УДК 378

СУЩНОСТЬ И ОСНОВА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Перяшкина Арина Алексеевна1, Трифанова Анна Александровна1, Барабашкина Евгения Владимировна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В ходе написания статьи раскрывается теоретическая составляющая кейс-технологии, в том числе описывается и история распространения кейсов в России, как педагогической технологии. Описана сущность данного метода, также выделены основные особенности кейс-технологии. Далее рассмотрено применение кейс-задач в процессе профессионального образования и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Перяшкина А.А., Трифанова А.А., Барабашкина Е.В., Чегулова А.А., Бердникова К.Э. Сущность и основа кейс-технологии в профессиональном образовании // Психология, социология и педагогика. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/08/8676 (дата обращения: 14.05.2024).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. Родоначальниками активных технологий обучения, в ряды которых входит кейс-технология, в образовании являются Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фрёбель, К. Д. Ушинский и другие.  Понятие «кейс» с латинского переводится как «падать», иными словами, это происшествие, которое «падает, сваливается на нас» [1].

Данный метод создали учёные Гарвардского университета в 1920-1930 годах, а широко распространяться начал только во второй половине XX века. Первый сборник кейсов был опубликован в 1921 году и заложил основы американской школы кейсов.

В России кейсы стали использовать только в конце 1980-х годов для подготовки и переподготовки специалистов экономического направления. Основной целью являлось научить студентов грамотно принимать решения в профессиональных задачах. Активная разработка собственных кейсов и внедрение их в работу преподавателей экономической, юридической, психолого-социальной сфер на семинарах и практических занятиях начинается только к концу ХХ века и началу XXI века [2, c.53].

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), целью которых является совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [3, с.214].

Сущность кейсов заключается в формате подачи учебного материала студентам. Преподаватели создают такую ситуацию, в которой обучающийся смог бы усвоить определённую информацию в процессе активного обсуждения задания и его креативного решения.

Данный метод обладает следующими особенностями [3, с.214]:

-                   акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на взаимодействие студента и преподавателя;

-                   результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;

-                   технология метода: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить;

-                   достоинство метода: не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения;

-                   преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала [2, с.54].

Применение кейс-задач оказывает большое влияние на обучающихся, формируя в них необходимые качества и развивая их способности. Они помогают развить у студентов самостоятельное мышление, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою, сформировать интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. С помощью этой технологии студенты имеют возможность проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, учатся работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, овладевают умением практического использования материала. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями [4, с.106]. С. Ю. Попова и Е. В. Пронина считают, что обучение с использованием кейс-задач учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость ума, диалектичность мышления [5, с.57]

Таким образом, процесс обучения очень важный период в жизни каждого человека. Важно не только запоминать услышанную информацию, но и уметь грамотно её применить. Существует множество технологий, которые помогают лучше усвоить учебный материал. Одними из таких являются кейс-задания, или кейс-задачи, которые наиболее эффективны в учебном процессе. Зависит это от многих показателей, например, данный метод позволяет обучающемуся рассказывать не только теоретический материал, который он усвоил на семинаре, но и высказать собственное мнение по тому или иному вопросу, приведя при этом определённые аргументы. Получается, что метод кейсов способствует развитию профессиональной идентичности, сложной системы представлений о мире профессии и о себе как профессионале в конкретной сфере деятельности.


Библиографический список
  1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 16.08.2022).
  2. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом. 2017. № 7.
  3. Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Вестник РМАТ // Народное образование. Педагогика. – 2014. С.214.
  4. Ветрила Е. В. Использование кейсов в преподавании юридических дисциплин / Научно-практический журнал «Гуманизация образования». –2016. – №4. С. 106-109.
  5. Попова С. Ю. (Смолик), Пронина Е. В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. 114 с.


Все статьи автора «Перяшкина Арина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: