УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Перяшкина Арина Алексеевна1, Трифанова Анна Александровна1, Барабашкина Евгения Владимировна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В ходе написания статьи описаны такие важные аспекты воспитания студентов системы СПО, как научно-методическое обеспечение, акцент на потребности современной личности, профессиональные ценности, социализация обучающихся и т.д. В итоге исследования выделены основные особенности организации воспитательной работы студентов колледжа и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Перяшкина А.А., Трифанова А.А., Барабашкина Е.В., Чегулова А.А., Бердникова К.Э. Особенности воспитательной работы студентов средних профессиональных учебных заведений // Психология, социология и педагогика. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/08/8677 (дата обращения: 14.05.2024).

Процесс воспитания необходимо выстраивать именно на профессиональных ценностях. Так, воспитание становится более результативным, например, посредством введения разновозрастных объединений, построенных на основе единых интересов и взглядов. Подобные объединения наполняют особым смыслом весь образовательный процесс, а также, что не мало важно, изменяют весь комплекс человеческих общностей.

Как известно, воспитательный процесс, также как и образовательный процесс в целом, реализуется в специально-созданных для этого условиях. Поэтому необходимо, чтобы личностно-ориентированный подход к студенту был всегда приоритетным среди остальных, а профессиональная реализация студента в определенном виде деятельности выступала главной задачей всего образовательного процесса. [1, с.26]

Стоит отметить, что данный процесс невозможен и без творческой деятельности, которая неразрывна связана с культурой, традициями и идеалами. Ведь именно творчество направляет мышление каждого человека, в том числе и студента, на желание преобразовывать мир и общество, вносить что-то новое, а также творческая и культурная деятельность раскрывает ряд лидерских качеств, что является весьма значимым для будущей профессиональной деятельности. [2, с.137].

На процесс воспитания активное влияние оказывают также дидактические и методические разработки, которые отвечают всем современным реалиям педагогики в целом. Иными словами можно сказать, что научно-методическое обеспечение затрагивает достаточное количество аспектов, необходимое для реализации данного процесса, например:

-                   это участие в научных исследованиях для получения знаний в вопросах воспитания;

-                   это организация деятельности педагогов в сфере психолого-педагогического сопровождения всего процесса воспитания, включающая в себя, в первую очередь, оказание психологической помощи участникам воспитательного процесса;

-                   это развитие практической деятельности педагогов в воспитательном процессе, посредством участия в различных проектах, конкурсах всех уровней, также написания научных работ (монографий, диссертаций и т.д.), организации научных конференций и семинаров для обсуждения актуальных проблем в области воспитания. [3, с.50].

На основе вышеизложенного, можно выделить ряд основных особенностей воспитательной работы студентов именно средних профессиональных учебных заведений:

-                   Во-первых, каждый педагог среднего профессионального учебного заведения должен иметь целью своей деятельности воспитание нравственно-свободной, социально-активной, профессионально-ориентированной и ответственной личности, способной к качественному осуществлению своих профессиональных обязанностей. [4, c.41]

-                   Во-вторых, целью всего процесса воспитания выступает многогранное развитие личности, то есть у студента за годы обучения происходит не только профессиональное, но и творческое, гражданско-патриотическое, социальное, а также культурно-духовное становление. Получается, что внимание уделяется не только профессионализму выпускника, но и социальному опыту, который он приобретает за годы обучения в образовательном учреждении.

-                   В-третьих, задачи воспитания неразрывно связаны с рядом общих и профессиональных компетенций, которые необходимы для дальнейшего совершенствования личности как в социуме, так и в профессиональной деятельности. По итогу воспитательного процесса личность должна быть развита как в интеллектуальном, так и в культурном, социальном и нравственном плане.

-                   В-четвертых, содержание воспитательного процесса при получении среднего профессионального образования обусловлено различными аспектами, например, возрастными особенностями, современными социальными условиями, спецификой различных образовательных программ и т.д. Исходя из этого, можно отметить, что  содержание воспитания в колледжах и техникумах полностью нацелено на личность студента, на его ценности и индивидуальность.

Таким образом, содержание воспитания имеет двоякую природу. Со стороны человековедения под ним понимается совокупность типов воспитательной деятельности, при помощи которых обучающийся овладевает рядом ролей социального характера. Эти роли устанавливают задачи саморазвития и самовоспитания, педагогического воспитания, а действия по реализации данных задач можно обозначить компонентами содержания воспитания. Главными приоритетами для рационального и эффективного воспитания являются правильная мотивирующая составляющая, окружающее человека общество, творческий компонент, новаторские и современные позиции педагогов, стремление к лидерству, коммуникациям, сотрудничеству.


Библиографический список
  1. Андриенко, О.А., Безенкова, Т.А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста / О.А. Андриенко, Т.А. Безенкова. – Перспективы науки и образования, 2018. – №5 (35). – С. 26-32.
  2. Павлова, Е.И. Нравственно-этическое воспитание студентов колледжа / Е.И. Павлова. – Мир науки, культуры, образования. 2019, №2 (75). – С. 136-138.
  3. Сташкевич, И.Р., Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И.Р. Сташкевич. – Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №2 (81). – С. 49-52.
  4. Афанасьева, Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений СПО в процессе воспитательной деятельности / Е.Г. Афанасьева. – Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – №6 (110). – С. 40-47.


Все статьи автора «Перяшкина Арина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: