УДК 159.99

АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УИС К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аксенова Полина Юрьевна1, Постика Юлия Андреевна2
1Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС
2Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, курсант 5-го курса психологического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются психологические особенности курсантов к учебно-служебной деятельности с учетом специфики образовательных учреждений ФСИН России. Изучаются условия адаптация курсантов на начальном этапе обучения и предлагается общая характеристика классификации социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета Академии ФСИН России с учетом результатов психодиагностического исследования.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Аксенова П.Ю., Постика Ю.А. Адаптация сотрудников УИС к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе // Психология, социология и педагогика. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/05/8580 (дата обращения: 14.11.2023).

Проблема адаптации является одной из тех общезначимых областей научных знаний, в которых представлено огромное количество теоретических направлений. Феномен адаптации изучается на стыке различных наук, так как носит междисциплинарный характер.

Значительный вклад в изучение проблемы адаптации, обусловленный появлением и развитием биологии, внес французский натуралист Бюффон, который еще в XVII веке утверждал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организмы. [3,с.20]

Занимаясь изучением процессов адаптационного условиям взаимодействия личности социальнои общества, необходимо определяющейисходить из определяющей которыйроли социальных содержаниемусловий, воздействующих применительнона личность путем средеи посредством предъявляемых напримертребований, которые наблюденияобусловлены ценностями,  аспекты нормами, традициями,  добивается обычаями и другими  бидрих характерными элементами  изменившимся данной конкретной  деятельности среды.

В свою жизненных очередь, личность деятельностине является пустым процессесозерцателем оказываемых подразделенияна нее воздействий, механизм,а выступает субъектом концепциидеятельности и отношений, адаптациипроявляет активность, такжекоторая непосредственно которыеопределяется ее социальными группыкачествами (ценностями, идтиориентациями, установками).

Изучая  больших данную проблему  который в военной сфере,  адаптации ученые Л.Г. Егоров  изменившимся и Я.В. Подоляк,  воздействием под социально-психологической  формирующим адаптацией военнослужащих  системная понимают включение  компонентов в конкретный военный  воспринимает социум, установление  полноты отношений с командирами,  подобной сослуживцами и приобретение  соответствии личностью черт  адаптации новой группы комплекса . [2]

Один  обязанностям из военных психологов  ходе Ж.Г. Сенокосов,  нахождение занимающийся проблемой  учащихся социально-психологической  деятельности адаптации в военной  овладеть сфере, определял  принадлежащие ее как процесс  вузе выбора и реализации  социализацией личностью таких  бытовой способов поведения  фсин и форм общения,  полноты которые позволяют  личности согласовывать требования  формирования и ожидания участников  соподчиненными адаптационной ситуации  существуют в условиях соответствия  адаптация и несоответствия основных  павлова ценностей личности  фиксируются и военного социума.[4]

Образовательный процесс  адаптация вузов ФСИН  уровень России имеет  условиям свои особенности,  изучение естественно возникает  включены необходимость рассмотреть  городскому особенности его  целом образовательной среды,  существует влияющей на формирование  взаимосвязи будущего офицера.

Отличительная  опросник особенность процесса  характерными обучения курсантов – определённая,  соответствии характерная внутренняя  стремление логика, объясняющаяся  есть совместной деятельностью:  контакты не только учебным,  ученые но и служебным, военно-профессиональным,  оригинальной боевым взаимодействием  обязаны всех обучающихся. Она  мороза проявляется в том,  адекватности что каждый  помощью шаг обучаемого,  проявляется зависящий от различных  реальностью условий выполняемой  деятельности совместно деятельности,  элемент должен соответствовать  социальном как требованиям  единого повседневной службы,  приспособления так и возможностью  соответствии продуктивно работать  совершенству в экстремальных условиях.

В  только результате влияния  оптимальные образовательной среды  помощью на формирование личностных  социальной качеств будущего  лагерев специалиста у курсантов  носит вузов ФСИН  условное России идёт  продуктивном процесс профессионального  процессе становления офицера. Процесс  подходы этот -  поэтапный,  деятельности начинающийся с очень  концепции важного для  будущей обучающегося этапа -адаптации,  эмоциональная и предполагающий изменение  следующая ценностно-смыслового отношения  оснований курсанта к социально-профессиональному  взаимодействия становлению. Общеизвестно,  любви что у человека  адекватности существуют кризисные  психолога периоды развития  деятельности личности. Наряду  изменение с возрастными кризисами,  своим к ним относятся  выполнением и кризисы, обусловленные  экономический значительными изменениями  процессу в социальном статусе. Одним  методика из таких периодов  вопрос мы можем назвать  включение начало обучения  сопровождения в вузе, этап  данную привыкания, адаптации  заведении молодого человека  личности к образовательной среде  постоянный вузаФСИН.

Адаптационный  воздействии период курсанта  соотносится ФСИН имеет  бибрих определённые  трудности,  содержание как свойственные  определяемая всем начинающим  официальному обучение в вузе,  тенденцией так и специфические,  механизмов характерные для  словаре правоохранительных образовательных  курсантов учреждений.

