что юноши с высокими показателями агрессивности склонны к проявлению макиавеллизма.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Машарова Т.Д. Взаимосвязь агрессивности с уровнем макиавеллизма в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8548 (дата обращения: 27.10.2023).

Научный руководитель: Глазева Маргарита Алексеевна

Оренбургский государственный медицинский университет

кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии

Актуальность: Агрессивное поведение молодых людей – одна из актуальных проблем, волнующих современное общество. Прежде всего, агрессия – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию, психический и физический дискомфорт. Психологически агрессивность выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Высокий уровень агрессии в юношеском возрасте может негативно влиять на учебную деятельность, взаимоотношения с людьми, индивидуальное развитие и успешность в будущей профессиональной деятельности.

Агрессивным людям зачастую присуще манипулятивное поведение и такие особенности как уверенность в себе, низкий уровень эмпатии, избегание эмоциональных привязанностей, игнорирование социальной морали, а также отсутствие сердечности в социальных взаимодействиях.

Цель: выявить и изучить взаимосвязь между агрессивностью и уровнем макиавеллизма у студентов.

Задачи:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме агрессивности и макиавеллизма в психолого-педагогической литературе;

2. Подобрать диагностический инструментарий:

3. Экспериментально выявить и объяснить взаимосвязь между агрессивностью и уровнем макиавеллизма у студентов.

Представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах А. Бандуры, А. Басса, Ф.Е. Василюка, А.В. Петровского и др.

Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены такими учеными, как Р. Бэрон, П.А. Ковалев, О.Ю. Михайлова и др.

Проблему макевиаллизма рассматривали такие ученые как Ф. Гейс, В. Знаков, Р. Кристи и др.

Методика: в исследовании использовался опросник А.Басса– А.Дарки «Диагностика агрессивности», а также «Мак-шкала Christie & Geis».

В экспериментальном исследовании приняло участие 35 студентов факультета клинической психологии в возрасте от 18-23 лет, 29 девушек и 6 юношей.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам, наносящее вред объектам нападения, а также физический и психический дискомфорт.

Также под агрессией понимается напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. [1]

Целью агрессии может быть: принуждение, усиление власти и доминирование, аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта, месть за перенесенное страдание, причинение боли жертве, а также получение удовольствия от ее страданий.

Результаты выраженности агрессивности у студентов 3 курса распределились следующим образом:


Рисунок 1 – Распределение значений уровня агрессивности.

ФА-физическая агрессия,

КА-косвенная агрессия,

Р-раздражение,

Н-негативизм,

О-обида,

П-подозрительность,

ВА-вербальная агрессия,

ЧВ-чувство вины,

ИВ-индекс враждебности,

ИА-индекс агрессивности

У 74 % испытуемых выявлены максимально высокие значения по шкале «Чувство вины» и у 66% студентов по шкале «Индекс враждебности». Наиболее низкие значения у 69% испытуемых получены по шкале «Индекс агрессивности» и «Обидчивость» у 54% студентов.

Макиавеллизм – стратегия поведения, при которой умелый манипулятор добивается своей выгоды при помощи обмана, лести, запугивания, подкупа, внушения ложных целей и есть макиавеллизм личности.

По мак-шкале результаты распределились следующим образом:


Рисунок 2 – Результаты выраженности уровня макиавелизма по мак-шкале.

Низкие показатели макиавеллизма выявлены у 6% испытуемых, средние у 72% и максимально высокие у 11% студентов.

Согласно статистическим подсчетам с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, между изучаемыми признаками имеется слабая прямая взаимосвязь. Следовательно, люди, проявляющие агрессию, склонны к манипулятивному поведению. Это может проявляться в стремлении к доминированию, в склонности к насилию и в использовании людей в своих целях.

Вывод: в результате исследования было установлено, что юноши с высокими показателями агрессивности склонны к проявлению макиавеллизма.


Библиографический список
  1. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. - № 1. – С. 60-72. – Библиогр.: с. 71-72
  2. Алтунин А.В.  Психическая агрессивность // Студенческий меридиан. 1997. – № 2. – с. 9-10
  3. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1991. – №1. – с. 81-89
  4. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Наука, 1994. – 361 с.
  5. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – Т. 17. – 1996. – № 5. – с. 3-18


Все статьи автора «Машарова Татьяна Денисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: