УДК 37

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Юхман Лилия Николаевна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
студентка механико-математического факультета

Аннотация
В статье рассматривается актуальность проблемы проверки и оценки знаний студентов. Приведены мнения других педагогов по этой проблеме.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Юхман Л.Н. Степень разработанности проблемы проверки и оценки математических знаний студентов // Психология, социология и педагогика. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/05/8573 (дата обращения: 08.11.2023).

В высшем учебном заведении продолжается формирование личности молодежи, поэтому необходимо найти методы и средства повышения мотивации обучения, способствующие максимальному развитию личностных качеств студентов, необходимых для их успешной профессиональной деятельности.

Цель преподавания высшей математики в вузе для студентов нематематических специальностей – ознакомить студентов с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических профессиональных задач; развить логическое мышление; выработать навыки математического исследования прикладных вопросов; повысить общий уровень математической культуры. Немаловажную роль при этом играет совершенствование системы проверки знаний и умений студентов [1].

При проверке и оценке качества успеваемости важно выявлять, как решаются основные задачи обучения, то есть в какой мере студенты овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной студент к учению, работает ли он с напряжением или же рывками. Всё это обуславливает необходимость применения различных методов проверки и оценки знаний.

С психологической точки зрения проблему проверки и оценки знаний рассматривали такие ученые, как Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.

Результаты педагогического исследования данной проблемы отражены в трудах Ш. А. Амонашвили, В. А. Кальней, В. С. Крамора, С. И. Перовского, В. М. Полонского, М. Н. Скаткина, В. П. Стрезикозина, С. Т. Шацкого, С. Е. Шишова и др.

В научных трудах Ю.К. Бабанского, М.И. Зарецкого, В.В. Краевского, И.И. Кулибабы, И.Я. Лернера, Е.И. Перовского, А.П. Сманцера и других ученых раскрываются контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, представлена методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы требования к качеству знаний учащихся, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам [2].

Несмотря на то, что проблема эта не новая и рассматривалась многими педагогами, психологами и методистами с разных точек зрения и в различных аспектах (функции, принципы, специфика методов проверки и оценки знаний учащихся, воспитательная роль и), все они отмечают, что полное решение этой проблемы до сих пор не найдено.

Проверка знаний, умений и навыков студентов является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний студентов открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания студентов позволяет лучше изучить студентов, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания студентов позволяет разнообразие видов и форм контроля [3].

Немало важную роль играет переход образования по Болонскому процессу. В рамках внедрения Болонского процесса и гармонизации систем высшего образования в вузах России активно вводится «Балльно-рейтинговая система». Организация учебного процесса на основе рейтинговой системы, являющейся одной из эффективных форм реализации механизмов обеспечения объективности в оценке результатов обучения, преследует цель активизации учебной деятельности, повышения ответственности студентов путем планомерной, систематической работы над учебным материалом, что формирует побудительные мотивы управления успеваемостью.

Введение рейтинговой системы оценки успеваемости студентов позволяет адекватно осуществлять перевод учебной деятельности студентов в кредиты, что отвечает требованиям Болонского процесса.

Также для проверки усвоения студентами теоретического материала и умения применять его для решения конкретных задач, осуществляется путем проведения коллоквиумов, зачетов и экзаменов. В процессе подготовки к ним студенту становится понятным предмет как единое целое, его значение, цели, задачи, методы. Из разрозненных деталей складывается представление об общем содержании дисциплины [4].

Также Анохина-Наумец А.В. и Лукашенко Р.С. [5] рассматривают модель студента, которая осенью 2010 года была реализована в интеллектуальной системе оценивания знаний и используется в ней с целью выполнения задач адаптации, в частности для выбора такой степени трудности задачи, которая является наиболее подходящий для уровня знаний и стиля обучения отдельного обучаемого. Начальные главы статьи рассматривают общие вопросы моделирования студента и применения карт понятий, а также дают краткий обзор интеллектуальной системы оценивания знаний. Далее описывается реализованная и алгоритмы по выбору степени трудности задачи. Последние главы посвящены методика экспериментальной проверки упомянутого алгоритма, заключениями и направлениями дальнейшей работы.

Орлова И.В. [6] рассмотрела возможности использования деловых игр для проверки и закрепления полученных знаний студентами экономических и гуманитарных специальностей по отдельным разделам информационно на примере игры «Выставка «Малый бизнес Иркутской области»». Оценивание проходит на основании защиты проекта.

Кузьмина А.В. [7] приводит примеры практического использования в высшем профессиональном образовании нестандартных форм проверки знаний студентов, способствующих развитию познавательной активности, при проведении занятий блока математических и информационных дисциплин.

Буйницкая И.А. и Романовская Л.Н. [8] рассматривают метод проектов как способ проверки знаний у студентов, говоря о том, что этот метод дает возможность студенту проявить самостоятельность, показать степень своей компетентности. Работа над проектом позволяет развивать познавательные, творческие способности студентов. Студент ставит перед собой задачу и идёт к выполнению. И в результате видит перед собой Конечный результат своей, который можно осмыслить и применить на практике. Оценивается проект исходя из того, насколько полно в нём была раскрыта выбранная тема, как студент смог продемонстрировать на практике знания, полученные в результате изучения курса и от качества защиты своего проекта.

Шагвалиев Т.Р., Садыков А.Р., Валеева Р.Р. [9] в своей статье затрагивают вопросы организации контроля в образовательной деятельности учащихся. Представлены возможные критерии оценивания их знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы в процессе обучения. Показаны разные подходы к оцениванию студентов. Так, одним из видов оценивания они представили 12-тибалльную систему оценивания студентов.

