УДК 3

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Вострикова Татьяна Викторовна1, Стрелкова Римма Владимировна2
1МБОУ СОШ с.Вознесенское, Амурский район, Хабаровский край, старшая вожатая
2МБОУ СОШ с.Вознесенское, Амурский район, Хабаровский край, педагог-библиотекарь

Аннотация
Данная статья рассказывает о том, что настольная игра – серьёзное занятие, которое является одним из эффективных средств социализации, развития и воспитания ребёнка. Как совместное творчество оказывает положительное влияние на развитие правильных качеств у детей и учит их эффективному сотрудничеству. Кроме того, что играть - это весело и интересно, настольные игры можно создавать своими руками. В процессе творчества у ребёнка развиваются навыки общения, логика, смекалка, креативное мышление.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вострикова Т.В., Стрелкова Р.В. Социализация детей младшего школьного возраста через создание настольных игр // Психология, социология и педагогика. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/07/8602 (дата обращения: 01.11.2023).

«Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

А.С. Макаренко

Современные игры – это огромная неизведанная Вселенная, со своими правилами и традициями.

Игра – самый естественный и мотивирующий для детей вид деятельности, и основная естественная функция игры – это общение и в процессе общения проходит обучение. В отличие от выполнения формальных заданий, игра воспринимается детьми как важная и полная смысла деятельность.

Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.[4]

Игра опирается на естественную любознательность, свойственную каждому ребёнку, формируя на её базе вкус к интеллектуальным развлечениям и позитивную учебную мотивацию, социализацию ребёнка в целом.

Следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества);
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции.

В мире существует большое разнообразие детских игр – это и подвижные игры, и настольные игры. Но в настоящее время они вытесняются компьютерными играми. Мы не замечаем, как перестаем общаться со своими друзьями, а процесс социализации неразрывно связан со взаимодействием.  Наблюдая мы видим, что в повседневной жизни каждый ребенок оказывается замкнутым в индивидуальном виртуальном пространстве.

Поэтому настольные игры являются актуальным решением данной проблемы. В отличие от компьютерных игр в настольных присутствует живое общение, настоящие эмоции, они  дают повод для детей и взрослых оторваться от компьютера и провести вместе досуг.

Кроме того, что играть – это весело и интересно, настольные игры можно создавать своими руками.

Цель нашей работы: развитие навыков общения, смекалки, креативного мышления, мелкой моторики, логики в процессе создания настольных игр. Так как совместное  творчество  оказывает  положительное  влияние  на  развитие правильных качеств ребёнка и  учит  его эффективному сотрудничеству, на первом этапе нами была создана творческая группа, в которую входили учащиеся 3-4 классов. В состав группы вошли дети с разным маршрутом обучения (учащиеся общеобразовательного класса и дети с ОВЗ).

В целях выбора направления создания игры, мы разработали анкету «В какие настольные игры я люблю играть». Анкета включала в себя следующие вопросы:

  1. Люблю ли я настольные игры? да; нет (нужное подчеркнуть)
  2. Играю ли я в настольные игры с одноклассниками? да; нет (нужное подчеркнуть)
  3. Играю ли я в настольные игры с родителями? да; нет (нужное подчеркнуть)
  4. Каким играм я отдаю предпочтение: стратегии, головоломки, игры-ходилки, карточные игры (нужное подчеркнуть)
  5. Моя самая любимая настольная игра____________________
  6. Хочешь ли ты создать игру сам? да; нет (нужное подчеркнуть)

Проанализировав анкеты, выяснилось, что детям очень нравится проводить досуг с играя в настольные игры и самое любимое направление – это игры-«ходилки». Мы решили совместить приятное с полезным.

Так как  настольных игр образовательной направленности очень мало и они носят больше игровой характер, чем образовательный мы поставили  перед собой задачу сделать такую игру, которая имея образовательный характер, более походила на игру и была увлекательной.

В ходе работы нами была выбрана тема на изучение и закрепления знаний о русском  алфавите. Чтобы игра была интересной, мы выделили ключевые моменты изучения букв алфавита, которые использовали в игре в виде правил. Все правила обсуждались с творческой группой и в процессе апробации либо дополнялись, либо заменялись на другие. В итоге у нас получилась игра «Собери алфавит», которая актуальна для учащихся 1-2 классов, т.к. помогает в игровой форме запомнить фонетические характеристики звуков.

Для игрового поля решено было использовать лист ватмана. Игроки, на таком большом игровом поле, не будут мешать друг другу. В качестве клеток для ходов мы вырезали  два набора букв русского алфавита от А до Я (использовалась списанная литература) и приклеили их друг за другом. Цветные буквы еще больше украсили игровое поле.

Все игроки начинают игру с кружочка СТАРТ. Разметки с названием ФИНИШ нет, т.к. цель игры – собрать алфавит и игроки ходят по кругу, пока все клетки маршрутного листа не будут заполнены. Нам очень хотелось, чтобы игровое поле было красочным, информативным и привлекало внимание главных игроков – детей. Поэтому в списанной литературе мы нашли  картинки с изображением парных согласных, например,  Гриб-Капуста, Белка-Петух и разместили их на игровом поле.

Игровые фишки изготовили из цифр (опять использовалась списанная литература) и раскрасили разным цветом.

Внизу игрового поля разместили кармашки с буквами русского алфавита, а в нижнем левом углу приклеили правила игры.

Правила игры 

  1. В эту игру могут играть от двух до четырех человек.
  2. Каждому игроку выдаётся маршрутный лист.
  3. В начале игры игроки выбирают фишки и определяют очередность хода.
  4. Игровые фишки устанавливаются на поле с  кружочком «Старт».
  5. Первый игрок бросает кубик и перемещает свою игровую фишку на такое количество кружков на поле, которое выпало на кубике, берет из набора букв ту, на которую встал и размещает её на маршрутном листе. Далее игроки бросают кубик по очереди и так же передвигают свои игровые фишки.
  6. При остановке игровой фишки на разноцветных кружках соблюдаются следующие условия:

По завершению работы над игрой, первыми игроками стали её создатели, которые еще во время сотрудничества проявили большой интерес и с нетерпением ждали, когда игра будет готова. В процессе апробирования дети отметили, что есть  некоторые недочеты, которые мы сразу же устранили, вследствие чего игра стала динамичнее и проще.

Итог  нашей совместной деятельности  –  это радость  творчества  и такое нужное совместное позитивное общение. Выбор гибкой образовательной среды, удовлетворил каждого ребенка, соответствовал  индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям и это помогало детям с ОВЗ социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.

Создавая и играя, дети не просто приятно проводили время, но и  развивали навыки, которые пригодятся им в жизни: память, внимание, воображение, мелкую моторику, умение концентрироваться и принимать решения и ещё множество полезных умений. Другими словами, игра для ребёнка – это очень серьёзное занятие, которое является  одним из эффективных средств социализации, развития и воспитания. Ее воспитательный потенциал заключается в том, что она представляет ценность сотрудничества и игры как совокупности значимых для современного общества идей, формирует целостное представление об игре как способе физического, психического и социального развития личности через описание всех сфер жизнедеятельности современного человека.


Библиографический список
  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
  2. Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем,- М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2013
  3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. – ­ Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 – T.I.


Все статьи автора «Вострикова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: