УДК 37.015.3

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Рыбина Екатерина Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
В настоящее время в обществе сложилась непростая ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных показателем развития общества, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых для нашего современного мира.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбина Е.А., Торопова А.И., Семененко А.И., Ротанова В.А., Куденкова Н.А. Современные технологии духовно-нравственного воспитания детей // Психология, социология и педагогика. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/07/8667 (дата обращения: 10.09.2024).

Процесс духовно-нравственного воспитания – это система взаимосвязанных ситуаций, главной функцией которой выступает присвоение ценностей.

Общие факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание:

-       средства массовой информации;

-       государственные программы воспитания;

-       сформированность воспитательной политики в обществе;

-       уровень развития социально-экономической культуры общества;

-       моральная и материальная поддержка педагогов.

У процесса духовно-нравственного воспитания можно выделить четыре этапа:

  1. Подготовительный. Эмоциональная и интеллектуальная подготовка учащихся. Используются произведения изобразительного искусства, стихи, музыкальное произведение и т.д.
  2. Этап предъявления ценности (демонстрация явления культуры). Предъявление может осуществляться традиционным способом (чтение рассказа, к примеру) или с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. На данном этапе учащиеся понимают ценность на основе собственного жизненного опыта.
  3. Раскрытие содержания ценности. Открытие ценности с позиций культуры, ценностное самоопределение.
  4. Предметная деятельность учащихся на основе присвоенной ценности. Это может быть деятельность по созданию материального продукта, которое будет важно и для других людей. Данный этап может быть отсрочен.

В младших классах применяется рассказ на этическую тему, сопровождающийся иллюстрациями (произведения живописи, фотографии, изделия народных умельцев и т.д.). В начальных классах эффективно применение игровых методов, способствующих обогащению сознания учащихся нравственными представлениями.

Технологи духовно-нравственного воспитания:

  1. Проектная деятельность. Использование метода проекта формирует у учащихся критическое мышление, самостоятельность и способствует развитию выполнения разных социальных ролей.
  2. Лэпбук. В игровой форме можно дать представление ребенку  о малой родине, семье, национальных традициях. При его создании учащиеся взаимодействую с взрослыми и между собой.
  3. Детская агитбригада. Коллектив агитбригады одновременно является и носителем информации, и рупором определенной идеи, и объектом социализирующего процесса.
  4. Игровые проблемные ситуации. Представляют собой игру, основанную на житейской проблеме, которую необходимо решить. Ситуации строятся в зависимости от возрастных и личностных особенностей детей.

Обязанностью педагогов и родителей является помощь ребёнку в формирование  и развитие в себе духовно-нравственных качеств и способностей.


Библиографический список
  1. Соловцова Ирина Афанасьевна Современные технологии духовно-нравственного воспитания: аспект присвоения ценностей // Известия ВГПУ. 2019. №10 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-aspekt-prisvoeniya-tsennostey (дата обращения: 29.06.2022).
  2. Абдулгалимова Г.А. Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников // Гуманизация образования. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-metody-v-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.06.2022).


Все статьи автора «Рыбина Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: