УДК 37.015.3

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ПРИЧИНЫ И СТАДИИ

Рыбина Екатерина Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Работа педагогов связана с такими отрицательными моментами, как невысокая заработная плата, утрата престижа данной профессии, большая ответственность, большое количество документации, частные проверки и ненормированный рабочий день. Также вовлеченность в жизнь учеников, каждодневное общение с учащимися, родителями и коллегами предполагают высокую эмоциональную напряженность, которая способствует формированию СЭВ.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбина Е.А., Торопова А.И., Семененко А.И., Ротанова В.А., Куденкова Н.А. Эмоциональное выгорание современного педагога: причины и стадии // Психология, социология и педагогика. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/07/8668 (дата обращения: 14.05.2024).

От эмоционального выгорания не застрахован ни один человек, так как сегодняшний ритм жизни практически не оставляет время на полноценный отдых. Но в силу специфика работы те или иные представители профессий более склонны к эмоциональному профессиональному выгоранию. Чаще «выгорают» те, чья работа связана со стрессовыми ситуациями и подразумевает постоянное взаимодействие и контакт с людьми. Современный педагог входит в зону риска, так как каждый день он подвержен нервно-психическим нагрузкам, работа учителя связана с большим количеством документов и постоянным общением.

Синдром эмоционального выгорания – механизм психологической защиты, который возникает в ответ на  продолжительное воздействие профессиональных стрессов.

Причины эмоционального выгорания:

-       взаимодействие с большим количеством людей;

-       повышенная загруженность;

-       отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства;

-       неоднозначные запросы на работе;

-       недружелюбный коллектив, «трудные» родители (сплетни, незаслуженная критика);

-       отсутствие хобби;

-       расхождение в затраченных ресурсах на выполнение профессиональных задач и в вознаграждение.

Стадии эмоционального выгорания у педагога:

  1. Истощение. Не проходящие после ночного сна, чувство вялости и усталости. Истощение эмоциональных и физических сил.
  2. Личностная отстраненность. Педагог равнодушен к учащимся, коллегам и своим обязанностям. Всё вызывает раздражение или тоску.
  3. Утра эффективности в профессиональной деятельности или снижение самооценки. Отсутствие перспектив и развития в педагогической деятельности, утрата веры в свои профессиональные возможности, снижение удовлетворение от проделанной работы. На данном этапе многие уходят из профессии.

На фоне эмоционального выгорания развиваются такие личностные особенности, как нерешительность, пассивность, консерватизм, закрытость, перепады настроения, раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль.

Синдром эмоционального выгорания легче предотвратить, чем лечить. Руководителям образовательных учреждений необходимо отслеживать симптомы у сотрудников и периодически устраивать профилактику для всего педагогического коллектива.

Выделяют три вида психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания:

  1. Первичная профилактика. Определение группы риска и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам.
  2. Вторичная профилактика. Данный вид профилактики необходим педагогам, у которых уже наблюдаются  признаки выгорания. Комплекс мероприятий  нацелен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов.
  3. Третичная психопрофилактика. Реабилитация педагогов с высокой степенью профессионального выгорания.

Рекомендации по снижению вероятности появления синдрома эмоционального выгорания:

-       рабочие паузы для эмоциональной разгрузки;

-       тайм – менеджмент;

-       правильное питание;

-       физические нагрузки (активный отдых, экскурсии, прогулки на природе);

-       смена видов деятельности;

-       каждодневно использовать приемы релаксации;

-       пробовать себя в различных хобби;

-       включаться в эмоциональное общение (делится с близкими своими чувствами и мыслями).

Способность к переживанию и сопереживанию – профессионально необходимые качества учителя, отличительной особенностью труда педагога является очень высокая эмоциональная напряженность. Эти особенности также способствуют формированию СЭВ.


Библиографический список
  1. Эльвира Дильяверовна Хазиева ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ // Academic research in educational sciences. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov (дата обращения: 27.06.2022).
  2. Усманова М.Н., Бафаев М.М., Остонов Ш.Ш. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simptomy-emotsionalnogo-vygoraniya-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 27.06.2022).


Все статьи автора «Рыбина Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: