Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. Родоначальниками активных технологий обучения, в ряды которых входит кейс-технология, в образовании являются Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фрёбель, К. Д. Ушинский и другие. Понятие «кейс» с латинского переводится как «падать», иными словами, это происшествие, которое «падает, сваливается на нас» [1].
Данный метод создали учёные Гарвардского университета в 1920-1930 годах, а широко распространяться начал только во второй половине XX века. Первый сборник кейсов был опубликован в 1921 году и заложил основы американской школы кейсов.
В России кейсы стали использовать только в конце 1980-х годов для подготовки и переподготовки специалистов экономического направления. Основной целью являлось научить студентов грамотно принимать решения в профессиональных задачах. Активная разработка собственных кейсов и внедрение их в работу преподавателей экономической, юридической, психолого-социальной сфер на семинарах и практических занятиях начинается только к концу ХХ века и началу XXI века [2, c.53].
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), целью которых является совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [3, с.214].
Сущность кейсов заключается в формате подачи учебного материала студентам. Преподаватели создают такую ситуацию, в которой обучающийся смог бы усвоить определённую информацию в процессе активного обсуждения задания и его креативного решения.
Данный метод обладает следующими особенностями [3, с.214]:
- акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на взаимодействие студента и преподавателя;
- результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;
- технология метода: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить;
- достоинство метода: не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения;
- преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала [2, с.54].
Применение кейс-задач оказывает большое влияние на обучающихся, формируя в них необходимые качества и развивая их способности. Они помогают развить у студентов самостоятельное мышление, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою, сформировать интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. С помощью этой технологии студенты имеют возможность проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, учатся работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, овладевают умением практического использования материала. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями [4, с.106]. С. Ю. Попова и Е. В. Пронина считают, что обучение с использованием кейс-задач учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость ума, диалектичность мышления [5, с.57]
Таким образом, процесс обучения очень важный период в жизни каждого человека. Важно не только запоминать услышанную информацию, но и уметь грамотно её применить. Существует множество технологий, которые помогают лучше усвоить учебный материал. Одними из таких являются кейс-задания, или кейс-задачи, которые наиболее эффективны в учебном процессе. Зависит это от многих показателей, например, данный метод позволяет обучающемуся рассказывать не только теоретический материал, который он усвоил на семинаре, но и высказать собственное мнение по тому или иному вопросу, приведя при этом определённые аргументы. Получается, что метод кейсов способствует развитию профессиональной идентичности, сложной системы представлений о мире профессии и о себе как профессионале в конкретной сфере деятельности.
Библиографический список
- Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 16.08.2022).
- Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом. 2017. № 7.
- Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Вестник РМАТ // Народное образование. Педагогика. – 2014. С.214.
- Ветрила Е. В. Использование кейсов в преподавании юридических дисциплин / Научно-практический журнал «Гуманизация образования». –2016. – №4. С. 106-109.
- Попова С. Ю. (Смолик), Пронина Е. В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. 114 с.