УДК 37.013.78

ПАТРИОТИЗМ В ОСОЗНАНИИ САМАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ОПРОСАМ ШКОЛЬНИКОВ 7-10 КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.О. САМАРА)

Овчинников Дмитрий Евгеньевич
Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом и социологии

Аннотация
Данная статья посвящена анализу патриотизма самарской молодежи. Проведенное социологическое исследование позволяет утверждать, что школьники 7-10-х классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.о.Самара обладают довольно высоким (выше среднего) уровнем патриотизма среди самарских школьников – две трети респондентов считают себя патриотами.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Овчинников Д.Е. Патриотизм в осознании самарской молодежи (по социологическим опросам школьников 7-10 классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.о. Самара) // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8549 (дата обращения: 27.10.2023).

Интерес к совершенствованию работы по патриотическому воспитанию российских граждан в целом и молодежи, в частности, никогда не ослабевал. Однако сегодня в условиях нового тысячелетия этот вопрос стоит особенно остро: актуальность обращения к проблемам патриотического воспитания школьников диктуется спецификой трансформации современной социальной реальности. Необходимость пристального внимания к указанной проблематике вполне осознается властью: как результат создаются государственные программы по патриотическому воспитанию.

В  последние годы ученые многократно уделяли внимание воспитанию гражданской идентичности: проводили социологические опросы, писали и публиковали монографии, научные статьи, проводили конференции. С целью модернизации российского образования ещё в начале XXI века были проанализированы некоторые аспекты Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2001-2005 гг. Это было сделано в ходе подведения итогов мониторингового исследования в Москве, Самаре и ряде других российских городов [1]. Создавались пособия по реализации таких программ [2], крайне необходимые учителям-практикам. Работа не прекращалась и в последующие годы.

В 2013 – 2014 годах, был  проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, основной задачей которого стало проведение анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы.

Несмотря на то, что мониторинг прошел сравнительно недавно, значимость научной работы в направлении совершенствования патриотического воспитания не уменьшается. Напротив, в современных условиях, если вести речь об образовательном поле, следует отметить, что российские учителя по-прежнему серьезно озабочены улучшением качества работы по воспитанию любви к Родине [3]. Они стремятся уделять этому направлению деятельности больше внимания и анализировать полученные результаты. Однако для совершенствования форм и методов работы по патриотическому воспитанию школьников необходимо не только накопление опыта педагогами, но и постоянное внимание ученых к обеспечению научно-исследовательского и научно-методического сопровождения указанного процесса. Только в этом случае будут реализованы стратегические установки важнейших правительственных документов, действующих сегодня.  Речь идет, прежде всего, о Государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы” [4], которая была принята Правительством 30 декабря 2015 г. и нацелила общество на пятилетний ориентир развития образовательной и воспитательной деятельности в указанном направлении. Отметим, что эта программа полностью коррелирует с долгосрочной «Стратегией развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» [5].

Для того, чтобы в быстро меняющихся условиях бытия российской образовательной системы корректировать формы и методы патриотической работы со школьниками, необходимо  создание социально-культурного портрета школьника. В этом портрете важнейшей чертой должно быть его отношение к Родине. Без создания такого образа очень сложно вовремя внедрять новации в процесс формирования гражданской идентичности молодежи, столь нужной  современным россиянам.

Цель статьивыявление состояния патриотического сознания самарских школьников с целью дальнейшей  оптимизации их воспитания в духе любви к Отечеству.

Объектом исследования стали школьники 7-10-х классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.о.Самара. Предметом изучения –   их отношение к Родине.

Достижение цели исследования определило соответствующую методику выявления состояния патриотического сознания самарских школьников на момент проведения социологических опросов (2016 г.). В ходе проведенного исследования для реализации поставленной цели были выделены такие критерии как: 1) содержательно-смысловая наполненность, ценностное значение понятия «патриотизм» в сознании учащихся, 2) выявление общих условий  формирования патриотизма. Такой методический посыл, по нашему мнению, позволил охарактеризовать состояние патриотического сознания самарских школьников. Работа была проведена Социологической лабораторией Центра развития образования города Самары.

Уровень патриотизма определялся по результатам обработки ответов школьников на вопрос «Можешь ли ты назвать себя патриотом своей страны?», то есть самоидентификации учащихся по отношению к понятию «патриот», а также по результатам анализа информации об осознаваемом ими своем отношении к России.

Результаты исследования 2016 года свидетельствуют о довольно высоком (выше среднего) уровне патриотизма среди самарских школьников – две трети респондентов считают себя патриотами (таблица 1) и при этом продемонстрировали отношение к Родине, соответствующее патриотической доктрине (таблица 3). Содержанием патриотизма учащихся самарских школ являются классические ценностные установки: любовь к Родине, преданность России, гордость за свою страну, уважение к ней. Каждый седьмой участник опроса формализовал свои чувства к Родине непосредственно в статус патриотизма, то есть, отвечая на открытый вопрос «Есть ли у тебя какое-либо чувство к России?», 17% школьников, участвовавших в исследовании, самостоятельно (без выбора из готового перечня ответов) заявили, что таким чувством является патриотизм.

Обращают на себя внимание выявленные в ходе исследования качественные различия в показателях уровня патриотизма у учеников разных классов: если среди десятиклассников отказываются назвать себя патриотами 6% респондентов, то среди учеников 9-ых классов таковых почти в три раза больше – 17% (таблица 2).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Можешь ли ты назвать себя патриотом своей страны?» (в % от числа опрошенных, где N=527)

Варианты ответов

Среди девочек

Среди мальчиков

Среди всех

Да, конечно, я считаю себя патриотом своей страны

64%

65%

64%

Нет, не готов назвать себя патриотом своей страны

11%

10%

11%

Я вообще не задумывался над этим вопросом

7%

5%

6%

Сложно сказать, я пока не определился в своем отношении

18%

20%

19%


Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Можешь ли ты назвать себя патриотом своей страны?» среди разных классов (в % от числа опрошенных, где N=527)

Варианты ответов

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Среди всех

Да, конечно, я считаю себя патриотом своей страны

65%

63%

64%

69%

64%

Нет, не готов назвать себя патриотом своей страны

8%

10%

17%

6%

11%

Я вообще не задумывался над этим вопросом

5%

6%

5%

8%

6%

Сложно сказать, я пока не определился в своем отношении

22%

21%

13%

17%

19%

 

Таблица 3.Школьники о своём отношении и чувствах к России (в % от числа опрошенных, где N=530)

Варианты ответов

Доля опрошенных

Любовь к Родине, преданность

36%

Гордость

23%

Положительное, хорошее отношение

21%

Патриотизм, чувствую себя патриотом

15%

Уважение, достоинство

7%

Нейтральное отношение, нет чувств никаких

6%

Есть патриотическое чувство, однако вижу недостатки

4%

Отрицательное отношение, не нравится здесь жить

3%

Нормальное, среднее отношение

2%

Другое

4%

Важным контрольным показателем для оценки действенности системы патриотического воспитания выступает уровень негативных настроений в отношении России, своеобразный «показатель отсечения», который количественно определяет зону недостигнутых результатов. Позитивное отношение к Родине является основанием для формирования патриотических установок личности, соответственно его отсутствие препятствует культивированию патриотизма. По результатам исследования выявлен низкий уровень негативных настроений самарских школьников по отношению к своей стране – всего 3% респондентов проявили такие настроения (таблица 3), что свидетельствует об отсутствии каких-либо критических моментов в организации воспитательной работы в школах города. Еще 6% респондентов из числа самарских школьников не испытывают никаких явных для себя чувств и не имеют определенного отношения к России, а 4% чувствуют себя патриотами вопреки наблюдаемым ими недостаткам в организации жизни в стране – эти две группы могут быть охарактеризованы как потенциал для увеличения результативности воспитательной работы.

Существенным условием культивирования патриотизма является объединённость позитивных настроений в отношении к Родине и соответствующих поведенческих установок на индивидуальном и общественном уровнях. Будучи одним из основополагающих компонентов индивидуального сознания человека патриотизм является компонентом его сознания именно как социального субъекта, служит основой национального единения, а значит категорически предполагает «отраженность» патриотических чувств и мышления индивида в настроениях общественности, социального окружения личности. Особенно важен для формирования патриотического сознания в условиях первичной социализации патриотический контекст социальной среды, в которой живет  молодой человек. В ходе проведенного исследования выяснялось, какие настроения по отношению к Родине в своем социальном окружении видят самарские школьники. По результатам исследования можно констатировать, что социальная среда для абсолютного большинства учащихся самарских школ благоприятна для укрепления их патриотического сознания – только 6% респондентов не встречают патриотов в своем окружении (таблица 4), а две трети самарских школьников наблюдают проявления патриотизма у своих сверстников (таблица 5). 

Таблица 4. Школьники о патриотизме окружающих людей (в % от числа опрошенных, где N=528)

Варианты ответов

Доля опрошенных

Да, патриотов нашей страны вокруг меня много

62%

Есть патриоты, но таких людей мало

33%

Нет, патриотов среди моего круга общения нет

6%

 

Таблица 5. Школьники об отношении своих одноклассников и друзей к России (в % от числа опрошенных, где N=530)

Варианты ответов

Доля опрошенных

Положительное, хорошее отношение

31%

Любовь к Родине, преданность

16%

Гордость

14%

Патриотизм, чувствуют себя патриотами

13%

Уважение, достоинство

6%

Разное отношение

5%

Нормальное, среднее отношение

4%

Нейтральное отношение, нет чувств никаких

4%

Негативное отношение, не патриоты, хотят уехать

4%

Не знаю, затрудняюсь ответить

12%

Другое

1%

Декларировать свой патриотический статус человек может по разным основаниям: из-за желания реализовать свои настоящие чувства к Родине, по необходимости отвечать требованиям общественной среды, для привлечения ресурсов успешного достижения своих личных целей и т.д. Поэтому в целях содержательной характеристики состояния патриотического сознания самарских школьников в ходе исследования у респондентов выяснялось ценностное и смысловое значение патриотизма (таблица 6). Самарские школьники в патриотизме видят, прежде всего, ресурс развития национального общества – 80% респондентов отметили, что патриотизм сегодня особенно важен для сохранения культуры и ценностей своей страны и при этом считают, патриотизм нужно воспитывать, и для этого необходимы усилия общества. Вместе с тем обращает на себя внимание наличие для большинства респондентов (59%) ощущения навязчивости воздействий общества на отношение человека к Родине. Это может свидетельствовать либо об излишней интенсивности общественных воздействий на патриотическое сознание молодых людей, либо о неадекватных для восприятия молодежью формах этих воздействий.

Любовь к Родине является для трех четвертей учащихся школ города признаком достоинства личности, нормальности человека, для этой части респондентов соответственно не существует негативных факторов, препятствующих сознательному принятию патриотических ценностей и убеждений. При этом видят в патриотизме ресурс достижения личных целей, «выгодность» патриотизма, немногим менее половины респондентов (45%). Следовательно, можно сказать, что те респонденты, которые видят «выгодность» декларирования патриотизма, видят выгоду не для себя, а выгоду, которой пользуются другие.

С тем, что патриотизм утерял смысл для каждого конкретного человека в условиях наднационального глобалистского движения в мире, процесса интенсивного распространения планетаристских ценностей и соответствующего образа жизни молодых людей, согласны 39% респондентов, принявших участие в исследовании (таблица 1.6). Таким образом, можно говорить о существовании в сознании части самарских школьников необходимости жестко альтернативного выбора: либо ты современный интернациональный «человек Земли», либо ты патриот России. 

Таблица 1.6. Значение патриотизма для школьников (в % от числа опрошенных, где N=527, % по строке)

Варианты ответов

Согласны

Не согласны

Затруднились ответить

В современном обществе о патриотизме говорить нет смысла, это уже не актуально в условиях глобального общества

39%

48%

13%

Человек может хорошо жить в стране и не иметь теплых чувств к своей Родине

45%

40%

15%

Считаю, что патриотизм нужно воспитывать в каждом человеке, общество должно помогать стать патриотом

79%

9%

12%

Каждый нормальный человек испытывает особые чувства, любовь к своей Родине

74%

12%

14%

Патриотизм сегодня особенно важен для сохранения культуры и ценностей своей страны

80%

9%

11%

Патриотизм постоянно навязывают, чувства к Родине – это личное дело каждого

59%

27%

14%

Понимание патриотизма, выработанное современной гуманитарной наукой, позволило грамотно провести социологические опросы и учесть все основные компоненты понятия «патриотизм», а именно: эмоциональный (наличие чувства уважения к истории страны, своеобразию ее народа, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны); когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, ценностное осознание значимости этих знаний как личностных); деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах по преумножению величия Родины).

Эти компоненты (эмоциональный, когнитивный и деятельностный) в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Результаты исследования 2016 года свидетельствуют, как было отмечено ранее, о довольно высоком (выше среднего) уровне патриотизма среди самарских школьников – две трети респондентов считают себя патриотами.  Этот показатель подтверждает  ценностное значение патриотизма в условиях современного мирового устройства. Но вместе с тем, тот же показатель нацеливает общество на дальнейшее совершенствование работы по патриотическому воспитанию молодежи.  С учетом всех особенностей коммуникационного пространства постиндустриальной цивилизации становится очевидной необходимость усиления воспитательной и организующей роли политических институтов, семьи, религии, и, конечно, системы образования.


Библиографический список
  1. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы. М.: Изд-во МГПУ, 2003.
  2. Пособие по реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы”.  М.: “АРКТИ”, 2004. 206 с.    
  3. Короченко О.Н., Чурсина Е.В., Топчиёва О.А. Патриотическое воспитание российских школьников //Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов. 30 мая 2015: в 10 т. Белгород: ООО «Консалтинговая компания Юком, 2015. С. 58-59.
  4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы //Электронный ресурс  Интернет /URL: government.ru 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  5. Стратегия развития молодежи Российской Федерации / Электронный ресурс  Интернет /URL: fadm.gov.rudocuments/download/450/


Все статьи автора «Овчинников Дмитрий Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: