Методическая поддержка педагогической деятельности является важной составляющей обеспечения качества образования, способствующей реализации профессионального роста педагогов, систематическому внедрению инновационных методов работы и удовлетворению потребностей всех участников образовательного процесса.
Понятия поддержка и сопровождение вошли в педагогику относительно недавно. Они сформировались на основе концепции гуманистической педагогики, особое место в которой уделено педагогической поддержке, и вначале рассматривались по большей части в аспекте поддержки детей, оказания помощи обучающимся. Основные положения теории педагогической поддержки разработаны учеными О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. Современные понятия педагогической (методической) поддержки основываются на помощи, оказываемой педагогам в их развитии и образовании.
Рассмотрим различные подходы к определению понятия методическая поддержка педагогов.
Ткачук Н.Ю. определяет методическую поддержку как оперативное и перспективное реагирование на запросы и потребности педагогов. По ее мнению, методическая поддержка – это организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДО [3].
Е.Б. Бригинец считает, что методическая поддержка – это индивидуальная методическая работа с педагогами, научно-методическое обеспечение, система методической работы в учреждении: наставничество, аттестация, изучение, обобщение и распространение опыта; школа молодого специалиста, методическое объединение, самообразование и т.д. [1].
Анохина Т.В. дает следующее определение методической поддержки: методическая поддержка – это «система средств, которая обеспечивает помощь объекту в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».
Термин методическая поддержка имеет множество инвариантов: методическое сопровождение, методическое взаимодействие, индивидуальная помощь. Исследователь Никифорова Н.В. подчеркивает, что данные понятия не являются идентичными. Она утверждает, что понятие педагогическое сопровождение шире и включает в себя понятие поддержка. Сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях даже нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Поддержка же эпизодична, носит адресный характер (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает большую инициативу методиста в оказании помощи. Обе эти стратегии педагогической деятельности (поддержка и сопровождение) характеризуются приоритетом интересов доверительного взаимодействия методиста и педагога, оптимизмом, диалогичностью общения, созданием ситуаций успеха повышением его статуса, значимости его личных вкладов в решение общих задач.
Методическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития педагога в процессе его личностно-профессионального роста. Ведущими принципами методической поддержки являются дифференциация, непрерывность и адресность. Первостепенным становится решение задачи усиления адресности методической поддержки педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога – поиска новых ресурсов развития в себе [1].
Содержание методической поддержки можно представить на уровне следующих ключевых слов: развитие, содействие, общность, помощь, консультирование, одобрение и др. Данные понятия свидетельствуют о том, что позиция поддержки – это установление методистом человеческих отношений [2].
Таким образом, методическая поддержка педагогов – это специально организованное систематическое взаимодействие методической службы и педагога, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Сущность методической поддержки педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Библиографический список
- Бригинец, Е.Б. Формы методической поддержки профессионального развития педагога дополнительного образования художественной направленности / Е.Б. Бригинец: презентация педагогического опыта. – Кемерово, 2015. – 19 с.
- Давлятшина, О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.В. Давлятшина. – Киров, 2017. – 274 с.
- Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ / Н. Ю. Ткачук // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – СПб: Свое издательство, 2016. – С. 82-84.