Условия  вопрос адаптации курсантов  гораздо  курсант сложнее, чем  представителей в гражданских вузах – это  которого связано с тем,  предъявляемыми что курсанты  бытовой с первых дней  понимают нахождения в заведении обязаны  первоначальной наряду с обучением  командирами выполнять обязанности  структуре военной службы (привлекаются  качеств к несению службы  нарушениям в нарядах, в вузе  контакты строго нормированный  между регламент служебной  курсантов деятельности, курсант  ходе постоянно находится  учебных в воинском коллективе,  курсант имеет минимальное  предъявляемых количество времени  общей на личные потребности).

Наиболее  отношения сложными при  проводилась адаптации к обучению  дает в условиях вуза ФСИН являются:  помощью период первоначальной военной  изучение подготовки и начало  личности очередного семестра  получаемые обучения. Сложности  курсанта связаны с тем,  рамках что большинство  существуют поступивших в военное  процессе заведение морально  позитивного не готовы к четкому  рефлексивная выполнению  приказов  исходя руководства, постоянному  нарушениям нахождению в воинском  процесса коллективе. Строгая  стороны регламентация начинает  носит оказывать сильное  характерными давление, что  аптации начинает вызывать  аспекты постоянное нервное  групповые напряжение. А трудности  например в начале очередного  первой семестра вызваны тем,  существует что за период  отношения нахождения вне  ином территории учебного  имеет заведения происходит  обработке отвыкание от установленных  взаимодействия правил воинского  связаны коллектива. Особенностями курсантского  сопровождаться коллектива как  представителей социальной группы  есть являются профессиональная  первоначальной направленность, сформированность  направление отношения к будущей  полноты профессии офицера,  классической которые отражают  отличие суть следствия  основной правильности профессионального  жизни выбора, адекватности  курсант и полноты представления  ином курсанта о выбранной  контакты профессии.

Немалую роль  который играют такие  особенности  заведении учебной и служебной  бытовой деятельности курсантов,  осуществления как  «совмещение  несению учебной деятельности  системы с выполнением служебных  условное обязанностей; жестко  используемые регламентируемая распорядком  практика дня учебная  деятельности деятельность; обусловленность  маклакова учебной деятельности  требуются принципами подчинения  методика и субординации; преобладание  стороны групповых видов  основу учебной деятельности  мижерикова над индивидуальными».[1]

Адаптация курсантов  устанавливался к условиям обучения  которую в военно-учебном заведении  содействующей в наши дни  внешние приобретает всё более  различные важное значение. Актуальность  быть данной проблемы  которую обусловлена целым  высокого рядом факторов.

Во-первых,  является успешность преодоления  условиях трудностей данного  адаптации периода в значительной  опросник степени определяет  нормам направление дальнейшего  сотрудников профессионального самоопределения  достоверности молодого человека.

Во-вторых,  плане от полноты и темпов  далее адаптации курсантов  второй к условиям обучения  несению в военно-учебном заведении  является во многом будет  психо зависеть успешность  сделанная их учебной и служебной  смысле деятельности.

В-третьих, практика  изучением показывает, что  стороны в большинстве случаев  генетической верно утверждение:  обучения если курсанты  особенностями удовлетворительно адаптируются  подходы к условиям обучения  личные в военно-учебном заведении,  оригинальной то они с таким  направленные же успехом будут  нахождению адаптироваться к профессиональной  курсантов деятельности.

Поэтому изучение  аптации и учет индивидуальных  проблемы особенностей адаптации  справочной курсантов к условиям  адаптации обучения в академии,  адаптации а также научно  моральная обоснованное управление  также этим процессом  заведении являются важными  адаптация задачами психологического  оптимальное сопровождения учебно-воспитательного  включение процесса.

Для проведения экспериментального исследование адаптации к учебной и служебной деятельности нами были выбраны 45 курсантов 1 курса психологического факультета Академии ФСИН России в возрасте от 17 до 19 лет.

В процессе исследования нами был изучены: уровень адаптированности курсантов с помощью методики «Адаптивность» Маклакова и Чермянина; влияние индивидуальных психических особенностей, самооценки и личностных характеристик на процесс адаптации с использованием методики «Диагностика социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда, методики «Большая пятерка личностных качеств» А.Г. Грецова и«Теста уверенности в себе» В.Г. Ромека. В завершении исследования проводились индивидуальные беседы с курсантами, для выяснения трудностей, с которыми они столкнулись в учебной и служебной деятельности и которые мешают им успешно завершить процесс адаптации.

Из полученных результатов по методике «Адаптивность» Маклакова и Чермянина мы сделали вывод, что более половины обследуемых, а именно 67% имеют низкий и удовлетворительный уровни адаптации. Для них характерны различные акцентуации характера, повышенное нервно-психическое напряжение, невысокая эмоциональная устойчивость из-за постоянного нахождения в состоянии стресса, а также повышенный уровень проявления агрессии и конфликтности.

Анализ результатов исследования по методике «Диагностика социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда показал, что большинство курсантов, имеющих низкий или удовлетворительный уровень адаптации показали пониженные показатели по шкалам адаптивности, эмоционального комфорта, принятия других. Также в строго регламентированных  условиях учебной и служебной деятельности считается проблемой высокий показатель по шкале стремления к доминированию, так как такую возможность получают единицы из числа курсантов, находящихся на командирских должностях и лица их замещающие. Остальные же могут испытывать состояние фрустрации из- за невозможности удовлетворить свои потребности в доминировании над однокурсниками или же будут встречать отпор со стороны однокурсников и руководства, что в последствии может повлиять на самооценку и привести к развитию стрессового состояния.

При интерпретации результатов методики «Большая пятерка личностных качеств» А.Г. Грецова нами были выделены ряд особенностей изучаемой категории: подавляющее большинство респондентов, у которых более ярко выражена экстраверсия обладают такими качествами как активность, доминирование, общительность, поиск впечатлений; большое количество курсантов обладает достаточно хорошей эмоциональной устойчивостью и характеризуются такими качествами как беззаботность, расслабленность, самодостаточность, эмоциональная стабильность; более 50% испытуемых с легкостью принимают новый опыт и обладают такими качествами как любознательность, гибкость психических реакций, артистичность; у курсантов с преобладающей рефлексивностьюдоминирующим типом темперамента является флегматичный и меланхоличный, что характеризуется аккуратностью, настойчивостью, ответственностью и предусмотрительностью; также наибольшее количество респондентов доверчивы,  готовы к оказанию помощи, поддержки и взаимовыручки.

Исходя из полученных результатов по методике «Тест уверенности в себе» В.Г. Ромека, можно сделать вывод о том, что у курсантов присутствует оптимальный уровень уверенности в себе, решение проблем для многих не доставляет особого труда, но излишние волнение и нервозность заставляют отказаться от многих важных начинаний.

После интерпретации результатов диагностики была проведена индивидуальная беседа с каждым из курсантов для установления успешности его успеваемости в учебной и служебной деятельности (социальная адаптация). Критерием разграничения уровней были наличие отличных и неудовлетворительных оценок, поощрений и взысканий, а также удовлетворенность условиями учебы и службы.

На финальном этапе нашего исследования мы сопоставили полученные результаты по уровню психологической и социальной адаптации в учебном заведении и выделили следующую классификацию социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета Академии ФСИН России:

1)                полностью адаптированные (11%) – эмоционально стабильны, дружелюбны, открыты, легко устанавливают контакты с окружающими, интеллектуально развиты, энергичны, предприимчивы, стрессоустойчивы, организованны, аккуратны, с легкостью принимают и адаптируются к нововведениям в учебной и служебной деятельности, учатся на «хорошо» и «отлично», не имеют дисциплинарных взысканий

2)                широко адаптированные (28%) – имеют довольно стабильный эмоциональный фон, но могут испытывать тревогу, легко идут на контакт, разносторонне развиты, старательны, нововведения воспринимают спокойно, но могут иметь более низкие или неудовлетворительные оценки в учебной деятельности,  или  небольшое количество дисциплинарных взысканий;

3)                пассивно адаптированные (44%) – имеют проблемы с эмоциональным комфортом, подвержены тревожности, напряженности, в делах непостоянны, спонтанны, не предпринимают усилий для улучшения своего положения в учебных и служебных делах, могут провоцировать конфликты, однокурсников воспринимать как конкурентов,  тяжело принимают новый опыт, испытывают трудности в учебной и служебной деятельности;

4)                дезадаптированные (16%) – имеют  неустойчивый эмоциональный фон, постоянно напряжены, импульсивны, неаккуратны, осторожны, им тяжело устанавливать контакты с людьми, ригидны, пассивны, в учебной и служебной деятельности в вузе не приспособлены.

Таким образом, курсанты 1 курса психологического факультета Академии ФСИН России имеют проблемы с адаптацией к учебной и служебной деятельности, подтвердилось, так, как 89% (40 человек) испытывают различные трудности в адаптации к новым порядкам и имеют низкий уровень эмоционального комфорта, конфликтность в поведении, потребность в доминировании над другими, эгоцентризм, недостаточную эффективность работы в группе, недоверчивость и осторожность, тревогу и постоянный стресс.


Библиографический список
  1. Аксенова Полина Юрьевна Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика // Вестник ТГУ. 2011. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kursantov-vuzov-fsin-rossii-k-uchebno-vospitatelnomu-protsessu-struktura-etapy-dinamika (дата обращения: 05.11.2017).
  2. Грищенко Н.П. Психологическое сопровождение социально-психологической адаптации военнослужащих-женщин к деятельности в органах пограничного контроля. Монография. Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2005.
  3. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С.А. Ларионова.  Белгород, 2012.  200 с.
  4. Сенокосов Ж..Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ВПА, 1989. 264 с.


Все статьи автора «Юлия Постика»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: