Воспитательная работа играет весьма важную роль во всем образовательном процессе не только при получении общего образования, но и в учреждениях среднего профессионального образования. Согласно требованиям ФГОС СПО, воспитательная деятельность в колледжах и техникумах подразумевает педагогический процесс, который направлен на становление и развитие профессионального интереса к получаемой профессии. Целью организаций СПО выступает формирование всех необходимых условий как для обучения, саморазвития и профессиональной самореализации студента, так и для воспитательного процесса. [1, с.27].
Реализация воспитательной работы в учреждениях именно среднего профессионального образования имеет ряд положительных аспектов, например, воспитательный процесс СПО имеет признаки целостности и непрерывности, также данный процесс, реализующийся посредством различных воспитательных подходов, содержит исключительно профессиональную направленность. И поскольку воспитание является важной частью всего образовательного процесса, в учреждениях среднего профессионального образования необходимо четко организовывать данный процесс для успешного формирования у студентов всех умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Поэтому студент по окончанию обучения в образовательном учреждении должен быть не только образованным, но и воспитанным, так как без воспитания, выпускника невозможно назвать обученным и готовым к профессиональной деятельности. [3]
На сегодняшний день во всей системе образования компетентностный подход занимает ключевое место. Суть данного подхода заключается в том, что результат образования – это есть не что иное, как сформированный за годы обучения, комплекс компетенций, необходимый для осуществления профессиональной деятельности. В системе профессионального образования компетентностный подход подразумевает подготовку социально-адаптированного и конкурентоспособного специалиста. [2, с.41] Компетенции подразделяются на общие и профессиональные, где вторые отвечают за умения и навыки в определенной сфере деятельности. Общие же компетенции, согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, могут быть следующие, а именно:
- Учебно-познавательные компетенции, занимающие важное место во всем образовательном процессе и предполагающие постановку профессиональных целей и решения конкретных профессиональных задач.
- Ценностно-смысловые компетенции, включающие в себя все аспекты саморазвития и самоопределения, а также понимание и проявление интереса к своей специальности.
- Общекультурные компетенции могут быть связаны, например, с исполнением воинской обязанности для молодых людей или с законопослушным исполнением своих профессиональных обязанностей и т.д.
- Информационные компетенции отвечают за умение грамотно и быстро находить необходимую информацию, проводить ее анализ и давать оценку.
- Коммуникативные компетенции также необходимо развивать каждому студенту, получающему среднее профессиональное образование, ведь именно коммуникативные навыки отвечают за работу в коллективе, а также за выстраивание отношений с начальством, коллегами, что необходимо для дальнейшего профессионального развития и карьерного роста.
- Наличие социально-трудовых компетенций важно для каждого современного работодателя, ведь всегда нужен специалист, который способен грамотно принимать решения в нестандартных и проблемных ситуациях, брать ответственность, а также осуществлять свои профессиональные обязанности в условиях постоянных изменений.
- Компетенции личностно-ориентированного развития отвечают за развитие желания постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, повышать квалификацию, получать дополнительное образование и т.д. [4]
Получается, что результат всей воспитательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования направлен как на личность обучающегося в целом, так и на формирование его общих и профессиональных компетенций. С этим связано новое понимание личности студента в образовательном процессе, а именно принято считать, что студент – это не объект, а субъект воспитательного процесса, для которого необходимо создание всех условий развития личностного роста и творческой самореализации [5].
Библиографический список
- Андриенко, О.А., Безенкова, Т.А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста / О.А. Андриенко, Т.А. Безенкова. – Перспективы науки и образования, 2018. – №5 (35). – С. 26-32.
- Львова, Л.С. Компетентностный подход к организации воспитательного процесса в колледже / Л.С. Львова. – Научные исследования в образовании, 2011. – №1.
- Афанасьева, Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений СПО в процессе воспитательной деятельности / Е.Г. Афанасьева. – Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – №6 (110). – С. 40-47.
- Павлова, Е.И. Нравственно-этическое воспитание студентов колледжа / Е.И. Павлова. – Мир науки, культуры, образования. 2019, №2 (75). – С. 136-138.
- Сташкевич, И.Р., Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И.Р. Сташкевич. – Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №2 (81). – С. 49-52.