Процесс духовно-нравственного воспитания – это система взаимосвязанных ситуаций, главной функцией которой выступает присвоение ценностей.
Общие факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание:
- средства массовой информации;
- государственные программы воспитания;
- сформированность воспитательной политики в обществе;
- уровень развития социально-экономической культуры общества;
- моральная и материальная поддержка педагогов.
У процесса духовно-нравственного воспитания можно выделить четыре этапа:
- Подготовительный. Эмоциональная и интеллектуальная подготовка учащихся. Используются произведения изобразительного искусства, стихи, музыкальное произведение и т.д.
- Этап предъявления ценности (демонстрация явления культуры). Предъявление может осуществляться традиционным способом (чтение рассказа, к примеру) или с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. На данном этапе учащиеся понимают ценность на основе собственного жизненного опыта.
- Раскрытие содержания ценности. Открытие ценности с позиций культуры, ценностное самоопределение.
- Предметная деятельность учащихся на основе присвоенной ценности. Это может быть деятельность по созданию материального продукта, которое будет важно и для других людей. Данный этап может быть отсрочен.
В младших классах применяется рассказ на этическую тему, сопровождающийся иллюстрациями (произведения живописи, фотографии, изделия народных умельцев и т.д.). В начальных классах эффективно применение игровых методов, способствующих обогащению сознания учащихся нравственными представлениями.
Технологи духовно-нравственного воспитания:
- Проектная деятельность. Использование метода проекта формирует у учащихся критическое мышление, самостоятельность и способствует развитию выполнения разных социальных ролей.
- Лэпбук. В игровой форме можно дать представление ребенку о малой родине, семье, национальных традициях. При его создании учащиеся взаимодействую с взрослыми и между собой.
- Детская агитбригада. Коллектив агитбригады одновременно является и носителем информации, и рупором определенной идеи, и объектом социализирующего процесса.
- Игровые проблемные ситуации. Представляют собой игру, основанную на житейской проблеме, которую необходимо решить. Ситуации строятся в зависимости от возрастных и личностных особенностей детей.
Обязанностью педагогов и родителей является помощь ребёнку в формирование и развитие в себе духовно-нравственных качеств и способностей.
Библиографический список
- Соловцова Ирина Афанасьевна Современные технологии духовно-нравственного воспитания: аспект присвоения ценностей // Известия ВГПУ. 2019. №10 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-aspekt-prisvoeniya-tsennostey (дата обращения: 29.06.2022).
- Абдулгалимова Г.А. Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников // Гуманизация образования. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-metody-v-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.06.2022).