Шахотин А.Г., Шахотин И.Г. [10] говорят о том, что применение различных типов задач и тестов дает возможность преподавателю осуществлять постоянный контроль в учебном процессе в целом и в частности на семинарских занятиях, помогает составить представление о том, какой раздел темы, какие конкретные теоретические положения вызывают у студентов наибольшие затруднения. Они рассматривают тестирование для экономического профиля, в ходе которого студенты должны ответить на 10 вопросов с выбором ответа; развернутый ответ для гуманитарного профиля; решение задачи для математического профиля.

Безродная Н.И. [11] демонстрирует балльно-рейтинговую систему, но говорит о том, что системный подход к оцениванию работы студента не отрицает, а предполагает учет специфики каждый дисциплины. В работе представлены критерии оценивания контрольных, самостоятельных работ, зачёта, экзамена.

Горюнова Е.А. [12] считает, что дать знания студентам, которые им пригодятся в дальнейшей работе – Вот цель Высшей Школы, вот такая задача преподавателям, а сопутствующая составляющая этой важной задачи – проверка знаний посредством различных контрольных. Его власти педагога-организатора, воспитателям, научного работника, наконец, выбрать оптимальную форму контроля или их сочетание и различные комбинации в зависимости от индивидуальных требований возможности студент. В своей работе она рассказывает про такие методы работ как устная и письменная проверка, тест и т.д.

Маслякова И.Н., Мочалина Е.П. [13] считают, что оценка качества обучения лежит в основе процесса стимулирования Учебной деятельности студента, управление качеством обучения, управления обучением как процесса освоения новых знаний и т.д. В общем случае оценка знаний является случайной величиной. Предъявляемые требования современных работодателей к молодому специалисту заставляют задуматься о более дифференцированном подходе к оценке уровня знаний. В статье авторами предложена математическая модель оценивания уровня знаний студента, входными параметрами которой являются объем и сложность тестовых заданий, и априорная оценка уровня знаний студента. При этом предполагается, что качество выполнения тестовых заданий характеризуется некоторым непрерывным показателем.

Несмотря на определенную степень изученности рассматриваемой проблемы, всё же возникает вопрос: как наиболее эффективно проверять и оценивать знания студентов? Также следует учитывать, что правильная методика проведения проверки побуждает студентов изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей.


Библиографический список
  1. Макеева, О.А. Контроль знаний и умений студентов / О.А. Макеева / Таврический научный обозреватель. №4(9). 2016. С. 187-196.
  2. Пульбере, В. А. Мониторинг качества знаний учащихся как условие организации личностно-ориентированного непрерывного образования: автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Пульбере,  Тирасполь, 2004. 24 с.
  3. Маматова О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов // Молодой ученый, 2012. №8. С. 353-355. URL https://moluch.ru/archive/43/5181/ (дата обращения: 06.01.2018).
  4. Дворянинов, В.Н., Майер, Э.А., Никитин, Н.Т., Рождественский, Е.В., Столыпин, А.С. Проверка знаний студентов /  В.Н. Дворянинов, Э.А. Майер, Н.Т. Никитин, Е.В. Рождественский, А.С. Столыпин /  Методические советы первокурснику «Учись учиться». Омск, 1971. 186с.
  5. Анохина-Наумец, А.В., Лукашенко, Р.С. Интеллектуальная система оценивания знаний: модель студента и методика экспериментальной проверки алгоритма адаптации / А.В. Анохина-Наумец, Р.С. Лукашенко / Образовательные технологии и общество. Казань, 2012. Т.14, №2. С. 346-352.
  6. Орлова, И.В. Использование деловых игр для проверки и закрепления полученных знаний студентами по отдельным разделам информационных технологий / И.В. Орлова / Информационные технологии в образовании. Вестник московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. Москва, 2013. №2(26). С. 77-80.
  7. Кузьмина, А.В. Нестандартные формы проверки знаний как способ познавательной активности студентов / А.В. Кузьмина / Проблемы и перспективы развития образования в России. И: ООО «Центр развития научного сотрудничества». Новосибирск, 2014. №25. С. 80-85.
  8. Буйницкая, И.А., Романовская, Л.Н.  Метод проектов как способ проверки знаний у студентов педагогического вуза / И.А. Буйницкая, Л.Н. Романовская / Наука вчера, сегодня, завтра, 2016. №5-1(27). С. 25-29.
  9. Шагвалиев Т.Р., Садыков А.Р., Валеева Р.Р. Оценка проверки знаний студентов / Т.Р. Шагвалиев, А.Р. Садыков, Р.Р. Валеева / Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. №11. С. 3631-3635.
  10. Шахотин А.Г., Шахотин И.Г. Методы проверки знаний студентов по экономическим дисциплинам / А.Г. Шахотин, И.Г. Шахотин / Новые образовательные технологии в ВУЗе : материалы XI международной научно-методической конференции. Екатеринбург, 2014.
  11. Безродная, Н.И. Критерии оценивания работы студента: формировании системы / Н.И. Безродная / Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2013. №1. С. 86-89.
  12. Горюнова, Е.А. Основные виды проверки и оценки знаний студентов Высшей школы / Е.А. Горюнова / Мовременные проблемы высшего профессионального образования : материалы научно-методической конференции. Брянск, 2013. С. 235-242.
  13. Маслякова, И.Н., Мочалина, Е.П. Модель оценивания уровня знаний студентов / И.Н. Маслякова, Е.П. Мочалина / Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Москва, 2015. №4(82). С. 63-67.


Все статьи автора «Юхман Лилия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: