Дистанционное обучение включает в себя адаптацию различных образовательных инструментов для качественной и полной подготовки к учебному занятию. Организация соответствующих образовательных платформ, электронных средств обучения и дистанционных технологий позволяет контролировать ход действий субъектов образовательного процесса[2].
В настоящее время в систему профессионального образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии. Они получают широкое распространение в силу информатизации современного общества, а также доступности широким массам населения с различными потребностями и возможностями[1].
Для проведения анализа применения технологий дистанционного и сетевого обучения в преподавании учебных дисциплин проводилось анкетирование преподавателей на базе Института пищевых технологий и дизайна – филиала ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет». Им были заданы следующие вопросы:
- Какие дистанционные инструменты Вы применяете в процессе работы?
- Удобно ли Вам пользоваться Электронной информационно-образовательной средой? (ЭИОС)
- В какие образовательные порталы и источники Вы отправляете и принимаете задания по дисциплинам?
Результаты проведенного анкетирования по первому вопросы выглядят следующим образом: большинство преподавателей в процессе своей работы чаще используют Электронную информационно-образовательную среду (39 %), а также платформу Zoom-конференций (31 %). Это означает, что данные платформы являются наиболее эффективными и оптимальными для проведения занятий в дистанционном формате. Стоит отметить, что ответы, касающиеся использования онлайн-лекций и заданий в системе Moodle распределились одинаково и составляют 15 % от общего числа опрошенных преподавателей.
Относительно качества и удобства использования Электронной информационно-образовательной среды больше половины опрошенных преподавателей (53 %) успешно освоили ЭИОС и данная платформа не вызвала у них каких-либо затруднений. Следующий по популярности ответ также отражает освоение преподавателями ЭИОС (32 %), и несмотря на то, что данный процесс вызвал у них некоторые затруднения, они успешно справились с этой задачей. Достаточно низкий процент педагогов (15 %) смогли разобраться с работой в системе ЭИОС, поскольку не совсем понимали, что от них требуется и как нужно организовать процесс на данной платформе. В целом, можно сделать вывод, что все педагоги смогли настроить учебный процесс в ЭИОС.
Говоря о средствах дистанционной формы, которые используют педагоги при отправлении и получении заданий по их дисциплинам, можно сделать вывод, что наибольшее количество ответов было высказано за систему дистанционного обучения Moodle (39 %). Из этого следует, что данная платформа позволяет организовать учебный процесс и отправления заданий в одной системе, благодаря которой обеспечивается организованность учебного процесса. Также многие преподаватели положительно высказались в пользу электронной почты (38 %), поскольку ее использование позволяет не менее эффективно контролировать процесс отправления и приема заданий от студентов. Наименее популярными ответами являются использование мессенджеров и социальных сетей (13 % и 10 % соответственно), использование которых будет являться нецелесообразным для организации учебного процесса.
Таким образом, преподаватели положительно отзываются о таком формате обучения. Они часто используют средства дистанционного обучения и организуют работу в дистанционной форме.
При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность обучающихся. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит обучающемуся задавать вопросы[4].
Система дистанционного обучения в образовании способна предоставить студентам различные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, на расстоянии, и обеспечить возможность формирования необходимых компетенций[3]. Эффективность дистанционного обучения зависит, прежде всего, от организации и методического качества используемых материалов, от мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Библиографический список
- Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения): Приказ Министерства образования России от 18.12.2002 №4452 [Электронный ресурс] // http://www2.tcde.ru/?43558&prn (дата обращения 15.08.2022)
- Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. – 2018. – N 1.
- Основы открытого образования / А.А. Андреев, С.Л. Каплан., Г.А. Краснова, С.Л. Лобачев, К.Ю. Лупанов, А.А. Поляков, А.А. Скамницкий, В.И. Солдаткин; отв. ред. В.И. Солдаткин. — М., 2020.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // http://www.isuct.ru/umo/orgproc10.htl (дата обращения 15.08.2022)