УДК 316

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Бердникова Карина Эрфановна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Некрасова Ирина Викторовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Лехова Марианна Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Для грамотной организации курсов дистанционного обучения необходимо четко определить цели обучения, дидактические приемы и методы передачи информации, применять информационные технологии в зависимости от формы обучения и требований к освоению конкретных знаний. Педагогам необходимо пересмотреть организацию учебного процесса и подготовку учебных материалов для занятий с учетом специфики дистанционного обучения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Чегулова А.А., Некрасова И.В., Абросимова М.А., Лехова М.А. Аналитическое исследование применения дистанционного обучения в вузе // Психология, социология и педагогика. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/08/8675 (дата обращения: 11.09.2024).

Дистанционное обучение включает в себя адаптацию различных образовательных инструментов для качественной и полной подготовки к учебному занятию. Организация соответствующих образовательных платформ, электронных средств обучения и дистанционных технологий позволяет контролировать ход действий субъектов образовательного процесса[2].

В настоящее время в систему профессионального образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии. Они получают широкое распространение в силу информатизации современного общества, а также доступности широким массам населения с различными потребностями и возможностями[1].

Для проведения анализа применения технологий дистанционного и сетевого обучения в преподавании учебных дисциплин проводилось анкетирование преподавателей на базе Института пищевых технологий и дизайна – филиала ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет». Им были заданы следующие вопросы:

  1. Какие дистанционные инструменты Вы применяете в процессе работы?
  2. Удобно ли Вам пользоваться Электронной информационно-образовательной средой? (ЭИОС)
  3. В какие образовательные порталы и источники Вы отправляете и принимаете задания по дисциплинам?

Результаты проведенного анкетирования по первому вопросы выглядят следующим образом: большинство преподавателей в процессе своей работы чаще используют Электронную информационно-образовательную среду (39 %), а также платформу Zoom-конференций (31 %). Это означает, что данные платформы являются наиболее эффективными и оптимальными для проведения занятий в дистанционном формате. Стоит отметить, что ответы, касающиеся использования онлайн-лекций и заданий в системе Moodle распределились одинаково и составляют 15 % от общего числа опрошенных преподавателей.

Относительно качества и удобства использования Электронной информационно-образовательной среды больше половины опрошенных преподавателей (53 %) успешно освоили ЭИОС и данная платформа не вызвала у них каких-либо затруднений. Следующий по популярности ответ также отражает освоение преподавателями ЭИОС (32 %), и несмотря на то, что данный процесс вызвал у них некоторые затруднения, они успешно справились с этой задачей. Достаточно низкий процент педагогов (15 %) смогли разобраться с работой в системе ЭИОС, поскольку не совсем понимали, что от них требуется  и как нужно организовать процесс на данной платформе. В целом, можно сделать вывод, что все педагоги смогли настроить учебный процесс в ЭИОС.

Говоря о средствах дистанционной формы, которые используют педагоги при отправлении и получении заданий по их дисциплинам, можно сделать вывод, что наибольшее количество ответов было высказано за систему дистанционного обучения Moodle (39 %). Из этого следует, что данная платформа позволяет организовать учебный процесс и отправления заданий в одной системе, благодаря которой обеспечивается организованность учебного процесса. Также многие преподаватели положительно высказались в пользу электронной почты (38 %), поскольку ее использование позволяет не менее эффективно контролировать процесс отправления и приема заданий от студентов. Наименее популярными ответами являются использование мессенджеров и социальных сетей (13 % и 10 % соответственно), использование которых будет являться нецелесообразным для организации учебного процесса.

Таким образом, преподаватели положительно отзываются о таком формате обучения.  Они часто используют средства дистанционного обучения и организуют работу в дистанционной форме.

При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность обучающихся. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит обучающемуся задавать вопросы[4].

Система дистанционного обучения в образовании способна предоставить студентам различные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, на расстоянии, и обеспечить возможность формирования необходимых компетенций[3]. Эффективность дистанционного обучения зависит, прежде всего, от организации и методического качества используемых материалов, от мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.


Библиографический список
  1. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения): Приказ Министерства образования России от 18.12.2002 №4452 [Электронный ресурс] // http://www2.tcde.ru/?43558&prn (дата обращения 15.08.2022)
  2. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. – 2018. – N 1.
  3. Основы открытого образования / А.А. Андреев, С.Л. Каплан., Г.А. Краснова, С.Л. Лобачев, К.Ю. Лупанов, А.А. Поляков, А.А. Скамницкий, В.И. Солдаткин; отв. ред. В.И. Солдаткин. — М., 2020.
  4. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // http://www.isuct.ru/umo/orgproc10.htl (дата обращения 15.08.2022)


Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: